Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Философия Аристотеля.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. Ақын-жыраулар философиясы
  5. А. Классическая немецкая философия
  6. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  7. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  8. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  9. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.
  10. Аналитическая философия

 

Всякое рассуждение направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо на умозрительное.

Типы наук:

1) теоретические науки

а) философия (=метафизика)

- наука о первопричинах и началах

- наука о сущем как таковом

- наука о божественном

Бог – одно из начал, но есть и другие начала, поэтому метафизика не сводится к богопознанию. Она имеет дело с неизменным, вечным и бестелесным.

 

б) физика (вторая философия)

Изучает подвижное, изменчивое и телесное. Исследует природное бытие.

 

в) математика

Направлена на исследование природы, но отличие математики от физики в том, что она исследует природу в количественном аспекте.

 

2) практические науки

а) этика

б) политика

в) экономика

 

3) творческие науки

а) поэтика

б) риторика

 

Философия (метафизика)

В основе лежит учение о четырёх причинах.
Причин и первоначал бытия не может быть бесконечное количество, потому что, в таком случае, если бы начал было бесконечное количество, то мы бы не могли обладать научным знанием о вещах.

«Бесконечно прибавляемое нельзя пройти в конечное время»

 

Четыре причины:

1) материалистическая

Существование материалистической причины признавалось всеми философами. Но, по Аристотелю, одного материального бытия для объяснения мира недостаточно.

2) формальная

Форма – вечная сущность вещи.
Чувственно воспринимаемые вещи изменчивы, а научное знание неизменчиво. Следовательно, объект наук – неизменное, вечное и бестелесное.

3) действующая

4) целевая

«Если мы видим, что вещи способны к улучшению, это происходит благодаря стремлению к некой цели».
Совершенствование вещи доказывает наличие целевой причины.

Пример: дом

Материя – глина, кирпичи

Форма – то, что фиксирует его сущность

Действующее – архитектор, строитель

Цель – назначение дома

 

Первая и последняя материя

Последняя – то, с чем сталкиваемся на опыте.

Первая – чистая неопределённость. Возможность, но недействительность. Всецело потенциальна. Бесконечный субстрат. Чувственно не воспринимаемая.
Но, когда первая материя соединяется с формой, превращается в последнюю.

Что главное: материя и форма
Действительная причина без формальной не может рассматриваться.
Целевая без формальной не встречается.

Следовательно, с формальной причиной должны быть целевая и действительно (по умолчанию).

 

Все вещи – единичные субстанции, слагаемые из материи и формы, кроме первой материи и перводвигателя (т.е. Бога).

 

Обоснование существования Бога Аристотель ведёт из анализа движения: видимые нами вещи получают движение друг от друга, но цепь движущих причин не может уходить в бесконечность, иначе движения, получается, нет/оно бессмысленно.
Должен существовать вечный и неподвижный источник движения (Бог).
Характеристики:

1) если Бог – перводвигатель, он должен быть неподвижным.
Если бы был подвижным, то он получал бы импульс к движению от другого источника, т.е. не был бы первоисточником движения сам.
2) Бог нематериален.

Движение – свойство нематериального мира.

3) Существование мышления. Бог – чистая мысль, форма. Форма всех форм.

Мышление:

1) теоретическое

2) практическое

 

Мысль Бога не может быть практической, иначе у него была бы в чём-то потребность, практическая нужда. Он может рассуждать лишь о самом благородном предмете: мышление о мышлении.

 

Предположим, что Вселенная бесконечна, тогда приходим к противоречию: бесконечное тело должно быть или простым (Вселенная состояла бы тогда из одного элемента, но есть же огонь, земля, вода, воздух), или сложным (подобно тому, как часть воздуха является воздухом, так и часть бесконечного должна быть бесконечной, т.е. одна бесконечность должна состоять из нескольких бесконечностей).

Отсюда вывод: Вселенная конечна, мир ограничен в пространстве.

Два мира:

1) надлунный (эфир)

2) подлунный (огонь, земля, вода, воздух)
Почему в надлунном мире эфир?
Небесное пространство обширнее. Если бы эфира не было, то небеса состояли бы из воздуха. Тогда воздух поглотил бы остальные элементы (т.к. его стало бы гораздо больше).
Мир существовал вечно, причём в том же виде, что есть и сейчас (Вселенная не эволюционирует).

 

 


Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2019 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав