Читайте также:
|
|
Постепенное ограничение свободы завещания вводилось под влиянием той мысли, что существуют такие отношения между завещателем и его близкими, которые он не вправе игнорировать, распоряжаясь своим имуществом mortis causa. Соответствующие ограничения, сформулированные в разное время, составили право необходимого наследования в объективном смысле.
В квиритском праве эти ограничения сводились к требованию, чтобы завещатель либо назначил наследниками своих подвластных агнатов, либо открыто лишил бы их наследства. В противном случае, его завещание могло потерять силу целиком или частично. По преторскому эдикту это правило распространилось и на эмансипированных детей. Это означало, что умолчание о них в завещании давало им право на особый иск, посредством которого от наследования отстранялись посторонние лица, указанные в завещании.
Однако таких формальных ограничений права завещания было недостаточно. Восполнение пробела осуществилось в деятельности центумвирального суда - специальной судебной коллегии, занимавшейся рассмотрением споров о завещаниях. Было выработано следующее правило: завещатель обязан оставить определенную часть своего имущества некоторым родственникам (нисходящим, восходящим, полнородным и единокровным братьям и сестрам); в противном случае эти лица приобретали право оспорить завещание по нелюбезности, доказывая, что завещатель нарушил свой моральный долг. Суд мог удовлетворить их требования основываясь на фикции (заимствованной из греческого права), что завещатель, составляя завещание, был не в своем уме.
Чтобы предотвратить такой иск, завещатель должен был в своем завещании оставить указанным лицам так называемую обязательную долю (portio debita)наследства. Сначала эта доля равнялась одной четверти того имущества, которое управомоченное лицо получило бы, наследуя по закону. При Юстиниане обязательная доля была увеличена и, кроме того, была поставлена в зависимость от реальной величины доли управомоченного лица при наследовании по закону. Так, если доля в имуществе при наследовании по закону должна была бы составить четверть наследственной массы, то обязательная доля равнялась трети этой законной доли. Если доля в имуществе при наследовании по закону должна была составить меньше четверти наследственной массы, то обязательная доля увеличивалась до половины данной законной доли.
Завещатель мог предотвратить отмену завещания и не оставляя обязательной доли. Это происходило тогда, когда он лишал возможного наследника права на наследство по достаточным основаниям. Такими основаниями признавались следующие: недостойное поведение предполагаемого наследника по отношению к наследодателю; желание завещателя принести пользу самому наследнику (если он, например, признан расточителем, то наследником в завещании назначается его сын, который выплачивает расточителю алименты). При Юстиниане перечень оснований для отказа в обязательной доле был расширен. А именно, таковыми были признаны: причинение опасности для жизни завещателя; создание помех при составлении завещания; безнравственный образ жизни нисходящей родственницы; вступление нисходящей родственницы в брак до достижения двадцатипятилетнего возраста против воли родителей.
Принятие наследства (aditio, acquisitio hereditatis)
В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства. Именно на этот момент определяется круг лиц, призываемых к наследованию. Однако они приобретали права на оставленное умершим имущество не в момент открытия наследства, а после того, как вступали в наследство.
Принятие наследства могло осуществляться посредством формального или неформального заявления об этом, или посредством конклюдентных действий, то есть такого поведения наследников, из которого можно сделать вывод о их намерении принять наследство.
Понятие трансмиссии. В то же время постепенно сложился институт наследственной трансмиссии, transmissio delationis, т.е. переход права при нять наследство к наследникам лица призванного к наследованию, но не ус певшего до своей смерти осуществить aditio hereditatis.
По древнейшему цивильному праву наследственная трансмиссия была невозможна: если призванный к наследованию наследник по закону не при нимал наследства, оно признавалось бесхозяйным. По преторскому праву bonorum possessio предлагалась в таком случае дальнейшим наследникам. Ес ли же наследства не принимал до своей смерти наследник по завещанию, то открывалось наследование по закону. Таким образом, право принять наслед ство рассматривалось как личное право наследника, не переходящее к его на следникам.
Из этого общего положения стали, однако, постепенно допускать исклю чения. Претор допустил, что если наследник умер, не успев без своей вины принять наследство, то по расследовании дела (cognita causa) его наследни кам в порядке restitutio in integrum может быть предоставлено право принять наследство. В праве Юстиниана это правило обобщено: если смерть наслед ника последовала в течение года со дня, когда он узнал об открытии для не го наследства, или в течение испрошенного им spatium deliberandi, то право принять наследство считается перешедшим к его наследникам, которые и мо гут осуществить это право в течение срока еще остающегося, в силу общих правил, на принятие наследства.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 72 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |