Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Конфуцианство и легизм.

Читайте также:
  1. Даосизм и конфуцианство.
  2. Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство
  3. Конфуцианство
  4. Конфуцианство
  5. Конфуцианство и даосизм
  6. Конфуцианство и даосизм имеют одинаковое происхождение. Свиток Годяньчу - открытие тысячелетия.
  7. Конфуцианство.
  8. Конфуцианство.
  9. Конфуций и конфуцианство

 

Конфуцианство

(господствующая идеология)

Текст: «Беседы и суждения» (Лунь-юй)

Управление страной на основе добродетели и ритуала.

1. Добродетель

Благополучие государства зависит от добродетели правителя, которому пытаются подражать подданные.

«Мораль добродетельного человека подобна ветру, мораль низкого – траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Добродетель, по Конфуцию, отлична от христианской.

«На зло отвечают справедливостью, на добро отвечают добром».

Ученик: можно одним предложением выразить правило, которому будешь следовать всю жизнь?

«Не делай другим того, чего не желаешь себе».

«Если управлять страной, используя наказание, то люди всегда будут нарушать закон. Но если у каждого будет моральный закон в душе, государству не останется повода для наказания».

«Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде».

 

Ученик: как следует вести государственные дела?

«Нужно, чтобы было в достатке продовольствия, военное снаряжение, и чтобы простолюдины доверяли правителю».

У: но если в государстве всё будет неблагополучно, чем можно пожертвовать?

«Можно отказаться от военного снаряжения».

У: но если в государстве нет военного снаряжения?

«Можно отказаться от продовольствия. С древности и до наших дней люди всегда умирали, но если у народа будет недостаток веры в правителя, государство не может быть устойчиво».

 

2. Ритуал (правила поведения)

Все сферы общественной жизни должны быть регламентированы.

Политическая роль ритуала:

1) следование ему приводит людей к согласию

2) именно он позволяет каждому наилучшим образом раскрыть свою природу

«Почтительность без ритуала приводит к суетливости, осторожность без ритуала – к боязливости, смелость – к смутам, прямота – к грубости».

Ритуал - средство контроля в будущем.

У: можно ли знать, что будет спустя 10 поколений людей?

«Зная ритуал, мы будем знать, что будет спустя 100 поколений людей»

Идеология консервативна: «Я подражаю старине, а не сочиняю», «Я люблю древность и усердно ищу её».

Программа исправления имён (связана с ритуалом): каждый человек должен занимать то место в общественной иерархии, которое соответствует его природе.

«Правитель должен быть правителем, слуга – слугой, отец – отцом, а сын – сыном».

 

О современных правителях:

«Зачем говорить о тех, чьи способности можно вместить в бамбуковую корзинку?»

 

Люди делятся на благородных и низких.

Критерии:

1) благородные думают о долге/общественном благе, низкие – о личной выгоде

«Богатство и власть, полученные нечестным путём, подобны облакам…»

«Если государство управляется правильно, бедность и знатность должны вызывать стыд, если государство управляется неправильно, богатство и знатность должны вызывать стыд».

 

2) благородный живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. Низкий же следует за другими людьми, но не живёт с ними в согласии.

3) Благородный стремится к знаниям. Низкий – нет.

Знания:

1) высшее (утверждается в Лунь-юй врожденно)

2) знания, полученные в результате обучения

3) знания, полученные в результате преодоления трудностей

«Ничтожен тот, кто не способен обучиться даже в результате преодоления трудностей».

«Всё, что видишь, всё, что слышишь, молча откладывай в сердце. Не чувствуй пресыщения от усердного учения».

«Высшая мудрость и крайняя глупость неизбежна»

«Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких и глубоких принципов»

«Того, кто по одной стороне квадрата не в состоянии составить представления о трёх оставшихся, не следует учить».

 

4) Благородный признаёт действия в мире судьбы.

«Всё первоначально предопределено судьбой, и здесь нечего ни убавить, ни прибавить».

Низкий не признаёт судьбу и смеётся над ней.

 

5) Благородный стремится к самосовершенствованию, низкий – нет.

«Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других?»

 

Философский интерес Конфуция сосредоточен на этико-политической проблематике.

«Что такое знания? Это, значит, знать людей». Знания об обществе.

 

Легизм

(Фа-цзя)

Основатели: Шан Ян, Хань Фэй

Прогрессивная школа.

Нетерпимость к инакомыслию (все философские школы были запрещены).

«Если человек хочет учиться, пускай приходит к чиновникам».
Указом: сдать государственным чиновникам все книги (по литературе, философии, истории, но по медицине и сельскому хозяйству можно было оставить).

Обоснование этого: необходимость искоренения плюрализма мнений.

«Лёд и горящие угли не могут быть долго вместе в одном сосуде, холод и жара не могут наступить одновременно. Запутанные и противоречивые учения не могут быть в равной мере применены при управлении государством».

 

Управление страной на основе закона.

«У закона две рукоятки: награда и наказание». Причём награда должна быть незначительной, наказание же жестоким и внушающим трепет (на одну награду - девять наказаний).

Сама добродетель идёт от наказания.

Метод возврата к добродетели путём применения смертной казни.
Выступали против Конфуция:

1) принцип добродетели уподобляет государство большой семье, но ведь и в маленьких семьях бывают конфликты

2) управление на основе ритуала.
Правила поведения со временем меняются.
Разные правители достигали владычества по-разному. Старые и новые средства не одинаковые.
Приводить доказательства, ссылаясь на древних правителей – если не глупость, то обман.
Наводить порядок в стране следует прежде, чем вспыхнут беспорядки.
Искоренить смуту другими путями нельзя.

«Жестоко карать мелкие проступки, и тогда крупным преступлениям неоткуда будет взяться».

Правитель царства, де господствует порядок, умеет пресекать преступление. Но какое же существует средство для искоренения малейшего зла? Нужно заставить людей следить за настроениями друг друга.
Система взаимной ответственности (5 человек, один из которых, к примеру, нарушает закон, тогда все остальные 4 должны донести, иначе человек из другой группы может «настучать», и тогда наказание понесут все пятеро).

 

Концепция легизма:

Для того, чтобы сделать закон всесильным, нет более насущной задачи, чем искоренения преступлений, а для искоренения преступлений нет более глубокой основы, чем жестокие наказания».

 

 

Почему школа закона уступила конфуцианству?

Уязвимое звено: концепция управления чиновничьим аппаратом.

«Закон должен быть ясен и понятен для всех, а искусство управления вовсе не следует показывать».

Правитель должен сеять недоверие среди чиновников, чтобы скрыто управлять ими.

Выгода государя (иметь способных поданных и назначать их на должности) и выгода чиновников (не имея способностей, распоряжаться делами) противоположны.

«Идеал правления – когда подданные не могут постичь идеал управления»

Центр – император.

Все нити управления исходят от него.
Смерть императора повлекла за собой крушение школы легизма. Вследствие его смерти возникла борьба между сыновьями за власть. Династия Хань (?), поддерживающая конфуцианство.

 

Древнеиндийская философия.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав