Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. «Критическая» (политическая) философия Канта.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. Ақын-жыраулар философиясы
  5. А. Классическая немецкая философия
  6. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  7. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  8. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  9. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.
  10. Аналитическая философия

 

Два этапа творчества:
1) докритический период
Связан с космогонической гипотезой, которая изложена в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»
2) критический
Связан с тремя произведениями: «Критика чистого разума» (1781 год)
Чистый разум – что это? «Под критикой чистого разума я подразумеваю не критику книг и систем, а критику способности самого разума в отношении тех знаний, к которым он может стремиться в независимости от опыта»

Главная идея Канта в области философии: он стремился осуществить в философии полную революцию.

Зачем он нужна? Он указывает на шаткость и недостоверность метафизики. Отсюда следует заключить, что метафизика подлинной наукой не является.
Кант предлагает осуществлять революцию, следуя примеру геометров и естествоиспытателей.
Необходимо понять, за счёт чего науки приобрели точный характер, которые как раз являются бесспорно точными науками. И тогда можно решить и другой вопрос: возможна ли вообще научная философия.
Точный характер – математика и естествознание, то есть физика.

Теория бытия.
Три главных вопроса критики чистого разума:
1) как возможна чистая математика
2) как возможно чистое естествознание
3) как возможна метафизика (в качестве науки)
Каждый вопрос соответствует, соотносится с способностью человека. Математика – с чувственностью, естествознание – с рассудком, метафизику – с разумом.
Чистый разум = трансцендентальный (независимый от всякого опыта)

Разграничивает априорное (безусловно, независимое от всякого опыта) и апостериорное знание (знание, вытекающее из опыта).
По Канту можно доказать, что всякая наука предполагает наличие априорного знания.

Необходимость и всеобщность - признаки априорного знания.
Что это означает? Из опыта мы узнаём, каков объект. Но из опыта мы не можем установить, что объект и не мог бы оказаться иным. Поэтому если какое-то положение мыслится с необходимостью, то это положение априорное.
Если бы какое-либо положение мыслится как не допускающее исключение, то это, безусловно, априорное положение. Из опыта мы можем заимствовать только примеры, но ряд примеров не может быть закончен. Все теории геометрии, арифметические формулы – априорные.

Как возможна чистая математика?
Трансцендентальная эстетика – наука о всех априорных принципах чувственности.
Доказательство. Анализируя представление о теле, Кант предлагает отбросить сперва все рассудочные определения: субстанция, сила, делимость и т.п. Затем отбросить всё, что относится к ощущениям: непроницаемость, твёрдость, цвет и т.п.
В результате, то, что остаётся, и будет исконными априорными формами чувственности:
1) пространство
2) время
Ответ на вопрос: она является строгой наукой, поскольку в основе арифметики лежат априорные временные представления, а в основе геометрии – априорные пространственные представления.
Эстетика содержит и другое. Если пространство и время являются априорными формами, следовательно, их не следует считать свойствами самой реальности. Априорное знание присутствует только в уме человека, только в субъекте (если это знание не берётся из опыта). Пространство и время – только способ субъективного человеческого созерцания. Самим предметам пространство и время не может быть присущи, раз это человеческое созерцание.
Каждый объект можно рассматривать как бы с двух точек зрения:
1) как он существует в независимости от человека
Объект в этом случае может назван «вещью самой по себе»
2) как он представлен в человеческом опыте
«Вещь для нас» или «явление».

По Канту, всякая наука имеет дело только с явлениями, а о вещах самих по себе научного знания быть не может, потому что наше восприятие их искажено априорными формами (в вещах пространства и времени нет).
Априорные формы действуют в независимости от нашего желания.
С точки зрения Канта, теория бытия никогда не станет подлинной наукой. Он предлагает вообще этот раздел из метафизики исключить.

Теория познания.
Фактически, философия трансформируется в теорию познания, которая должна изучать происхождение, достоверность и границы человеческого знания.
Откуда взялись априорные формы? Научно неразрешим вопрос.
…Агностицизм (учение о непознаваемости мира)…
2) Трансцедентальная аналитика.
Отвечает на вопрос: Как возможно чистое естествознание?

В основе физики лежат особые априорные формы: категории и основоположения (?).
3) Трансцедентальная диалектика

 

Прежняя философия состояла из:
1) рациональной психологии (учение о душе)
2) рациональной теологии (учение о Боге)
3) рациональной космологии (учение о мире)
Рациональная психология, рассматривает содержание этих прежних дисциплин и приходит к результатам: рациональная психология подлинной наукой быть не может, поскольку в рамках учения о душе мы опираемся на понятия. Отсутствует апостериорный элемент (чувственное восприятия), значит, научного знания о душе быть не может.
Рациональная теология – в основе лежали доказательства бытия Бога. Все доказательства сводятся к антологическому аргументу, а антологический аргумент ненаучен. Почему антологический аргумент опирается на идею всесовершенного существа. Но одной идеи для научного знания недостаточно. Необходим апостериорный элемент. Не вопрос научного знания. Рациональная теология наукой быть не может.
Рациональная космология. Прежняя философия запутывалась в противоречащих друг другу утверждениях о космологических идеях.
Первая антиномия – её тезис. Мир конечен в пространстве и времени. Антитезис – мир бесконечен.
Вторая антиномия. Её тезис: всё в мире состоит из простых вещей. Антитезис: в мире нет ничего простого.
Третья антиномия. Её тезис: наряду с необходимостью существует свобода. Антитезис: нигде нет никакой свободы.
Четвёртая антиномия. «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность». Антитезис: нигде нет такой сущности.
Именно критическая философия позволяет наконец решить названные антиномии. Решение таково. В отношение первых двух – ложен и тезис, и антитезис. Они полностью в нашем опыте не представлены.
Третья и четвёртая – тезисы и антитезисы могут быть истинными, но в разных смыслах. Тезисы могут быть истинными для мира «вещей самих по себе». Антитезисы могут быть истины для мира явлений.

 

Этика.
Основы нравственных обязанностей следует искать не в природе человека и не в тех обстоятельствах, в которые он поставлен, а исключительно априори в понятии чистого разума. Нравственность имеет неопытное происхождение. Основоположения в сфере нравственности Кант подразделяет:
1) на максимы
Максима – субъективный принцип, значимый для воли отдельного лица
2) на императивы
Императив – объективный принцип, значимый для всех разумных вещей.

 

Бывают:
а) гипотетическими
Обязательный к исполнению при определённых условиях.
б) категорическими
Обязательны к выполнению всегда. Существует лишь один категорический императив как высший закон нравственности. Главная формулировка категорического императива: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». «Никогда не относиться к человеку, как к средству».

Политика.
Как и просветители, разделял теорию прогресса (человечество развивается от грубости к культуре и цивилизованности).
Главный фактор прогресса – противоречие между людьми, недоброжелательная общительность. Такие качества, как властолюбие и корыстолюбие. Сами они непривлекательные, с моральной точки зрения, но без этих качеств не было бы прогресса.
Состояние «всеобще правовой гражданский строй».
Черты:
1) политическая свобода
2) равенство всех перед законом
3) разделение властей

«Власть не людей, а законов». Подлинное правовое государство не возможно без достижения вечного мира между народами. Вечный политический мир должен быть результатом вечного политического договора. Проект договора предусматривал предварительные и основные статьи («Договора о вечном мире»)
Предварительные статьи:
1) Мирный договор уничтожает все возможные поводы для будущей войны (взаимных отказ государств от территориальных и материальных претензий)
2) Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть.
Кант – один из крупных теоретиков пацифизма
3) Принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств.
4) Внешние долги не должны использоваться как средство политики

Основные статьи:
1) гражданское устройство всех государств должно быть республиканским
2) международное право должно быть основано на федерализме свободных государств.
Все спорные вопросы должны решаться особой международной организацией.
3) право каждого человека жить в любом государстве всемирной федерации (условие всемирного радушия)
Космополитизм кантовской философии.
Переход к гражданскому строю пройдёт мирным путём. Главный фактор – экономический. «Дух торговли – вот что несовместимо с войной». Когда вопрос о войне и мире будет решаться народом, очевидно, народ за войну не выскажется.
Можно лишь теоретически предсказать, что отказ от войн рано или поздно произойдёт, но неизвестно, когда. Наступление вечного мира зависит от каждого человека, от его поведения.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав