Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Зрелая стадия процессов антропосоциогенеза.

Читайте также:
  1. II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИ ПРОЦЕССОВ
  2. Автоматические измерения параметров технологических процессов
  3. Автоматическое регулирование технологических процессов
  4. АНАЛИЗ МЕТОДИК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
  5. Б) Стадия формирования и отторжения гнойно-некротического тержня
  6. Билет № 18. Общая характеристика младшего школьника. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте
  7. В чем состоялись особенности модернизационных процессов стран Восточной Европы?
  8. В) Образование конечной мочи является результатом трех последовательных процессов.
  9. Виды процессов в СМК
  10. Вопрос 11. Коллектив как фактор социализации личности. Структура и стадия развития ученического коллектива.

Архантропы –уже не животные-обезьяны но еще и не люди в современном смысле слова.Самый древний и самый известный из видов архантропов «человек работящий»Именно с этим видом пралюдей связано рождение и первые шаги следующей и гораздо более развитой материальной культуры-ашельской. В рамках вида»человек прямоходящий на базе ашельской культуры сформировались более развитые условия и формы жизни человека:появились сложные формы коллективной охоты,наземные и пещерные жилища,относительная оседлость жизни, появилась одежда,благодаря овладению огнем –горячая пища и тепло.Произошло разделение труда между полами.мужчина- охотник, женщина-роль собирательницы и хранительницы очага.Произошло рождение праобщины на началах коллективной групповой собственности на все основные средства существования и в основном уравнительного распределения добываемых благ.У архантропов возникают изменения в психике:представлены ранние формы абстрактного мышления и речевого общения.Состоялась подлинная революция в сексуальности пралюдей:она утрачивают привязку к сфере репродукции и приобретает эмоциально-гедонистическую составляющую.

25.Поздняя стадия антропосоциогенеза и появление людей современного анатомического типа. Примерно 500-600 тысяч лет назад на смену архантропам приходят ранние палеоантропы.Неандертальцы обладали очень крупным мозгом,очень рано перешли от ашельской материальной культуры к гораздо более сложной средне палеотической орудийной культуре мустье. Для них было характерно проявление весьма развитой духовной культуры:появилась погребальная обрядность, были сделаны первые шаги в изобразительном исскустве, сложилась и специфическая форма верований, напоминающая ранний тотемизм. Появилось даже что то вроде социальной защищенности. Растянувшиеся на 2 млн лет процессы антропогенеза,процессы физического становления человека примерно 200 тяс лет назад завершаются родив готового человека вида Homo sapiens.В современной зарубежной литературе а всеми этими ранними популяциями сапиенсов закрепился специальный термин «люди современной анатомии»в отечественной лит-ре используется термин неоантропы –новые люди.Заключительная фаза глобальной биосоциальной революции объективно оказалась чисто социальной по своему содержанию,получила название верхнепалеолитической социальной революции,реально закрывшей процессы социогенеза и открывшей уникальный соцальный феномен-общество.А вместе с ним и рождение уже не просто человека неоантропа,а вполе общественного человека,субъекта этого общества.

26.Верхнепалеолитическая социальная революция как заключительная фаза глобальной биосоциальной революции.Становление соц человека и общества. Верхнепалеол. соц революция сформировала все исходные начала общественного существования человества:в ее итоге появляются все первые формы общественной организации-община, род, племя; их технологический и экономический базис,зачатки социальной структуры и социальных институтов; первые формы общественного самоуправления; даже уже весьма многообразную духовную культуру. Этот революционный процесс завершения социогенеза и утверждения нового общества оказался очень растянутым и размытым во времени(вся эпоха среднего палеолита-150-40 тыс.лет назад),а с другой стороны очень не равномерным:успехи в орудийном отношений намного обгоняли становление его социальных и духовных институтов,в целом сложившихся к началу верхнего палеолита.т.е. примерно 40 тыс.лет назад. В материально-культурном отношении неоантропы ничем не отличались от неандертальцев. Материальной основой существования обеих ветвей поздних гоминин была общая для них орудийная культура «мустье».Но в чем между ними было различие так это в путях их социально-культурного развития.Неандертальцы сохраняли традиционную строго эндогамную общину,то есть все необходимое для репродукции сексуальное общение протекало в рамках самой общины. Социальная эволюция неоантропов пошла по другому пути постепенного формирования внутриобщинных механизмов сексуальной экзогамии, то есть полного исключения сексуального общения между членами данной общины.

Социальные последствия данной трансформации оказались фундаментальными и двоякими по своему непосредственному содержанию:1)на смену для всех пралюдей традиционной праобщине приходит родовая община кровных родственников по материнской линии,т.е. возникает материнский кровнородственный род, исключающий всякое внутриродовое секс.общение.2)в меру экзогамности рода возникает необходимость в эндогамной связке нескольких родов-племени,обепечивающей естественное воспроизводство человека на началах межродового внутри племенного сексуального общения. Эти социальные новации означали что на смену формирующемуся обществу пришло готовое, сформировавшееся общество. Это становление общества состоялось 40-50 тыс лет назад. Завершилась глобальная биосоциальная революция.В ее итоге готовый и биологически и социально человек и вместе с ним общество.Материальное обеспечение первобытных коллективов достигалось за счет преимущественно присвоения готовых продуктов природы в ходе собирательства,охоты и рыболовства.В условиях когда избыточного продукта не существует или он сравнительно невелик,все средства производства явлются полной собственностью коллектива, который поэтому может быть назван первобытной коммуной. Социально-экономические отношения могут быть названы первобытно-коммунистическими или коммуналистическими.

27.Социальная организация первобытнообщинного общества и его эволюция. Первичным субъектом первобытно-коммунистических отношений был род.С именем американского этнографа середины 19 века Моргана связано выяснение самой сущности раннего рода как коллектива кровных родственников,которые связаны происхождение от общего предка,внутриродовой сексуальной экзогамией и матрилинейным счетом родства. То есть ранний род –всегда материнский род, совокупность сородичей по материнской линии их исчисления. Материальной формой существования родовой организации общества выступала родовая община, т.е. территориально-локализованная совокупность совместно проживающих сородичей вместе с социально-бытовой инфраструктурой – жилыми, общественными и культовыми помещениями, местами приготовления пищи, общего досуга и т.д.Именно община обеспечивала организацию совместного хозяйствования и практику повседневного общежития рода-традиционные процедуры потребления пищи, отдыха,культа воспитания детей. Племя- такая же элементарная единица микроструктуры первобытного общества-это тесно связанная группа родов, изначально объединенных своей эндогамной общностью, которая объективно обеспечивает естественное воспроизводство соплеменников. Реально всегда существовала родоплеменная а не просто родовая организованность первобытного общества. Племя было представлено общеплеменной территорией, особенностями языка,духовной культуры и религиозного культа,племенным самосознанием.Такая социальная организация первобытного общества естественно обновлялась и развивалась. Это позволяет выделять в истории первобытного общества три фазы: раннюю, в целом совпадающую

с эпохой верхнего палеолита(40-12 тыс лет назад),позднюю, совпадающей с эпохой мезолита(12-8 тыс лет назад) и заключительную, представленную эпохой неолита(8-5 тыс лет назад).Первые большие перемены созрели именно к началу мезолита. Произошли существенные сдвиги в орудийной оснащенности труда. Появляются лук со стрелами, метательные орудия, приручается собака. Хозяйствование остается чисто присваивающим. Но эти новые приобретения обусловили совершенно иные его качественные результаты и это привело к изменениям в первобытной экономике: на смену простому труду приходит труд, приносящий все больший избыток продуктов. Именно такой труд становится общим правилом. Это несет существенные перемены в сложившихся экономических отношениях: групповая собственность родовой общины на средства потребления получает дополнение в личной собственности общинников-мужчин на какую то часть добытого продукта.Но в целом на фазе поздней первобытности эпохи мезолита экономические отношения сохраняют свою коммуналистичность.Более выраженные изменения претерпевает родовая организованность первобытного общества:материнский счет родства начинает заменяться исчислением родства по отцу. Возрастает значимость мужчины в хозяйственных условиях жизни рода. Самые радикальные преобразования в эту эпоху были связаны с прямой утратой родовой организации в некоторых мезолитических позднепервобытных культурах. Социальные функции сосредотачиваются в руках нового типа общины- земледельческой- лишенной кровнородственной основы. Таким образом не род, а именно община оказалась универсальной –социальной микроструктурой для всей эпохи первобытности.

28.Неолитическая социальная революция и становление цивилизации. Верхнепалеолитическая социальная революция положила начало самому существованию человечества и являлась самой значимой и глубокой из всех имеющих место социальных революций. Она не только сменила первобытную стадию общественного развития на аграрную но и открыла принципиально новый тип общественной организации человечества- цивилизацию Сущность неолитической революции состояла в преобразовании раннего,еще очень примитивного первобытного общества,основанного на родстве в общество гражданское, основанное на отношениях собственности и территориальной организации,то есть в общество цивилизованное, очень сложно и системно организованное. Первобытное общество традиционно базировалось на присвоении в ходе трудовых процедур собирательства, охоты и рыболовства.Самые ранние очаги цивилизации существовали преимущественно на базе целенаправленно получаемых с помощью сельскохозяйственных и ремесленных технологий необходимых продуктов потребления- производящая система общественного хозяйствования, материальное производство.В основе этой революции технологический переворот, вызванный появлением производственного, сельскохозяйственного инструментария позволяющего создавать все необходимое с помощью определенных трудовых операций.Для новой производственной технологии были характерны две особенности:1)новая технология предполагала преимущественно индивидуальное, а не коллективное использование новых технологических средств.2)новая инструмент. Технология была строго специализированной в своем применении.Именно эти технологические новации обусловили исторический революционный переворот в неолитической экономике: переход от первобытно-коммунилистической собственности и уравнительного распределения материальных благ к альтернативным отношениям:с одной стороны частной собственности на средства производства, а с другой – к отношениям рыночного товарообмена. Произошло рождение денежного обращения.Появляются начальные формы эксплутации,вместе с которыми изюыточный продукт начинает превращаться в прибавочный., т.е такой который производится одним человеком а присваивается другим.В жизнь человечества входит социальное расслоение, распадение на многообразные по своему статусу группы-страты, включая самые мощные из них-классы, этносы, конфесии.Прямое следствие этого-рождение государства и права как систем управления обществом.Социальные и культурные следствия преобразований неолитической эпохи-рождение деревни и города, семьи,профессионального разделения труда,письменности и счета,живописи,скульптуры. Негативные явления этого процесса:1)переход к производственному жизнеобеспечению повысил трудовые нагрузки на основную массу населения2)переход к земледелию создавал обстановку неблагоприятную для здоровья людей,повышался уровень смертности.3)неолитическая эпоха ответственна за становление такого феномена как грабительская война 4)переход к цивилизации сопровождался обвалом мира традиционны ценностей и морали.Основные причины неолитических преобразований: коммуналистические устои первобытности подрывались изнутри быстро растущим избыточным продуктом с сопутствующими ему социальными следствиями-распределением по труду, неравным потреблением, преимущественным правом распоряжаться 2)процесс отмирания первобытности и становления нового общества несомненно был связан с кризисом присваивающего хозяйства.Принято выделять 2 этапа неолитической революции.На первом(земледельческая революция) происходят переходы к производящему хозяйствованию в его первоначальной форме,закладываются самые первые формы социального расслоения общества,складываются первые централизованные протогосударственные формы общественного управления-вождества. Здесь уже есть наследственная властная иерархия но сохраняются и народные собрания, есть четко ранжированное по имущ и соц статусу население, но еще нет классов, нет управленческого аппарата, налогообложения.Второй этап неолитической революции представлял собой уже начальный этап аграрного общества.(городская революция)В это время разворачивается развитие основных начал цивилизованной жизни-урбанизации, общественного разделения труда, классо и государствообразования,появление первых профессиональных групп населения,становление этносов, формирование развитой духовной культуры.

 

29.Аграрная стадия как вторая стадия исторического развития общества. Аграрный фундамент нового общества во многом определил основные общестадиальные особенности этого общества.Своеобразие его экономики определялось 2 фактами:1)природный редукционизм с/х технологий,который выражался в прямом копировании ими воспроизводительных механизмов живой природы.2)своеобразны были экономические отношения этого общества-повсеместно сложилась многоплановая система внеэкономического насильственного принуждения работника к труду в сочетании с более полным изъятием у него излишков произведенного продукта.Непосредственными производителями были как формально свободные,так и лично или поземельно зависимые крестьяне,а в городах ремесленники,ведущие хозяйство на основе собственного труда и собственных средств производства.С этим связан специфичный для аграрной экономики ее характер семейной экономики1)Вплоть до начала промышленного переворота в Англии уровни жизни,характер развития техники в большинстве стран мира мало различались.2) на протяжении всей истории аграрного общества стимулы повышать продуктивность с/х слабы,практически они отсутствуют потому что результаты крестьянского труда присваивают те кто не причастен к производству.3)устойчивая застоная неизменность как экономики,так и в целом общественных порядков этого общества. Формировали эту застойность антииновационные качества экономического базисов аграрного общества и экстенсивный путь развития аграрной цивилизации. Возможность свободного переселения на свободные земли в неогранниченых размерах ведет к отсталости средств производства.

30.Классовая структура аграрного общества, его сословный характер. Аграрная основа предопределила своеобразие социальной жизни этого общества. Социальная жизнь была организована вокруг деревенского поселения, основная занятость -сельский труд. Социальная выраженность воплощена в сельской общине,представленной в двух формах: более ранней –земледельческой и более поздней-соседской общины.Земледельческая община вырастая из общины первобытно-родовой и сменяя ее,была первым социальным объединением людей свободных,не связанных кровным родством. Она характеризовалась общественной-государственной,церковной-собственностью на землю при раздельном ведении хозяйства самостоятельными крестьянскими домохозяйствами на началах регулярного внутриобщинного перераспределения земли между ними.Более поздняя соседская община характеризовалась либо реализованным правом крестьянина на землю,либо его правом аренды земли крупного частного собственника.Сельская община решала две объективные задачи:1)в условиях преимущественно натурального хозяйства она успешно сочетала с/х труд с ремесленным трудом, обеспечивая тем самым высокую степень экономической самодостаточности крестьянской жизни 2)именно на общину замыкались все процедуры деревенского самоуправления и организации ее жизни в целом.Кроме распределяемой между крестьянами земли община обладала и неделимыми общими угодьями:лугами,лесами,водами,пустошами.-находившиеся в совместном коллективном пользовании.Сельский приоритет в общественной жизни обусловил и существование двух из трех главных классов этого общества:1)это класс крестьянства,т.е. класс землепользователей, представленный как формально свободными общинниками,так и слоями лично зависимых, но наделенных землей крестьян 2)класс землевладельцев 3)духовенство, оно многообразно по своим социальным особенностям: жречество в ранних цивилизациях, каста брахманов в Индии, черное и бело духовенство в средневековой Европе. На протяжении истории аграрного общества именно духовенство монополизирует в своих руках всю сферу духовной культуры, все виды умственного труда, весь институт брака, все процедуры социализации подрастающих поколений, образование.Главной особенностью классовой организации аграрного общества явилась его строгая корпоративная выраженность-сословная в Европе и кастовая на Востоке,то есть распадение классов на многоорбразные строго ранжированные по своим статусам социальные группы,выделяемые по имущественным и профессиональным признакам.Было четкое закрепление –обычаем или законом-за каждой из них строго установленного места в общественной жизни:конкретного для данной группы объема прав и обязанностей,нормативных особенностей образа жизни и форм поведения,места в иерархии данного общества.Непременная черта этой сословно-кастовой классовой организованности – ее жесткая самоиндетификация,безусловное самоотнесение себя именно к данной группе,строгая замкнутость внутригрупповой жизни с запретом любых межгрупповых переходов. Столь же безусловной была и внутригрупповая брачная эндогамия. Особую прочность сословно-кастовой организации придавала всеобщая убежденность в ее божественном происхождении.Личность человека в аграрном обществе растворялась в группе,происходила сращиваемость личности с группой.Социальные права на существование в этом обществе всегда имели лишь коллективное «Мы»,но ни в коем случае не индивидуальное «я».Приоритет групповых форм поведения был для личности абсолютен. Важный момент общественной культуры этого времени -игнорирование обыденным сознанием этнических различий между людьми. Аграрные общества не знают национального вопроса. Этнические различия начнут массово осознаваться в самой поздней аграрности в ходе становления индустриализма. своеобразна и политическая система аграрного общества. Это было общество базирующееся на всестороннем насилии.Отсюда-авторитарность систем управления.Но авторитарность нуждается в средствах реализации, поэтому происходила повсеместная милитаризация жизни всего древнего и средневекового общества. Военная мощь подчинена двух целям- внутренней репрессии и внешнего завоевания.2)был распространен монархизм как форма оптимального политического управления.Монархия могла быть централизванной и децентрализованной.Одна из характернейших особенностей политического управления этой эпохи -его четко выраженная теократичность. Наиболее яркое проявление этой сакрализации аграрного общества имело место в рамках его духовной культуры.

 

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав