Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Ученое незнание» Николая Кузанского.

Читайте также:
  1. Ведомости. 3.05.07. Президент Владимир Путин наградил брата и сына директора ФСБ Николая Патрушева орденами.
  2. Внешняя политика Николая I
  3. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.
  4. Внутренняя и внешняя политика николая 1.
  5. Внутренняя и внешняя политика Николая I.
  6. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая 1.
  7. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1.
  8. Внутренняя политика Николая I.
  9. Вопрос 24. Характеристика правления Николая I
  10. Исторический портрет Николая 2, Столыпина, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона.

Ученое незнание (умудренное неведение) – незнание достигнутое научным путем (чем больше мы познаем, тем больше убеждаемся в собственном незнании), «оправдание» учения о непостижимости Бога. Человек стремиться к истинному знанию. Научное знание – не точное, конечные вещи – путем сопоставления, невозможность абсолютно точного измерения (как пример приводит многоугольник вписанный в круг, чем больше углов тем ближе к окружности). Человек стремиться познать бесконечное. Вводит понятие максимума. Максимум – то, больше чего быть не может, но максимум не может быть меньше себя (иначе не максимум) => max = min (они совподают). Минимальное число – 1 => максимум есть единица => высший единый максимум есть Бог. Познать бесконечность можно не путем сопоставления, а путем аналогий. Для этого лучше всего подходят математические символы (абстрактны, но не лишены материальной опоры): треугольник стороны которого стремятся к бесконечности – треугольник с тремя прямыми углами, бесконечная окружность и бесконечная прямая совпадают => в бесконечности противоположности совпадают. Это применяется к трем областям бытия: Богу, миру и человеку. Бог – непостижим по своей природе (понятия тварного мира всегда конечны, в них невозможно отобразить бесконечность). Бог включает в себя все противоположности. Мир – есть относительный максимум (Бог – абсолютный максимум). Если окружность бесконечна => центр находиться везде, граница нигде => Бог везде, в каждой части мира Он целиком (у Джордано Бруно) => мир бесконечен (земля просто точка во вселенной, как и все другие). Если Бог в каждой части мира – весь мир в Боге. Мир есть развертывание Бога в силу Его собственной воле (из возможности в актуальность, действительность), не путать с пантеизмом Джордано Бруно. Если мир развертывание Бога, а Бог вечен => мир вечен. Человек – микрокосм, наиболее совершенная часть мира. Включает в себя кроме телесной и духовную, душевную природу. Но человек поражен грехом. Лишь Иисус Христос включает в себя весь мир. Бог воплотившись стал совершенным Человеком, показал нам путь к спасению. Каждый человек есть Бог, но не абсолютно

 

39. Политическая философия Никколо Макиавелли. «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» («Монарх»).

Бог - некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Бог создал эти законы и более в них не вмешивается => мир всегда в этой закономерности одинаков, в нем всегда есть добро и зло, есть политические интересы, гос-ва возникают и исчезают по законам фортуны. Человек должен познать эти законы и действовать в соответствии с ними и тогда будет успешен в своей деятельности. «Судьба - это женщина, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать». Общество возникает из стремления людей к самосохранению. Для управления - выбирают начальников, появляется власть. Характер функционирования и возникновения общества не имеет какой-то высшей религиозной или нравственной цели. Мораль возникает на более поздней стадии и представляет собой то, что полезно для каждого члена общества и для общества целиком. Для соблюдения морали создаются законы, для охранения людей создаются армия и власть, а для духовного единства общества создается религия. Греческое язычество - та религия, которая могла бы действительно объединить общество. Христианство – ошибка, основана на культе не тех человеческих качеств, которые нужны обществу. Христианство слишком уповает на загробное воздаяние и не ценит действительность, ценит слабость, а не мужество. Т.к. христианство господствует - мир несовершенен и власть в нем принадлежит не достойным людям, а мерзавцам. Язычество возвышает мужество, добродетели, храбрость, славу - те черты характера, которые нужны настоящему гражданину. Политика абсолютно автономна. Политическая цель - высшая цель, для которой годятся все методы. «Цель оправдывает средства». Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели (мораль и религия сами есть порождение политики). Критерий оценки - польза и политический успех, который есть успех общества. Он был демократом, республиканцем, но не монархистом. Хороший государь должен служить на благо обществу. Высшая цель - цель общества, а не отдельного гражданина, даже если этим гражданином является монарх. Поэтому не нужно измышлять никакие идеальные государства, не нужно ничего строить, нужно просто познавать реальный общественный мир и жить в этом мире

 

41. Скептицизм Мишеля Монтеня. «Опыты». «Апология Раймунда Себундского».

Самая большая ценность – обычный человек; никакие догматы и положения не могут по своей ценности сравниться с человеческой жизнью. Подлинная философия говорит о человеке, о его конкретных нуждах => подлинная философия, как и подлинный человек, должна быть радостна и счастлива. Орудием для этого – самопознание, нужно отказаться от любых авторитетов и школ. Подлинная философия - свободна (не принимает на веру никакие доводы и положения). Как разнятся друг от друга свободные люди, так разнятся и философии (схоластика не подлинная философия - везде одинакова). Разнообразие философских школ - в античной Греции => античная философия - истинно свободная философия. Монтень популяризатор идеи античных скептиков (Аристотеля не любит - канонизирован схоластикой). Тезис - человеческий разум ничего не может доказать, в том числе и существование Бога. Не был последовательным скептиком. Скептические аргументы в основном направлены против традиций (что существует не потому, что является истиной, а потому, что люди привыкли в это верить, не сомневаться - схоластика - не истинна, основана на традициях, а не на четком и прочном философском фундаменте, который проверен и доказан). Главный порок философии - власть авторитета, отсутствие свободы, поиск истины подменяется экзегетикой. Для того чтобы человек познал истину, необходимо сомнение во всем (чтобы прийти к истинному знанию, необходимо убедиться в том, что человек ничего не знает). Самоуверенность порождает все человеческие пороки. Скептицизм - средство очищения от различных предрассудков, в т.ч. философских и религиозных. Когда человек очистит себя от различных предрассудков - начинается истинное познание. Скептицизм – не только начало истинного философствования, но и его результат (чем больше человек познает, тем больше он убеждается в слабости своего знания). Знание относительно: человек кое-что знает, но абсолютного знания у него быть не может. Процесс познания - бесконечен. Знания начинаются от ощущений, но ощущения сами по себе текучи, как показывают тропы Энесидема, да и сам мир текуч, поэтому знание о мире хотя и возможно, но недостоверно. Антиантропоцентристская позиция (все в мире существует для человека). Человек лишь часть природы, хотя разумная и нравственная. Человек действуя согласно законам природы, может обрести свободу (стоический тезис - свобода есть действие в согласии с необходимым, неумолимым законом природы)

 

42. Пантеизм Джордано Бруно. «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах».

Возрождение неоплатонизма в синтезе учений Николая Кузанского, Авиценны и Аверроэса, Коперника. Неоплатонические термины: «единое», «ум», «душа», «материя» понимает не как Плотин (уровни бытия), а в духе Кузанского. Бог есть max и min (Он содержится в каждой точке мира, каждый атом - одновременно и Бог), высшее единство мира. Бог есть Единое, Единое есть и причина бытия, и само бытие (все бытие едино) => Бог и мир одно и то же. В мире соединяются все его противоположности (возможность и действительность, дух и материя) => нельзя разделять мир на материю и форму (будучи противоположностями, они совпадают) => нельзя помыслить материю без формы, как и форму без материи, существуют всегда вместе (противоположность Аристотелю) => материя вечна => мир не сотворен, а бесконечен и вечен, как и Бог. Движущий механизм мира (начало приводящие мир в движение и одушевляющие его) - Бог и т.к. Бог есть max и min (каждая часть мира является Богом) => каждая часть мира (каждый атом) имеет источник движения сама в себе, мир развивается сам, изменяется. Такое же изменение есть и в Боге. Материя развертывается самостоятельно (Кузанский - развертывание мира из единого) и имеет сама в себе способность к образованию форм. Способность материи к самоформированию - душа мира (плотиновская 3-я ипостась бытия). Душа - всеобщая форма мира (внутри материи как форма, присущая материи и некоторое начало, объединяющее материю) => весь мир одушевлен, сам в себе несет жизненное начало. Во вселенной, которая, как и Бог, является бесконечной, нет никакого центра (ни земля (одна из планет), ни человек таковыми считаться не могут), все однородно, любая точка может быть одновременно названа и центром, и окружностью (влияние Кузанского). Критика Коперника (остановился на изменении геоцентрической системы на гелиоцентрическую, оставив сферу неподвижных звезд) - звезды такие же солнца, могут иметь вокруг себя планеты, на которых тоже может быть жизнь. Вместо плотиновской эманации и развертывания Николая Кузанского Бруно отождествляет Бога и природу. Бог не находится вне вещей, а содержится в самих вещах; Он есть внутреннее начало мира, а не находится над миром. Бога нельзя определить: определение предполагает некоторое ограничение, а Бог, включая в Себя все определения, все противоположности (совпадают единственность и множественность, max и min, прямая является одновременно и кривой (явное заимствование у Николая Кузанского), возникновение предполагает уничтожение и т.д.), превосходит какое-либо определение




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 90 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав