Читайте также:
|
|
Первая четверть 19 в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.
Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование. Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вместе с тем эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.
В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства. С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям.
29 декабря началось восстание Черниговского полка. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.
По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро Лидеров были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.
После расправы царского правительства с декабристами для передовой русской интеллигенции создалась тяжелая, гнетущая обстановка.
В противовес такой политике в конце 20-х - начале 30-х распространяются студенческие кружки, продолжавшие традиции декабристов.
На рубеже 30-40-х гг. определились три идейно-политических направления:
• реакционно-охранительное,
• либеральное,
• революционно-демократическое.
Идейным выражением реакционно-охранительного направления стала «теория официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым: «православие, самодержавие, народность». «Народность» трактовалась как приверженность народных масс к исконно русским началам - самодержавию и православию. Крепостное право объявлялось важнейшим устоем России, а самодержавие - «священным и неприкосновенным». Обосновывался самобытный путь развития России, отличный от развития стран Запада. Проводниками теории «официальной народности» были профессора Московского университета и журналисты.
Либерально-оппозиционное направление было представлено двумя общественными течениями — славянофилами и западниками. И те, и другие выступали за отмену крепостного права и искали пути совершенствования существующего строя. Однако их подход к прошлому и будущему был противоположен.
Славянофилы доказывали своеобразие русского исторического процесса, идеализировали «самобытные» учреждения: крестьянскую общину и православную церковь. Они призывали вернуться к идеалам допетровской Руси – к патриархальности, истинной православной вере. Виновником ошибочного пути развития России они считали Петра I. Свои идеи славянофилы проповедовали со страниц журналов «Московитянин», «Русская беседа».
Западники доказывали идею об общности исторических путей Европы и России. Их устраивала конституционно-монархическая форма правления с определенными гарантиями свободы слова, печати, гласного суда. Деятельность Петра I они рассматривали как первую фазу обновления России, вторая должна начаться проведением буржуазных реформ сверху.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 152 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |