Читайте также:
|
|
Функциональная и уровневая структура организации общества.
Функциональная структура общественной жизни представлена наличием 4-х параллельно(горизонтально) существующих функциональных по своему характеру сфер общественной жизни:экономической,ответсвенной за производство,распределение и обмен потребных обществу благ, духовной,отвечающей за производство,функционирование,развитие и сохранение потребных обществу духовных благ; политической,обеспечивающей в условиях цивилизации управление обществом; социальной, реализующей функции воспроизводства человека как биологического индивида и общественной личности.Последняя из этих сфер представляет для социологии особый интерес.Содержание социальной сферы,к которой непосредственно относятся:1)все общности и виды деятельности, связанные с непосредственным воспроизводством и поддержанием жизни человека:явления и процессы репродукции,бытовые потребности,досуговая деятельность.2) все общественные институты,организации и виды деятельности,связанные с приобщением индивида к обществу,т.е процессы социализации в единстве с общественными структурами: системами по воспитанию, образованию, профессиональной подготовке.3)все виды деятельности и обслуживающие их структуры по обеспечению социальной защищенности человека:охрана здоровья,детсва,материнства,реабилитация граждан.В народохозяйственном аспекте к сфере социального будут относится все те отрасли народного хозяйства,которые обеспечивают указанную функциональную деятельность. Они образуют социальную инфраструктуру общества. В нее входят системы образования, здравоохранения, культурно-досуговой деятельности,культуры и спорта,бытового обслуживания,общественного питания,коммунального и жилищного хозяйства,торговли,социальной защиты.Для общества характерна уровневая структура общественной жизни.Она представлена тремя этажами ее организации.Первый этаж- личностный как изначальный человеческий базис самого существования общества:изолировав человека от общества,мы исключаем и само общество. Второй этаж-уровень общественной организации, этаж общественных связей и отношений, так как личность всегда вписана в систему отношений с другими личностями.Но всякая связь как объединяет так и разъединяет людей.Третий уровень обществен. Организации –этаж социальных общностей,в свою очередь вступающих в многообразные и сложные связи и отношения.
Глобальная биосоциальная революция и основные этапы становления человека
Человек как биологический индивид занимает вполне определенное место в систематической иерархии живого на земле.Наши ближайшие зоологические родственники-человеко-образные обезьяны из семейства понгид-гориллы и шимпанзе. Столь тесная связь организации человека и высших приматов исключает из научного рассмотрения любые неэволюционные трактовки его происхождения.Сам феномен рождения общественного человека все чаще вопринимается современной наукой как уникальная для истории всей земли глобальная социальная революция,которая трансформировала биологический уровень организации земной материи в иной уровень этой организации – социальный. И этот длительный революционный процесс оказался представлен двумя качественными стадиями глобальной трансформации:первичными процессама гоминидогенеза,т.е. перехода от животного обезьяны к животному пра-человеку и последующими процессами антропосоциогенеза – перехода от животного-прачеловека к «готовому целовеку» современного физического и интеллектуального типа.Первая из этих стадий оказалась отвественной за рождение и развитие главной биологической предпосылки появления человека- выделения 5-7 млн лет тому назад из общей массы высших приматов их своеобразной группы – семейства гоминид.Гоминиды характеризуются специфичной только для них «гоминидной триадой» морфологических признаков:вертикальных прямохождением на задних конечностях,подвижной кистью передних конечностей.укрупненным мозгом.Причины столь существенных эволюционных изменений остаются неясными.По своим внешним физическим параметрам и массе тела,по объему и структуре мозга,по практике использования естественных предметов в качестве полезных орудий- австралопитеки были близки к современным высшим приматам, отличаясь от них двуногим прямохождением и наземным образом жизни в условиях открытой местности. Именно австралопитеки явились реальным базисом, основой для возникновения человека.Историческое время протоантропов-2,6-1,5 млн лет тому назад.Наиболее продвинутым из них оказался «человек умелый»Именно в рамках этого вида состоялся революционный переход от практики использования внешних предметов в качестве полезного орудия достижения своих целей к их целенаправленному изменению в своих интересах. Произошел переход к трудовой деятельности в ее самой ранней и элементарной форме- к «прототруду».Это означало и рождение совершенно нового для материи Земли феномена –антропогенной культуры, т.е. мира искусственно преобразованной человеком среды, возникающей лишь на основе приобретенной лишь человеком способности к материальному труду Родилась принципиально новая экологическая ситуация-способность человека существовать не за счет приспособления своего организма к условиям среды, а за счет преобразования самой естественной среды к собственным интересам человека с помощью специально изготовленного инструмента. Протоантропы почти не отличались от своих предшественников австралопитеков. Единственное –их мозг был крупнее мозга австралопитековм. Изготовление и использование орудий труда-единственное главное отличие раннего человека от его предков- австралопитековых. Процессы антропосоциогенеза состоялись с рождением внеприродных феноменов труда и антропогенной культуры. у человека появилась способность продуцировать культуру. Вместе с материальной культурой и на ее основе возникают и объективные предпосылки формирования первых зачатков прасоциальной организации-«групповой праобщины».У протоантропов возникали зачатки абстрактного мышления.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 154 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |