Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

вопрос. «Абсолютный (диалектический) идеализм» Гегеля.

Читайте также:
  1. А) «Бумажный» вопрос.
  2. Абсолютная идея и учение о духе Гегеля.
  3. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
  4. б) Технический вопрос.
  5. Вопрос 12. Диалектика субъекта и объекта в философии И.Фихте и Ф.Шеллинга. Философская система Г.В.Гегеля.
  6. ВОПРОС № 3 Возникновение государственности у славян. Норманнский вопрос.
  7. Вопрос.
  8. Вопрос.
  9. Вопрос.
  10. Вопрос.

Работа: Энциклопедия философских наук (1817 год)
Предметом философии выступает действительность («Познать то, что есть – вот в чём задача философии»).
Действительность исследуется частными науками и религиями. Отличие между ними не по предмету, а по методам исследования.
Религия опирается на веру, в то время как философия – это мышление в понятиях, причём, это систематическое мышление.
Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного.
Философия опирается на выводы частных наук, а использует их и обобщает, формулирует категории высшей степени общности.
Таким образом, философия – высшая степень общности.

Диалектика -
Подразумевает два различных аспекта в трактовке Гегеля:
1) гносеологический
Диалектика выступает как метод познания.
В познавательном процессе необходимо последовательно проходить три ступени:
а) рассудочная
На этом этапе необходимо зафиксировать противоположности
б) диалектическая
Разум – взаимный переход противоположностей
в) спекулятивная (умозрительная)
Разум постигает единство противоположностей
2) антологический

Использует три принципа диалектического метода:
1) принцип движения от абстрактного к конкретному.
В любой науке исследование должно начинаться с наиболее бедных содержанием категорий. Постепенно исследование должно продвигаться к более богатым содержанием категорий
2) принцип триады.
В процессе познания выдвигается тезис, которому противопоставляется антитезис.
Содержание в дальнейшем объединяется синтезом.
Всякий синтез выступает тезисом для новой триады.
3) единство исторического и логического исследования.

Диалектика как теория бытия
Антологический аспект диалектики:
Отказывает рассматривать субстанцию как статическому образованию.
Она подвергнута изменениям.
Мировая субстанция – идея, разум.
Отсюда и название «абсолютный идеализм».
«Понятие не настолько бессильно, чтобы существовать только в уме человека».
«В мире есть разум, под этим мы понимаем, что разум есть душа мира, пребывает в нём, есть его подлинная внутренняя сущность».
Мышление представляет собой не только субстанцию внешних вещей, но также и всеобщую субстанцию духовного. Именно это субстанционное мышление Гегель называет абсолютной идеей.

Три этапа в развитии мировой субстанции:
1) наука логики
Её предметом выступает изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было вечного духа.
Наука логики основная из всех трёх дисциплин. Философия природы и духа является только прикладной наукой, поскольку они исследуют логические формы в образах природы и духа.
Что такое логические формы/категории? Они выступают в сущностном основании предметного мира. Иначе говоря, видимые нами вещи существуют только потому, что они соответствуют, отражают некие вечные логические формы, предшествующие человеческому разуму.
Эти логические формы Гегель называет метафизическими определениями Бога.
Изучение процесса взаимного перехода логических категорий.
С точки зрения Гегеля, полным доказательством его теории является анализ взаимного превращения (перехода) категорий.
В соответствии с принципом движения, наука логики должна начинаться с самого бедного понятия, которое мы можем только найти. Необходимо понять определённость как наипервейшее. Самое бедное понятие – это чистое бытие (его нельзя ни ощущать, ни созерцать, его можно только мыслить). В силу своей бессодержательности, чистое бытие переходит в небытие.
«Нет ничего ни на небе, ни на земле, чтобы содержало себе небытие и бытие».
Переход чистого бытия в ничто подразумевает движение.
Третья категория – становление. Оно не бессодержательно. Оно предполагает некоторую определённость. Отсюда мы получаем новую категорию, которая характеризуется как «качество».
Качество превращается в количество.

2) философия природы.
На определённой ступени своего развития абсолютная идея отчуждает себя в природу.
В мире царит дурная бесконечность, то есть непрерывное повторение предметом и индивидом (повторение без качественного развития). Подлинное творческое движение возможно только в сфере духа, но не в мире природы.

3) философия духа
Речь идёт о человеческом сознании, то есть о выделении из природного мира человеческого разума.
Это третья ступень мирового процесса.
Триада:
1) Субъективный дух
Основные науки: психология и антропология
2) Объективный дух
Речь идёт о человеческом обществе. Гегель выступает апологетом частной собственности. Человеческая личность без частной собственности невозможна. Невозможно и социальное равенство.
Но всё же он говорил о диалектике гражданского общества.
Диалектика означает неравномерное распределение в материальном плане, которое влечёт за собой социальный конфликт.
Предлагает некоторые меры по смягчению социальной напряжённостей. Все они носят нереволюционный характер. Например, он предлагает позволить нищим добывать себе средства открытым нищенствованием. Полагал, что оно должно быть упорядоченным: каждая корпорация должна снабжать своих членов средствами существования.
Во-вторых, предлагает внешнюю торговлю.
Третья мера – колонизация новых земель. При этом Гегель говорил, что особая социальная острота присуща Англии, не в Германии.

 

Согласно Гегелю, правильно государственное устройство предполагает наличие трёх сословий:
1) всеобщее
Бюрократический аппарат.
2) формальное
Промышленное сословие
3) субстанциональное
Оно включает земледельцев (плюс наёмные работники)

Наилучшая форма правления – наследственная монархия. Подлинный суверенитет может принадлежать только монарху, не народу.
Народ без монарха – это бесформенная масса. Да и вообще народ сам не знает, чего он хочет, поэтому нуждается в руководителе.
Истинная монархия всё же не является абсолютной, предполагает разделение властей:
1) монархическая (княжеская)
Включает три элемента:
а) личность монарха
б) постоянные законы
в) особый совещательный орган
Монарх подписывает документы, составленные совещательным органом. Может и не подписывает (одобряет политические решения или накладывает на них запрет).
«Монарх должен ставить точку над «и», хотя саму букву он не пишет»
2) правительственная
3) законодательная

Речь идёт о конституционной монархии. Концепция соподчинения властей (правительственная и законодательная зависят от монархической: правительство и законодательное собрание утверждаются и формируются монархом, а не национальным выбором).
Великие решения всегда принимались вопреки общественному мнению. На него ориентироваться нельзя.
Механизм формирования: корпорации должны выдвигать в его состав представителей. Дальше монарх либо утверждает их, либо нет.
В законодательстве все изменения должны происходить постепенно.
Основной путь развития государства – реформистский.

Рассматривая всемирную историю, он выделял 4 периода:
1) Восточный мир.
Для этого этапа характерна формула: «Свободен один, остальные – рабы».
2) Греческий мир.
3) Римский мир.
Для греческого и римского: «Свободны некоторые, но не все»
4) Германский мир.
«Свободны все»
Эту формулу Гегель связывает с распространением христианства.

Вечный политический мир – недостижимые разумные мечтания.
При этом говорил, что войны позволяют усиливать единство между гражданами (если война удачна).
Философия милитаризма.
Каждое государство имеет абсолютный суверенитет.
Подлинным деятелем всемирной истории выступает субстанциональный дух. Именно в этой связи: «Хитрость мирового разума».
В ходе истории люди преследуют различные цели. Результатом является цель мирового разума, использующий людей в качестве инструментов.

История движется (прогресс мировой истории) благодаря «героям», «великим людям», увлекающие за собой толпу. Как правило, это полководцы (Александр Македонский, Цезарь).
Смысл мировой истории – прогресс в сознании свободы.
Великие люди, как и самые обычные, значительны до тех пора, пока выполняют волю мирового разума. Как только цель мирового разума достигнута, великие люди отбрасываются.

3)Абсолютный дух
Речь идёт о формах общественного сознания.
Ещё одна основная триада:
1) искусство. В своём развитие проходит три этапа:
а) символическое
Характерно для архитектуры Древнего Востока
б) классическое (античное)
в) романтическое (западно-европейское)
Полагал, что в его время происходит разложение романтического искусства, которое означает разложение искусства вообще. «Ни Софокл, ни Шекспир не возможны снова в наше время. То, что так возвышенно было высказано, высказано до конца».
Прогресс завершён, но искусство остаётся. Другое дело, что новые произведения не могут быть новыми достижениями в искусстве. Но прогрессивное искусство завершено.

2) религия.
Три этапа:
а) естественная.
Сюда относится система: даосизм, конфуцианство, буддизм
б) религия духовной индивидуальности.
Иудаизм и античная мифология
в) абсолютная религия.
Высшая форма религии – христианство (в форме лютеранства).

3) философия
Высший способ исследования мирового духа (лучше познаёт реальность).
Три этапа:
а) греческая.
б) средневековая.
в) новоевропейская.

 

Единство исторического и логического.
Историческое развитие философии отражает процесс саморазвития мировой субстанции.
В истории философии мы встречаем различные формы логической идеи в виде выступавших друг за другом философских систем. Каждой категории можно поставить своё философское учение, её разрабатывавшее. Все философские ступени – ступени единой философии. Ни одно подлинное философское учение не было и не может быть опровергнуто.

По мнению Гегеля, процесс саморазвития субстанции не продолжается до бесконечности. Имеется точка, завершающая пункт развития мирового духа. Это означает, что всякое творческое и качественное развитие прекратится, нельзя будет добавить научных данных. И эта точка – момент, когда субстанция достигнет полного самопознания. В этом суть мирового процесса (она должна постичь собственную природу через человеческий дух). Мировой разум осознаёт себя посредством человеческого сознания.

Когда система будет создана, мировой разум придёт к самопостижению. Под этим он подразумевал собственное учение.

 

 

ПЛЮС: прочитать не помешало бы - История философии. Под ред. Васильева В.В, Кротова А.А, Бугая Д.В. Учебник_2005 -680с.pdf

На стене в ВК (в группе) уже была вывешена ранее, поищите.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав