Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методология Г. В. Лейбница

Читайте также:
  1. Билет № 14 Методология и организация разработки управленческих ре­шений.
  2. Билет № 6 Методология и организация управления.
  3. ВОПРОС 3. Методология педагогики и ее уровни.
  4. Два вида методологического знания – дескриптивная и нормативная методология.
  5. Диалектика как теория развития и методология познания.
  6. Исторический смысл полемики Г.В.Лейбница с Дж.Локком.
  7. История: предмет, функции, методология.
  8. КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
  9. Метод и методология.

Еще один ярчайший представитель рационализма Нового времени — немецкий философ и ученый-энциклопедист, вели­кий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716). Лейб­ниц был «вундеркиндом»: в пятнадцать лет он поступил в Лейп-Цигский университет, а в двадцать ему предложили должность профессора Нюрнбергского университета; однако молодой Лейбниц отказался от этого места, пред­почтя карьеру дипломата. Его заслуги перед наукой были признаны еще совре­менниками — он являлся действитель­ным членом английского Королевского общества и первым президентом Бер­линской Академии наук, получил при­глашение от Петра I приехать в Россию и заняться здесь организацией русской науки, стал инициатором создания Ака­демии наук в Вене и т. д. Интересно, что Лейбниц создал и первый калькуля­тор, — он, конечно, был механическим, но выполнял сложение, вычитание, умножение и деление. Тем не менее, умер Лейбниц в нищете. Свидетель его жалких похорон написал: «Этот человек составлял славу Германии, а его похоронили как разбойника». Только после смерти соотечественники воздали ему должное: Лейбниц стал первым ученым, которому воздвигли памятник в Германии.

Учение о монадах

Лейбница не устраивал разрыв между протяженной и мысля­щей субстанциями (между душой и телом) у Декарта, но не был он согласен и со Спинозой, — из единой субстанции, по мне­нию немецкого ученого, невозможно вывести все разнообразие вещей в мире. Поэтому он решил положить принцип многооб­разия в само основание бытия, — предположил существование множества субстанций (монад). Каждая монада активна, непо­вторима, уникальна, обладает силой (энергией), неделима (не име­ет частей). Лейбниц сравнивал их с точками на линии, но мате­матические точки — это абстракции, а свои монады Лейбниц называл бесконечно малыми сущностями или «живыми нуля­ми». Активность монад обусловливает развитие мира: монады всюду, это первичная активная сила, которая лежит в основе любого изменения. Монады существуют в телах, но, в отличие от тел, они вечны. Когда тела разрушаются, монады «свертыва­ются», «засыпают» на некоторое время перед тем, как обрести новое тело. Лейбниц описывает пульсацию монад, ритм попере­менных развитии и «засыпаний», но в целом, все монады со­ставляют картину «предустановленной гармонии». Каждая мона­да «беременна своим будущим», и это будущее представлено в ней как стремление к совершенству.

Но раз прогресс монад не имеет пределов, то и прогресс че­ловеческих знаний тоже безграничен. Самой интересной частью философии Лейбница было, конечно, его учение о познании. Для рационалиста Лейбница в еще большей степени, чем для Спинозы, было характерно сведение законов мира к законам логи­ки, законам мышления. Говоря философским языком, речь шла о тождестве (совпадении) бытия и мышления. Это означает, что в мире нет ничего, чего не было бы в разуме. И наоборот, все, что имеется в разуме, обладает и реальным существованием. Законы мышления и законы развития мира — одни и те же. Значит, если какое-то утверждение не противоречит законам логики, оно обя­зательно сбудется (или уже сбылось) в какой-то точке Вселенной.

Учение о методе

Лейбниц сформулировал несколько правил своего метода на­учного исследования. Среди этих правил были, например, такие: (1) закон всеобщих различий (все в мире неповторимо, любая вещь уникальна. Правоту Лейбница в этом вопросе подтвердили более поздние исследования, показавшие, что даже двух абсо­лютно одинаковых живых клеток вы не найдете, не говоря уже об организмах или предметах; (2) закон непрерывности — «вещи восходят вверх по ступеням совершенства незаметными перехо­дами». Существует бесконечное количество переходных стадий, ступеней между движением и покоем, твердым и мягким, горя­чим и холодным и т. д. То есть каждая вещь в своем развитии связана с прошлым и будущим состоянием путем таких незамет­ных переходов; (3) закон всеобщей связи (все в мире взаимосвя­зано); (4) закон максимума и минимума — минимум сущности порождает максимум содержания: «природа бережлива в приме­няемых ею причинах и щедра в следствиях», то есть согласно ес­тественной необходимости максимальные результаты достигают­ся при минимальных средствах. Например, капля воды имеет шарообразную форму, потому что именно в таком виде при ми­нимальной площади поверхности в капле содержится макси­мальный объем воды. Таких законов-правил Лейбниц сформули­ровал около двух десятков.

Но если Декарт применял свои правила метода к выявленным с помощью интуиции врожденным идеям, то как в этом вопросе Рассуждал Лейбниц? С Декартом спорили многие современники Лейбница, утверждая, что никаких врожденных идей нет, чело­век — это tabula rasa, чистая доска, на которую жизненный опыт наносит различные знаки. Каков личный опыт — таков и человек. Лейбниц не соглашался с таким подходом к человеку, но и схему Декарта не принял целиком. Он был более гибок, чем Декарт. Да, врожденное знание существует (и последующее развитие генетики подтвердило это предположение), но опыт проявляет это врож­денное знание. Он сравнивал человеческую душу с глыбой мра­мора: в мраморе есть прожилки, которые не видны без резца вая­теля; хороший скульптор всегда учитывает природный рисунок камня. Так и в душе: истины врожденны (монады «беременны своим будущим», в них уже заложена «программа» внутреннего развития или, как писал Лейбниц, — «мы врожденны самим себе»), они как прожилки в камне, — сделать их видными, действитель­ными может лишь обучение и опыт. Например, человеку врожден принцип, стремление «искать радости и избегать печали», писал Лейбниц, но как он будет это делать — зависит от многих факто­ров его жизни.

Лейбниц различал «истины разума» и «истины факта» в по­знании. Истины разума логические истины, они носят всеоб­щий и необходимый характер. Примерами таких истин могут служить истины математики: дважды два — всегда и везде четы­ре. Истины разума как раз и врожденны человеку и постепенно, в ходе его развития, осознаются им. Истины факта различ­ные описания предметов, вещей. Они вторичны, производны от истин разума: ведь мы можем описывать явления, только опира­ясь на некое знание, уже имеющееся у нас в голове. Истины факта — это своего рода иллюстрации истин разума. В таком различении истин разума и истин факта очень ярко проявился рационализм Лейбница: именно истины разума необходимы, ис­ходны, они достовернее опытных положений, являются аксио­мами для мышления. Истины же факта случайны, играют лишь служебную роль.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 3406 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав