Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Антропосоциогенез - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens как вида в процессе формирования общества.

Читайте также:
  1. I. История становления лингвистических традиций.
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. I. ПРОБЛЕМЫ С ДЫХАНИЕМ
  4. II. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормам формирования тренировочных нагрузок
  5. II. Компьтер и книга: проблемы детского «нечтения».
  6. II. Проблемы соотношения бытия и мышления в элеатской школе.
  7. II. Факторы биологической эволюции
  8. III. Из истории становления и развития детской иллюстрированной книги в России.
  9. III. Исторические этапы формирования современной науки
  10. III. Основные положения синтетической теории эволюции

В антропосоциогенезе человек рассматривается как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. Антропосоциогенез – социально-биологическая эволюция человека. Во главу угла ставится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения.

В данном плане философская антропология имеет комплексный характер и охватывает человеческое существование во всей его полноте, определяя при этом место и отношение человека к окружающему миру.

Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет.
Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер(человек развивался вместе с обществом). Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, \»сначала\» возник труд, \»потом\» — общество, а \»еще позднее\» — язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет его в качестве центрального, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.

48. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество.

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что “тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как...”.

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса.

Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий;

Платон - в заботах о душе;

Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином;

Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства;

Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении к богатству;

Стоики - в покорности судьбе.

 

Такое же многообразие точек зрения наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше - в “воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль - в достижении выгоды, пользы, успеха.

 

*В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. Перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Иное понимание смерти характерно для философии.

 

*Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса.

 

Известный французский философ М.Монтень отмечал, что “бессмертие обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом”.

 

Выдающийся английский ученый и философ Б.Рассел писал: “Бог и бессмертие - эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно”. Стремясь показать, что душа, как и тело, смертны, Рассел пишет: “Все свидетельствует о том, что наша умственная жизнь связана с мозговой структурой и организованной телесной энергией. Разумно было бы предположить поэтому, что когда прекращается жизнь тела, вместе с ней прекращается и умственная жизнь ”. Для доказательства несостоятельности религиозного постулата о бессмертии души Рассел приводит следующие аргументы: “Любой человек, наблюдающий рождение, выкармливание и детство ребенка, не может всерьез утверждать, что душа есть нечто отделимое прекрасное и совершенное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается подобно телу и берет что-то от сперматозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может быть неделимой”.

 

Отрицая возможность личного бессмертия, оставляя надежды на “загробную жизнь”, философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения, отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного.

 

Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры

Одна из основных задач философии – помочь человеку стимулировать в нем творческие, созидательные силы. Чем масштабнее и яснее человек мыслит, тем отчетливее он осознает свое бытие: смысл жизни, предназначение его в этом мире, уязвимость своей индивидуальности и т.д.
Творческий характер человеческого духа в сфере понятийного мышления в наиболее яркой форме выразился в выработке термина «единое». Творчество, основанное на свободном, креативном (созидательном) акте, с одной стороны, является для человека единственно возможным способом утвердить свое бытие в мире через создание «второй» природы – культуры, а с другой – именно посредством свободы и творчества обретается действительно целостное взаимодействие различных проявлений жизни, «предлагающих» себя думающему, культурному человеку для совместного сосуществования в процессе бесконечного развития мира.
Категория свободы считается одной из высших человеческих ценностей, стремление к которой свойственно людям на протяжении всей истории общества

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 83 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав