Читайте также:
|
|
Трудовая
Большую роль в возникновении общества, человека и его сознания отводит труду, сложной орудийной и коллективной деятельности.
Еще в 19 веке Ф.Энгельс в работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные естествознания по этому вопросу. Он выделял биологические и социальные предпосылки возникновения человека и сознания.
А) биологические предпосылки: прямохождение, освобождение руки, мясная пища, пользование огнем, стадный образ жизни, развитие гортани и др.
Б) социальные предпосылки:
1) Труд как совместная деятельность людей по производству орудий труда, а не простому использованию подручных средств; передача орудий и способов их изготовления по наследству. Только человек способен изготавливать орудия с помощью других, ранее изготовленных орудий. Процесс изготовления включает в себя момент творчества как создания нового (творческая активность – специфически человеческая черта).
2) Речь, язык как социальная предпосылка появления человека и его сознания. Все животные обладают средствами обмена информацией. Язык же – это не первая, а вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Только язык может воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Общение же животных ограничено контекстом ситуации. Язык – это сложная система материальных знаков.
Не правильно задавать вопрос: что возникло раньше – труд, язык, общество, человек, сознание? Психика, орудийная деятельность, сигнальная деятельность совершенствовались во взаимодействии, что стимулировалось необходимостью выжить, найти свою экологическую нишу.
3) Еще одна необходимая предпосылка происхождения человека и его сознания – это совершенствование социальной организации сообществ, общения, ибо сознание – это всегда со-знание, совместное знание, т.е. оно носит общественный характер. Отношения начинали регулироваться запретами (табу), формировавшимися традициями, обрядами и т.п. Развивались ремесла, земледелие, торговля, усложнялись общественные отношения. Общественные отношения выступают в форме норм, правил поведения и они поощряют одни действия и запрещают другие – опасные для жизни человека и общества. Сознание дифференцируется на такие формы общественного сознания как религия, мораль, искусство, позже – философия, наука, политика, право.
Неандертальцы создать цивилизации так и не сумели. Кроманьонцы занимались не только трудовой, но и художественной деятельностью. У них развился язык. Они смогли одержать верх над неандертальцами. Преимущества получали не только более сильные, но и более умные и организованные.
В трудовой концепции главным считается все же труд.
Какие факторы могут порождать биологическую эволюцию человека? Генные мутации, несомненно, возникают. Однако механизм естественного отбора, отбрасывающий неудачные и закрепляющий удачные мутации, практически утрачивает силу с повышением уровня жизни и возможностей медицины, увеличением заботы о детях, развитием гуманного отношения ко всем членам общества. Поэтому не создаются условия для направленного отбора мутаций. Тем не менее отбор все же продолжает играть значительную роль на эмбриональной стадии (выкидыши и т.д.) К тому же сохранение и передача потомству мутированных генов все-таки как-то сказывается на генофонде человечества. На изменение его генофонда могут также влиять такие общественные явления, как войны, геноцид. Расизм, наркомания: они ведут к уменьшению распространенности и даже уничтожению одних генов и относительному росту распространения других. Высказываются предположения, что происходят и постепенные структурно-функциональные изменения человеческого мозга, которые могут привести к появлению каких-то новых психических способностей.
Развивается генная инженерия, которая в принципе позволяет целенаправленно изменять генетическую наследственность человека. Что же несет человеку будущее?!
Процесс глобализации ведет к смешению рас …
В целом, все же, естественный отбор не является движущим фактором прогрессивного развития человечества, не он определяет существование человека.
1)Животные приспосабливаются к среде, а человек среду приспосабливает к своим целям, создает культуру, вторую природу, техногенную среду обитания.
2) Удовлетворение естественных потребностей человека регламентируется культурными правилами и обычаями. Культура накладывает запреты на поведение людей, сдерживая его животные формы.
3) Общество формирует у человека сверхприродные потребности – социально-культурные, духовные. (Фрейд: человек – животное, задавленное культурой»… - оцените).
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 82 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |