Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные особенности, школы и понятия древнеиндийской философии.

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  4. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  5. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  8. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  9. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  10. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.

Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.

Во главе государства – раджа

Касты – замкнутые сообщества людей.

1.жрецы – брахманы (высшая каста)

2. купцы, торговцы (вайшьи)

3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс.

Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.

Ведические книги (веды, самхиты):

-духовные источники др. Индийской философии

-первые священные книги

Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.

4 периода в развитии ведической литературы:

1. Ригведы – наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими племенами Индии.

2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) – комментарии к ведам. Поляризация общества.

3. Араньяки – «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.). Отшельники (скиты). Философские раздумья.

4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) – «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология). Миманса (ритуал)

Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (покаята).

Брахман – объективная духовная сущность

1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)

2. божество

3. брахман есть Атман

Атман – субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я».

Атман и брахман бессмертны.

Устремление к попытке понять мироздание. Это философия человека – человек бессмертен. Т.е. нацелена на человека (гармонические отношения человека и окружающего мира).

В упанишадах взаимоотношения с брахман и Атман. Взаимосвязь человека с субстанциями.

Карма (закон воздаяния) – судьба, рок, обусловленная влиянием субстанции или общества. Зависит от образа жизни, поведения человека.

Сансара (земная жизнь) – круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель – еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны.

Нирвана – высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Затрагиваются моральные, нравственные ценности:

1. подавление страстей

2. подаяния бедным

3. сострадание к ближнему.

Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение – отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов – освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила.

4 обета:

1. невреждение – осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений)

2. правдивость

3. отрешенность

4. неворовство

Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы).

Сможет победить если соблюдать:

1. правильное поведение

2. правильное познание

3. правильную веру (веры в джина)

4. победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний)

Буддизм (6-7 в. до н.э.)

Основатель Будда («просветленный», принц Гаутам). Предложил средний путь между аскезой и наслаждением.

4 благородные истины:

1. жизнь это страдание.

2. страдание следует за желанием (жаждой).

3. путь избавления от страданий – избавление от желаний.

4. путь избавления от желаний – следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни → состояние затухающего сознания → достижение нирваны → угасание желаний, связанный с жизнью → полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой.

5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ.

Выводы:

1. Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.

2. идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого

3. обращение к внутреннему миру человека → нравственное усовершенствования человека.

4. понятие нирвана → путь совершенствования человека, преодоление трудностей.

13.Античная философия: общая характеристика.

Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (7-6 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах).

Периодизация по смене основных проблем:

1.Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала, проблема разграничения подлинного от кажущегося). Соседство-соперничество нескольких школ;

2.Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3.Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

4.Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья, смысла жизни. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Фатализм- убеждение в том, что всё предопределено судьбой, смысл- сохранение достоинства. Атараксия- состояние полного спокойствия.

Свобода от лишних потребностей, от противоестественных стереотипов, традиций.

Максимум удовольствия

Жажда в истине

5.Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Особенности:

-Тесная связь с мифологией

-Рационализм- направление, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

-Космоцентризм- космос- живой, разумный, упорядоченный организм.

-Пантеизм- Бог = мир, Тегестическая модель- Бог- личность и творец, Деизм- Бог- творец, и далее существует отдельно от мира.

-Человек- микрокосмос, имеющий божественное начало.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав