Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Скептицизм и стоицизм.

Читайте также:
  1. Античные концепции эпикуреизма, скептицизма и стоицизма.
  2. Античные концепции эпикуреизма, скептицизма, стоицизма.
  3. Античный скептицизм
  4. Античный скептицизм.
  5. Вопрос 4. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  6. Вопрос 9. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.
  7. Главные философские направления (материализм, идеализм, монизм, дуализм, познавательный реализм, агностицизм, скептицизм, диалектика, метафизика).
  8. Истина, ложь, заблуждение в их соотношении. Прагматизм, конвенционализм, скептицизм, фаллибилизм в трактовке истины. Мистицизм в познании
  9. Критика скептицизма

Эллино-римский период:
1) Эпикуреизм

2) Скептицизм

3) Стоицизм

4) Неоплатонизм

 

Скептицизм
Представители:
Пиррон, Тимон, Агриппа, Секст Эмпирик (работа «Три книги пирроновых положений»)
Причина скептицизма – невозможность, которая достигается благодаря противодействию каких-то идей.
Скептицизм противопоставляет свою позицию догматической философии (догматики утверждают, что истина ими найдена).

Скептики – философы, которые ищут истину.
Они говорили об необходимости исследовать природу, чтобы доказать опрометчивость догматиков.
Воздержание от суждений ведёт к невозмутимости (главный принцип).

Тропы (среди рассуждений скептиков):
1) различие между живыми существами.
Различие в происхождении и строении живых существ ведёт к тому, что они по-разному смотрят на мир.
Нет общего мировосприятия.
Животные предпочитают различную пищу и различные предметы. Следовательно, по-разному их оценивают (приятное – неприятное).
Нет критериев, чтобы выбрать привилегированный взгляд на мир. Следовательно, необходимо воздерживаться от суждений.


2) различие между людьми.
У людей разные обычаи, традиции, религиозные предпочтения.
«Индийцы радуются одному, наши соотечественники – другому».
Среди различных взглядов людей невозможно выбрать окончательного.
Логичнее признать, что относительно природы вещей необходимо воздержаться от категоричных суждений.

3) о различиях между ощущениями.

У людей имеются различные органы чувств, по-разному характеризующие предметы.
«Мёд кажется многим сладким на вкус, но неприятным на вид. О том, каков он на самом деле, нельзя сказать». Не ясно, надо ли это вообще делать.

 

«Воспринимаем яблоко как круглое, сладкое, жёлтое. Не ясно, действительно ли у него есть эти три свойства. Не ясно вообще, сколько свойств у яблока. Возможно, что если у человека было больше органов чувств, он воспринимал бы больше свойства у яблока».
О природе вещей лучше воздержаться окончательных суждений.

 

4) о расстояниях.

Издали и вблизи предметы воспринимаются различно.

Расстояния искажают наше восприятие вещей. Следовательно, лучше воздержаться окончательных суждений J

 

5) о состояниях

Воспринимая вещи, мы находимся в каком-либо состоянии (радости, грусти, опьянения, трезвости, сна, бодрости). Воспринимая предметы, мы судим о них, опираясь на данные своего возраста.
«Детям мячи и обручи кажутся серьёзным делом, взрослые выбирают иное».

Воспринимая предметы, невозможно не находиться в каком-либо состоянии. Следовательно, не ясно, какие состояния приводят нас к истинности.

 

6) О постоянном и редко встречающемся
Люди ценят то, что редко встречается.
«Если вода встречалась бы реже, её ценили бы намного выше».
«Если бы люди обнаружили много золота в большом количестве, брошенного на дороге, то перестали бы его ценить».
«Там, где землетрясения случаются часто, люди не удивляются».
«На всякого человека, впервые увидевшего море, оно оказывает сильное впечатление».

Нет оснований предпочитать какую-либо точку зрения истинной.

Высказываться можно, но не о природе предметов, а о впечатлении, о том, как эти вещи представляются в твоём воображении.


Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав