Читайте также:
|
|
Архитектурное творчество – особенный процесс, состоящий из научного, технико-технологического (конструктивного) и эстетико-художественного компонентов. Эстетический компонент творчества - профессионализм, мастерство, виртуозное владение принципами формообразования. Художественная часть – придание эстетическим принципам формообразования индивидуальности, новизны, неповторимости, «своего, единственного, уникального и неповторимого лица».
Художественная – работа над выразительным, художественным образом. Художественный язык выражает информацию об окружающем мире, а также о самом авторе. Эти термины с одной точки зрения синонимы, с другой – они параллельны. Вторая точка зрения неправомерна, так как эстетическая деятельность нередко перерастает в художественную. Эстетика – деятельность по законам красоты вне искусства, а художественность – деятельность в искусстве. Эстетическая деятельность шире художественной, а последнее есть частный случай первой. Также существует обратная точка зрения. Есть частный случай первой – поскольку красоту человек создает не только в искусстве. И наоборот – поскольку художественное творчество выходит за рамки одного только творчества по законам красоты. Художественная деятельность создает не только прекрасное, но и возвышенное и трагическое и комическое. В ар-ре и дизайне творец выступает как субъект синтезирующий в той или иной степени обе эти категории.
Архитектурное творчество –это особая форма постижения действительности (Кендзо Танге), в нем присутствует и рациональное, и чувственное, и интуитивное. Эстетико-художественное творчество в архитектурном и дизайнерском проектировании: использование эстетико-худ. принципов формообразования, осознанная работа по выбору, использованию, применению, контролю, управлению и оценки творческого процесса.
Архитектурное творчество бифункционально (практическая функция - польза, прочность, и эстетическую - красота).
Процесс эстетико-художественного проектирования:
- чувство
- вкус
- суждение (мудрый может судить об избирательности своего вкуса)
- концепция (настолько опытный человек, что у него формируется свое видение архитектуры – высший пилотаж)
Мастерство – это проявление творчества на уровне сознания, высокий уровень профессионализма, техники, ремесла. Творческие задачи мастерства: умение видеть новое в жизни и органично выражать новое профессиональными средствами; умение соотносить в процессе творчества традициюиноваторство, найти свою меру гармонии и целостности между новым и традиционным. Традиция и новаторство - две стороны творческого процесса. (дать примеры применения традиции и новаторства в арх-ре)
Мастерство архитектора - свободное, (на подсознании, автоматически)владение эстетическими принципами формообразования и художественно-выразительными средствами.
Архитектурное проектирование –это синтез социально-экономического, художественного и научно-технического методов.
Дизайн – визуальный язык, особый язык формы, дающий идеям зрительное выражение. Инструменты – свето-тень, пропорция, оптич. иллюзия, цвет… Дизайн ныне главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Он охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты «Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя». Дизайн — предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления.
Билет № 14 Эстетические принципы формообразования и художественная выразительность архитектуры Древнего мира (Д В Ц). Сакральный смысл арх-ры ДВЦ (древневосточной системы ценностей).
В ДВЦ-основной постулат- это «космос +природа».
Культурная среда: Д В Ц – это период очень долгого существования человеческой культуры. Она очень медленно менялась. Д В Ц обеспечивала успешную деятельность древних зодчих и вообще людей. ((Культура Древнего Египта, Междуречья, Др. Китая, Др.Рима).
Её черты,её ценности:
1) Иерархичность. На вершине Д В Ц государство. Это была высшая ценность. Государство защищает от невзгод, упорядочивает жизнь.
2) Порядок (стремление к образцовому типу поведения)
3) Иерархия. Человек должен занимать своё место в контексте природы: младшие подчиняются старшим. Все архитектурные произведения органично вписаны в природу, т.к. её воспринимали как учителя. Знания компенсировали восприимчивостью в отношении к окружающему миру.
4) Традиции. Эти люди не были открыты к новизне, открытиям. Они не могли ценить настоящее, они ценили прошлое – наследие. У них было убеждение,что знания они получают в наследство от предков – богов, поэтому они смотрят в прошлое.
5) Ритуал. (Культ Бога/религии). Любовь к канонам. Ритуальность упорядочивает всю жизнь.
6) Деятельность – это прежде всего служение. Выполнение нравстевенного долга прежде всего перед природой и старшими.
7) Знания прошлого. (культ предков)
8) Почитание природы. Природа – старшая, глубоко почитаемая «родственница» человека. Природа – учитель и учебник для человека. Интуитивно-ценностная установка – «не навреди» и «уподобляйся».
9) Мистика/миф (у человека нет осознание истории)
10) Человек стремится к согласованности с космосом. Цели художественного творчества понимание гармонии. Творец должен забыть о себе он должен раствориться в материале и идее.
11) Нет индивидуальности в сознании человека.
12) Знания носят утилитарный характер (не «почему?», а «как сделать?»)Знания не носили чисто профессионального характера. Они не воспринимали свою деятельность, как творческую, а как ритуальную. Не было восприятия себя как личности, они не осознавали себя самодостаточными.
14) Замкнутость объектов - возникло из ощущения враждебности окружающего пространства, ещё неизведанного. Отсюда замкнутые формы круга и квадрата, которые смогут защитить от внешного мира.
Выбор Места для строительства и архитектуры в ДВЦ. Место – сакральная точка освоенного пространства. Выбор материала для архитектурной деятельности. Материал – носитель образа вечности, надежности, прочности, стабильности.
Субъект творчества: Творец (арх-р)стремится к гармонии, забыть о себе и слиться с окружающим миром, природой, космосом. Арх-ра связана с божественным, в такой системе ценностей, человек не воспринимает себя как личность. Все субъекты первооткрыватели(они непосредственно смотрели на мир, не знали о своем предназначении, имели повышенную восприимчивость к миру). Архитектор в ДВЦ –это скорее резонатор, нежели творец (он отражает в творчестве мир, природу, космос)
Архитектура воспринимается как упорядоченная форма, подобная организации, устройству Вселенной. Подобие архитектуры сакральному прообразу – залог ее реальности, прочности, функциональности, вечности, «информативности». Сакральность – системообразующий элемент архитектуры ДВЦ.
«Сакральный образ» архитектуры - носитель важнейшей, социально значимой информации для древнего человека. Сакральные образы – основа и источник ценностно-значимых явлений для всей истории человечества. Поиски «художественной образности» прочности и пользы - условие рождения архитектуры.
Эстетические принципы формообразования впервые были систематизированы, осознаны в античной культуре. Греки считали, что эст.принцп. формообразования являются и принципами формообразования природы, космоса, человека, т.е. они являются универсальными, фундаментальными. Т. е. они считали, что космос сотворен по принципу организованной композиции, поэтому они и перенесли эту организованность в арх-ру.
ЭПФ ДВЦ: ( Ценностная значимость и смысл: порядок, незыблемость, вечность оформленность, равновесность.)
1) Целостность (композиция): органичная вписанность в природу, завершенность, замкнутость, вертикализм, ступенчатость как олицетворения вечности, традиционности, ритуальности, иерархичности. Симметрия в композиции, ясность конструкции и чистота формы: линии, силуэта
2) Гармония: торжественно-степенная, суровая, спокойно-созерцательная.
3) Мера: космическая, нечеловеческая, олицетворение вечности.
4) Ритм: ритуально-повторяющийся, размеренно-монотонный, «эпический».
Архитектурная Форма (ЭПФ) – культурная организация обитания человека и информация о его ценностях. Архитектурные формы (круг, овал, вертикаль, крест)– символы – знаки культурной деятельности человека в мире.
Выразительный язык архитектуры Древнего Востока: «Формат» художественной выразительности –это сакральный символ. (Символ монументальности, мощности, величественности, вечности сил Природы, Космоса, Богов).
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 49 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |