Читайте также:
|
|
В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Габриэлом Алмондом и Сиднеем Вербой. С 1958 по 1962 г. Они предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концепция была представлена в работе «Гражданская культура: политические позиции и демократия в пяти странах» вышедшей в 1963 году. Исследователи, работавшие в бихевиористской традиции, но в то же время находившиеся под сильным воздействием методологии М.Вебера, ставили своей целью выделить тип политической культуры, в наибольшей степени способствующий стабильному функционированию и развитию либеральной демократии. Эта работа, ставшая классической, основывалась на результатах широкого опроса общественного мнения, который в 1959 - 1960 гг. был проведен одновременно в пяти вышеперечисленных странах, и историко-сравнительном исследовании политических культур этих пяти стран
Если мы собираемся отношения между политическими и неполитическими позициями и моделями поведения, нам необходимо определить первые от последних. Полит.культура нации- распределение образцов, ориентаций относительно полит. объектов среди членов нации.
Ориентации:
1. когнитивные
2. аффективные
3. оценочные
Виды: патриархальная, подданническая, полит. культура.
Гражданская к-ра- это смешанная полит. культура. В её рамках граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных».У тех кто играет активную роль кач-ва прихожан и подданных не полностью вытеснены.
Такая культура включает в себя несовместимые позиции, кажется наиболее соответствующем потребностям демократической полит.культуры. Существует разрыв между реальным полит. поведением опрошенных лиц и их восприятием своей способности и обязанности действовать.
Эти разрывы- между высокой оценкой и более низким уровнем реального вмешательства позволяют понять каким образом дем. полит. культура способствует поддержанию баланса между включённостью элиты и её ответственностью.
Тезис об ответственности даёт возможность почему важнейшие полит. вопросы, если они остаются нерешёнными, порождают нестабильность. Баланс между активными и пассивными может поддерживаться только в случае, если полит. вопросы стоят не остро.
В целом развитие поддерживается не только имеющимся у индивидов наборов позиций, но и регулированием позиций между типами участников полит. процесса. Это служит урегулированию баланса.
22. Переход к гражданской культуре и стабильность новой демократи и.
Крайне интересными представляются факторы, выделенные непосредственно авторами «Гражданской культуры» Г. Алмондом и С. Вербой.«Приведённые нами данные показывают, что обучение является важным фактором, определяющим политические позиции, причём фактором, которым легче всего оперировать. Огромное преимущество обучения заключается в том, что те навыки, для выработки которых изначально могли требоваться годы, начинают распространяться гораздо легче, раз уже есть люди, ими владеющие. Как свидетельствуют наши данные, путём обучения могут быть развиты многие важные компоненты гражданской культуры. Оно может дать индивидам навыки политического участия. Людей можно научить тому, как получать информацию; их можно познакомить со средствами массовой информации; им можно дать знания о формальных политических структурах, равно как и о значении правительственных и политических институтов»
Огромное значение имеет сделанное авторами в конце книги резюме: «Проведённое нами исследование позволяет, однако, утверждать, что любой подход к модернизации содержит в себе семена гражданской культуры. Какому бы аспекту процесса модернизации ни был бы отдан приоритет, в любом случае резко возрастут требования к образованию, а повышение образовательного уровня приведёт к созданию некоторых компонентов гражданской культуры. Таким образом, предполагаемое изменение политики в области образования даст дополнительные социальные дивиденды. Высока также вероятность того, что при любом подходе к модернизации возрастёт удельный вес той части общества, которая связана с городской промышленностью. А мы знаем, что городская промышленная семья и соответствующий тип деятельности несут в себе гражданские потенции. Резюмируя, можно сказать, что эти процессы – образование и индустриализация, составляющие сердцевину модернизации, создают возможность демократии»
Роберт А. Даль в своей статье, касается такой важной темы в процессе формирования «гражданской культуры» как формирование чувства сопричастности у граждан одного государства. «Решающая роль в этой области принадлежит учебным заведениям и средствам массовой информации» пишет Даль.
Из выше процитированного можно сделать ряд выводов, относительно факторов, при которых возможно формирование «гражданской культуры» и инструментов для её построения. Естественно без формирования социополитической, экономической и общекультурной среды, благоприятствующей вызреванию демократических принципов невозможен вышеупомянутый процесс. Применительно к современной России речь должна, очевидно, идти, прежде всего, о рынке (как универсальном механизме общественного регулирования, выходящего за пределы экономической сферы) и гражданском обществе, свободном от опеки со стороны государства. На этом поприще могли бы проявить себя политические партии, общественные объединения, а также СМИ и деловые круги.Огромную роль играет политическая социализация подрастающих поколений, обучение граждан и политическое образование. Однако привить людям демократические ценности и установки с помощью одного лишь целенаправленного обучения невозможно. «Гражданская культура передается в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах — в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно как и в политической системе, как таковой. Помимо того, что молодые люди усваивают политические ориентации путем направленного обучения, «они также обучаются, соприкасаясь с политическим опытом, который не рассчитан на то, чтобы на нем учились политике, как это случается, когда ребенок слышит, как его родители обсуждают политические вопросы, или наблюдает за тем, как действует политическая система. Формирование политических ориентаций может быть и неявным, и неполитическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид получает представление о власти на основе собственного участия в делах семьи либо школы или начинает судить о том, заслуживают люди доверия или нет, на основе ранних контактов с взрослыми»
23. Концепт политической культуры А.И.Соловьева.
Соловьев говорит, что место и роль ПК в полит процессе до сих пор не обнаружено по 3м причинам:
1) исключительная сложность культурных явлений
2) особенность языка полит науки, который с легкостью относится к условности употребления понятий и категорий
3) широчайшее распространение технократических методологий ограничивает возможности научного знания теориями среднего уровня, с помощью которых сложно анализировать неинституциональные составляющие политики
Соловьев считает, что чтобы выявить место и роль ПК необходимо выделить характеристики явлений, кот они должны обладать, чтобы считаться относящимися к ПК. А для этого нужно добиться определенности в интерпретации таких проблем как соотношение культурного и социального, нормативного и индивидуального, взаимосвязь национальной и политической культуры, уточнение сущности политического и т. д.
Соотношение культурного и социального:
Самовыражение человеком своих интересов и целей прежде всего осуществляется на основе его способности ориентироваться в социальном пространстве за счет наделения значимых для него объектов тем или иным смыслом. Соловьев называет это преобразованием психики в социально ориентированное мышление. Отыскивая в явлениях смысл, человек «формирует свою картину мира, стиль жизни и образ своего Я». Поэтому, как справедливо отмечал М. Вебер, «мы являемся людьми культуры» постольку, поскольку одарены «способностью и волей занимать сознательное отношение к миру и придавать ему смысл». Постепенно появляются устойчивые коллективные образцы смыслов, иерархия ценностей. А действие взятое без привнесенной ценности не является социокультурным явлением. Таким образом, все дейсвтия, происходящие в соц контексте и имеющие смысл являются социокультурными.
Со временем ценности становятся культурными нормами. Через нормы культура подтягивает деятельность до определенных стандартов деятельности, табуируя тем самым те или иные виды и формы активности. К нормам приучают в процессе воспитания, но культурные нормы не предполагают от личности отказа от всего того, что выходит за рамки их требований. Акцент в их восприятии делается на свободное обращение личности к содержанию общественных требований. Контроля за соответствием поведения субъекта нормам не предусматривается. Только самоконтроль и индивидуальные требования личности к себе могут играть здесь свою упорядочивающую роль. Таким образом соотносится нормативное и индивидуальное в концепции Соловьева.
Таким образом, культура предстает не как механизм реализации норм, идеалов и принципов, как полагают некоторые авторы, а являет собой способ постоянного овладения человеком богатством «коллективного интеллекта», возвышения индивидуальной субъективности до общественно признанных ценностей.
Усвоение, переработка и актуализация человеком того или иного содержания прошлого опыта, заключенного в нормах, создают феномен традиции, еще одного социокультурного феномена. Традиции выражают потребность в воспроизводстве тех или иных связей, норм, образцов поведения и других элементов прошлой деятельности, имеющих актуальное
значение. Бывают и невоспринятые традиции — это как бы «блуждающие» жизненные формы, ни для кого не обязательные и ненужные идеи и ценности. Традиции - механизм переваривания полит опыта (Ленин). Благодаря ним люди обретают способность соединять в своих поступках формы прошлой, актуализированной, а также будущей (желательной) деятельности.
Значение того или иного культ являнения зависит исключительно от того, как его воспринимает объект. Культурные явления не могут быть обезличенными.
Политическая культура, понятая как результат упорядочивания индивидуальным духом того, что окружает человека, предстает как процесс внутреннего оправдания им ценностей и стандартов властвования, сопряжения их с моральными критериями, выработки своей «правды-истины». Поэтому один и тот же тип политической культуры способен одновременно определять, к примеру, «пассивное и активное отношение граждан к политике».
Итак, явления можно отнести к социокультурным, если они:
-содержат смысл
-имеют ценностное содержание
-основаны на индивидуальной переработке личностью важного для нее опыта, норм и традиций
-воплощаются в типичных поступках и отношениях к власти
Но Соловьев признает формальный характер этих черт и то, что их недостаточно для определения места и роли культуры. И все-таки вычленить культурные объекты в соц контексте помогут господствующие ценностные ориентации, если они:
- олицетворяют возобладание интеграционных тенденций над дезинтеграционными в развитии социума
- утверждают приоритет жизни над уничтожением людей
- провозглашают права человека на самоосуществление
ПК не универсальна и не пронизывает все сферы жизнедеятельности, не тотальна, хоть и многие считают наоборот.
Потом Соловьев дает еще одно определение ПК, говорит, что оно более точное. ПК - ценностно обусловленный, транслирующий позитивные для субъекта традиции властвования и воплощенный в наиболее типичных для него формах осуществления властных ролей и функций стиль политического поведения, который выражает степень освоения и творческого развития субъектом общественно признанных образцов мышления и действия в сфере государственной власти.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 107 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |