Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Некоторые задачи развития практической психологии

Читайте также:
  1. I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года).
  2. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах
  3. I. Цели и задачи освоения дисциплины
  4. I. Цель и задачи преддипломной практики.
  5. II. Задачи и направления деятельности методического объединения
  6. II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИ ПРОЦЕССОВ
  7. II. Цели и задачи выпускной квалификационной работы
  8. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  9. II. Цели и задачи службы
  10. II. Цели и задачи фестиваля

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Диссертации- 2010 – 1995 г.г.перечень тем - 2358 наименований

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Диссертации- 2010 – 1993 г.г.перечень тем - 1766 наименований

 

Докторские диссертации – 2011 – 2006 г.г. перечень тем - 172 наименования

 

 

Журналы

Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестник МГУ серия – Психология, Иностранная психология, Психологическая наука и образование, «Вестник практической психологии образования»;

ВЕСТНИК МГПУ, Журнал Московского городского педагогического университета. – М.: МГПУ, 2003, № 1 (4), 208с.

Е. С. Романова

Современные проблемы прикладной психологии

(стр. 67 – 80)

 

Некоторые задачи развития практической психологии

Как видно из фактического ма­териала, представленного выше, пе­ред практической психологией стоят задачи, решение которых требует раз­работки и классификации жизненных ситуаций и проблем, возникающих перед человеком. Разнообразие задач и форм применения психологических знаний позволяет выделить основные функции практической психологии.

Первая функция — психодиагнос­тика — состоит, прежде всего, в оцен­ке ситуации, при этом главной це­лью такой оценки является вычлене­ние психологической сущности прак­тической задачи, то есть — формули­ровка реальной проблемы в терминах психологических ситуаций, изучен­ных или изучаемых в теоретической и экспериментальной психологии. В этом процессе происходит оценка психологических характеристик суще­ства и условий самой задачи, особен­ностей субъекта, ее решающего; рас­крытие возможных психологических механизмов и способов ее решения.

Ситуация оценивается при помо­щи методов психодиагностики, при этом совершается психологическая классификация и анализ пространства жизненных ситуаций и задач, возни­кающих перед человеком на данном отрезке его жизненного пути.

Вторая функция — психопрогнос­тика, или составление психологичес­кого прогноза, — заключается в оцен­ке возможной динамики анализируе­мых задач в новых условиях. Здесь происходит оценка путей развития ситуации, методов решения указан­ной задачи, соотнесение и соответствие границ класса психологических и реальных задач. По существу, после диагностики задачи мы переходим к оценке того, как можно расширить область применения психологических знаний: перенести полученные реше­ния в новые, еще не исследованные условия.

Эта функция реализуется при по­мощи системы методов прогноза, в том числе прогноза последствий при­нятых практических рекомендаций. Применение психодиагностики опи­рается, прежде всего, на имеющиеся знания психологии, а психодиагнос­тические методы можно определить как эмпирические методы идентифи­кации реального объекта. При прогно­зе применяемые методы существенно шире, а теоретическая основа прогно­за должна быть более основательной.

В отличие от психодиагностики и психопрогностики (соотнесения ре­альной ситуации и научных психоло­гических знаний), третья функция — психологическое воздействие и управ­ление — заключается в практическом воплощении научного знания в дей­ствиях и рекомендациях психолога. Здесь происходит возвращение науч­ного знания в жизнь и это вызывает резкую смену методов: от привычных эмпирических и теоретических про­цедур, похожих на исследовательские, специалист-психолог переходит к практическому воздействию на лю­дей и коллективы. Поэтому третью функцию можно определить как уп­равляющую, а систему методов, при­меняемых при ее реализации, следу­ет обозначить как систему методов психологического воздействия и уп­равления.

Реализация этой функции на прак­тике требует представления теорети­ческого знания в высшей конкрет­ной и конструктивной форме. Это, конечно, предъявляет дополнитель­ные требования к научной психоло­гии.

 

Выделенные функции разделяются следующим образом.

При психодиаг­ностике реально заданы все объекты: известны люди, практические задачи и условия, в которых эти задачи должны быть решены.

При прогнозе часть объектов задана реально, а часть — только потенциально, так как нет возможности создать и исследо­вать эмпирически все задачи и усло­вия.

При психологическом воздей­ствии и управлении некоторые объек­ты должны быть спроектированы, а затем — созданы на основании пси­хологического знания: нужно сфор­мировать некоторые новые психичес­кие качества людей, сформировать новые образцы поведения, — либо спроектировать новые особенности задачи, изменить условия их реше­ния и т. д. Отсюда, в частности, сле­дует, что эти функции сами образу­ют целостную систему практической психологии, которая, в свою очередь, может быть подвергнута специально­му анализу. Естественно, что назван­ные выше функции неразрывно свя­заны с системой методов их реализа­ции, поэтому при обсуждении прак­тических примеров и научных про­блем целесообразно рассматривать их вместе.

Особенности методов практичес­кой психологии достаточно выпукло проявляются в распространенной об­ласти классической психодиагности­ки — при оценке психических инди­видуальных качеств, особенно тех из них, которые являются наиболее важ­ными для конкретного вида деятель­ности.

Смысл индивидуальной психодиаг­ностики состоит в том, чтобы дать оценку основным психическим свой­ствам конкретного человека по отно­шению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе пси­хологического знания, — в общей и дифференциальной психологии и психофизиологии. Как мы уже отме­чали, эту оценку можно рассматри­вать как результат идентификации ре­ального объекта в терминах и в сис­теме психологического знания. Поэто­му диагностические задачи требуют применения сложных комплексных процедур и последующей интерпре­тации диагностируемых свойств и качеств индивида в терминах категорий и идеальных объектов психоло­гической науки.

Можно выделять разные вариан­ты психодиагностических подходов, в русле которых формируются кон­кретные методы получения, обработ­ки и интерпретации данных [ Ю. М. За­бродин, 1980, 2000].

Первый вариант (один из наибо­лее распространенных) предусматри­вает качественную классификацию осо­бенных свойств человека по отноше­нию к общей (генеральной) совокуп­ности людей или достаточно большой (репрезентативной) выборке из нее.

Задача состоит в том, чтобы вы­явить принадлежность данного инди­вида к некоторому классу в опреде­ленном множестве психических ка­честв (например, типов индивидуаль­ных особенностей организации интел­лектуальной, эмоциональной и воле­вой сферы, типов темперамента и т.д.).

Наиболее распространенные мето­ды и приемы такой классификаци­онной диагностики — различные шка­лы, профили, опросники, батареи тестов и другие неаппаратурные и аппаратурные методики, широко из­вестные в дифференциальной психо­логии и психофизиологии.

 

Методы классификационной ди­агностики могут применяться как с исследовательской целью, так и для решения практических задач. Иссле­довательская цель состоит в том, что­бы на основании анализа некоторых характеристик популяции определить устойчивые типичные образования (классы, кластеры, таксоны и т.д.).

При этом предполагается, что харак­тер поведения и деятельности инди­вида прямо зависит от особенностей класса, к которому он отнесен.

Второй вариант диагностического подхода очень тесно связан с первым по исходным идеям, методам и ин­терпретации: он представляет собой следующий, более высокий уровень анализа и обобщения исходных эм­пирических данных. Этот вариант под­хода принято называть представлени­ем реального объекта в многомерном пространстве. Само пространство включает ограниченный набор каче­ственных признаков, которые счита­ются (хотя бы потенциально) интер­претируемыми в психологическом смысле достаточными для описания реальных объектов. Исходная теоре­тическая посылка состоит в том, что принципиально можно найти не очень большое число слабо связанных при­знаков, при помощи которых можно описать обследуемый объект как точ­ку в многомерном пространстве этих признаков.

Конкретными основаниями выбо­ра априорной системы координат в данном варианте диагностического подхода являются специальные иде­альные объекты психологической тео­рии: различные многопараметричес­кие (комплексные, сложные, много­плановые и т. д.) модели психичес­ких образований. В качестве таковых могут выступать модели личности, начиная от простейших «плоских» и кончая иерархическими структурны­ми моделями. Примеры реализации этого подхода — хорошо известные и весьма распространенные диагности­ческие процедуры: факторные, кор­реляционные и регрессионные моде­ли и методы; модели и методы се­мантических дифференциалов; мето­ды многомерного шкалирования и т. д.

 

Возникает ряд проблем выбора способа и меры упорядочения данных, поскольку здесь, в отличие от тре­тьего варианта, который будет рас­смотрен далее, эта мера не всегда мо­жет быть определена естественным образом. Именно в данном смысле одной из наиболее острых проблем такого рода диагностики является стандартизация оценок различных шкал в батареях тестов.

 

Третий вариант диагностического подхода можно определить как диаг­ностику по эталону, то есть диагнос­тику, которая проводится путем срав­нения или отнесения исследуемого объекта к некоторому эталонному. Возможны два случая — эталон сов­падает с реальным объектом или его нет среди реальных объектов.

В первом случае будем говорить об идентификации по эмпирическому эталону. Существует масса примеров такого рода: в качестве эмпиричес­ких эталонов могут выступать квали­фицированные специалисты, экспер­ты, инструкторы и т. д. Они часто служат реальными ориентирами для решения многих задач отбора, подго­товки и воспитания.

В том случае, когда самого эта­лона нет среди реальных объектов, це­лесообразно, на наш взгляд, говорить о диагностике по «идеальному этало­ну» или, что, вероятно, лучше, — о диагностике по идеальному объекту.

В большинстве реальных задач диагностика по идеальному объекту является наиболее перспективным способом внедрения психологических знаний в практику.

Совершенно очевидно, что преж­де, чем каким-то образом использо­вать арсенал психологического зна­ния в практических целях (будь то исследование или клиника, школа, производство или управление), необ­ходимо точно определить объект, с которым мы имеем дело. В этом суть применения психодиагностических методов.

 

Функция прогноза — вторая функ­ция практической психологии после диагностики. Ее реализация предус­матривает, в частности, ответ на во­прос о том, что произойдет с реаль­ным индивидом, которого мы обсле­дуем в данный момент, при измене­нии условий его жизнедеятельности. Например, справится ли он с решением некоторой новой задачи; как будут развиваться его специальные способности; насколько эффективны приобретенные навыки; можно ли со­хранить привычные нормы поведения в необычных условиях деятельности (при повышенной психической на­пряженности, в условиях опасности и т. п.).

Главное отличие методов прогно­за от методов диагностики, как мы уже отмечали, состоит в том, что пря­мой контакт специалиста с реальным обследуемым объектом в данный мо­мент фактически отсутствует. Зада­чи прогноза требуют обязательного обращения к теоретическим кон­струкциям. Таким образом, функция прогноза в практической психологии неизмеримо больше, чем функция диагноза, включает теоретические концепции и теоретические знания психологии.

Напомним, что в диагностике тео­ретическое знание психологии вы­ступает как некоторая исходная «си­стема координат», и работа ведется эмпирическими методами. Прогноз значительно больше опирается на глу­бокие методологические принципы, выбирает своим методическим оруди­ем теоретические процедуры: при их помощи преобразуется эмпирическое знание о человеке, то есть соверша­ется переход от наличных, исходных ситуаций к тем ситуациям, для кото­рых формируется прогноз.

Третья функция практической пси­хологии — функция психологическо­го воздействия и управления анало­гична функциям диагностики и про­гноза, также реализуется при помо­щи специальных методов и приемов воздействия на психические качества, поведение, деятельность реального человека. Именно в этой функции практической психологии отчетливее всего проявляется ее социальная, гу­манитарная и даже — идеологическая роль: здесь, как в зеркале, отража­ются действительные цели общества. В одних случаях — это усиление со­циального и расового неравенства, деперсонализация человека, стратификация правящей элиты, происхо­дящая на фоне мощной пропаганды «конвергенции», «социального парт­нерства» и др. В других случаях — в социально ориентированных обще­ствах — это социальная помощь и прогрессивная социальная политика, демократизация и гуманизация сфер общественной жизни, поддержка и развитие личности каждого члена об­щества.

Принципиально важно, что ме­тоды психологического воздействия и управления предусматривают синтез психологического знания из разных областей психологической науки, и, естественно, возникает задача мето­дологического и теоретического обо­снования такого синтеза.

Одна из главных особенностей практической психологии состоит в том, что используемые в практике приемы и процедуры часто радикально отличаются от известных психологи­ческих процедур.

В этом смысле многие методы воз­действия носят, на первый взгляд, «непсихологический» характер: напри­мер ограничение доступных средств и приемов деятельности.

Вместе с тем именно в том и со­стоит сложнейшая задача современ­ной психологии, что для реализации функции управления должны быть разработаны методы, имеющие глу­бинную психологическую основу. Эти методы нужно довести до такой фор­мы, которая стала бы «работать» в реальной жизни, а значит, — переста­ла бы быть «психологической» и пре­вращалась бы в реальные социальные, межличностные и другие отношения людей.

Таким образом, вполне естествен­но, что свои функции практическая психология выполняет с помощью спе­циальных приемов и методов: к их числу относятся психодиагностика, психологический прогноз и психоло­гическое управление.

Понятно, что разработка и клас­сификация различных форм психо­логической практики потребует специальных дополнительных усилий.

Разнообразие конкретных форм и технологий реализации, рассмотрен­ных выше проблем и вопросов, воз­никающих при анализе положения дел в области практической психологии, делают особенно актуальной пробле­му научного обоснования способов адекватного и правильного решения практических задач. Ясно, что реше­ние этой проблемы находится вне области собственно практической пси­хологии — поиск его возвращает нас к методологическим и теоретическим вопросам, лежащим в рамках фунда­ментальных исследований.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 86 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав