Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Античная философия

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  5. Абай философиясы
  6. Абай философиясына сипаттама
  7. Андай философиялық теория қоғамдағы әлеуметтік айырмашылықтарды зерттеуге көмектеседі?A) әлеуметтік стратификация теориясыALMAT
  8. Античная археология Северного Причерноморья
  9. АНТИЧНАЯ НАУКА
  10. Античная преднаука

а) уровень нравственности;

б) способ производства;

в) осознание людьми свободы;

г) этап в развитии общества.

6.К искусственным языкам относятся:

а) английский язык;

б) азбука Морзе;

в) языки программирования;

г) русский язык;

д) эсперанто.

 

7.В. И. Вернадский – крупный русский ученый и философ-космист, обосновал теорию:

а) биосферы;

б) ноосферы;

в) гидросферы;

г) зоосферы;

д) литосферы.

8.Главная альтернатива диалектики:

а) антропология;

б) метафизика;

в) теория развития;

г) философия;

д) гносеология.

9. Концепция бытия, признающая многообразие мира:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) политеизм;

г) анархизм;

д) дуализм.

 

 

10.«Логическая операция, составляющая из двух исходных суждений следствие», это:

а) умозаключение;

б) чувство;

в) эмоция;

г) восприятие.

 

11. «Субъективный образ внешнего мира, комплекс ощущений» - это:

а) восприятие;

б) эмоция;

в) представление;

г) ощущение.

 

12.С точки зрения диалектического материализма, сознание человека:

а) это проявление мирового духа;

б) свойство высокоорганизованной материи;

в) свойство всей материи;

г) материально.

 

 

13.Важнейшая характеристика истины:

а) абсолютность;

б) относительность;

в) конкретность;

г) объективность;

д) иррациональность.

 

14.Учение о ценностях называется:

а) аксиология;

б) социология;

в) антропология;

г) гносеология;

д) этика;

е) праксиология.

 

 

15.Глобальные проблемы человечества связаны с:

а) взаимодействием социальных общностей людей;

б) взаимодействием общества и государства;

в) повышением уровня культуры народонаселения;

г) формированием информационного общества.

 

 

16. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

а) эпистемология;

б) этика;

в) эстетика;

г) онтология.

 

17. С точки зрения эвдемонизма смысл жизни состоит:

а) в отречении от мира;

б) в стремлении к счастью;

в) в наслаждении;

г) в извлечении из всего пользы.

 

18.Философский плюрализм означает:

а) многообразие философских учений;

б) эклектизм;

в) догматизм;

г) фанатизм;

д) дуализм.

 

 

19.Коренные воздействия в характере и масштабе воздействия человека на природу называется революцией:

а) культурной;

б) научной;

в) политической;

г) технической;

д) религиозной.

 

 

20.Организация, созданная в 1968 году для анализа острых проблем современности, называется:

а) Венский клуб;

б) Римский клуб;

в) Парижский клуб;

г) Берлинский клуб;

д) Английский клуб.

 

Задание 2. Установите последовательность возникновения философских категорий:

Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «О граде Божьем» Бл. Августин;

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

г) «О началах» Ориген.

 

Задание 3.

Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея; 1) Ницше;

б) социология; 2) Конт;

в) сверхчеловек; 3) Платон;

г) воля к жизни; 4) Шопенгауэр

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1.Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.

2.Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

3.Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

4.Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

а) Старое-…………………….

б) Качество-…………………

в) Эволюция-………………..

г) Знание-………………………

 

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а) онтология; б) гносеология; в) этика; г) филология.

Вариант 5.

1.Платон первым ввел в философию понятие:

а) апейрон;

б) диалектика;

в) субстанция;

г) идея;

д) форма;

е) метод.

 

2.Философская концепция, которая утверждает, что центом мира является Бог, называется:

а) идеализм;

б) пантеизм;

в) теоцентризм;

г) сенсуализм;

д) антропоцентризм.

3. Выделите основные принципы религиозно-философского теоретизирования и мировоззрения:

а) теоцентризм;

б) креационизм;

в)научность;

г) гуманизм.

4. Основоположником немецкой классической философии считается:

а) К. Маркс;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель;

г) Ф. Ницше;

д) Л. Фейербах.

 

 

5.Направление в философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека и общества, называется:

а) психоанализ;

б) неотомизм;

в) позитивизм;

г) экзистенциализм;

д) интуитивизм.

 

6.Проблемы отчуждения и свободы являются основными для:

а) структурализма;

б) экзистенциализма;

в) неопозитивизма;

г) постпозитивизма.

7. Поворот от классической к неклассической философии связан с именами:

а) А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;

б) И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте;

в) Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция;

г) Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница;

д) Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

 

 

8. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия:а) онтология;

б) социология;

в) гносеология;

г) антропология;

д) этика.

 

 

9.Концепция бытия, признающая два типа реальности:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) политеизм;

г) дуализм.

 

10.То, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность:

а) эксперимент;

б) метод;

в) субъект;

г) объект;

д) модель.

 

11.Гносеология - это учение о:

а) человеке;

б) познании;

в) бытии;

г) природе;

д) материи;

е) сознании.

12.С точки зрения идеализма, сознание:

а) есть продукт материи;

б) может существовать независимо от материи;

в) неразрывно связано с материей;

г) не всегда адекватно отражает материю.

13.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:

а) агностицизм;

б) эклектицизм;

в) гностицизм;

г) скептицизм.

 

14.Осознание смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве:

а) индивида;

б) субъекта познания;

в) объекта познания;

г) личности;

д) человека.

 

15.Нравственный критерий, применимый в качестве оценочного основания, можно отнести:

а) только к области морали и прав;

б) ко всем областям человеческой деятельности;

в) только к сфере морали;

г) лишь к сфере морали и искусства.

 

 

16. Основная функция искусства:

а) эстетическая;

б) воспитательная;

в) описательная;

г) познавательная;

д) иллюстративная.

17.Тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется:

а) культурно – исторический тип;

б) формация;

в) цивилизация;

г) государство.

18.Сторона процесса развития, связанная с разделением целого на части, уровни:

а) интеграция;

б) поляризация;

в) синтез;

г) дифференциация.

19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:

а) отношение;

б) необходимость;

в) закон;

г) связь.

20.Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:

а) религиозный культ;

б) религиозное сознание;

в) религиозная идеология;

г) религиозная психология.

Задание 2. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;

2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;

3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;

4. «Левиафан»; г) Гоббс;

5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.

Задание 3.

Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология; 1) красота;

б) гносеология; 2) нравственность;

в) этика; 3) истина;

г) эстетика; 4) бытие.

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1. Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

2. Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.

3.________________- философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

4. Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

  1. Сущность-…………………………
  2. Единичное-………………………...
  3. Форма-………………………..
  4. Прогресс-…………………………

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а)интуиция; б) воля к жизни; в) воля к власти; г) жизненный порыв.

 

Вариант 6

1.«Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц» - считал:

а) Гераклит;

б) Парменид;

в) Демокрит;

г) Аристотель;

д) Фалес;

е) Эпиктет.

2.Вера противопоставлялась в средневековье:

а) умению;

б) желанию;

в) чувству;

г) разуму;

д) сознанию.

3.Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель является автором тезиса:

а) «я мыслю, следовательно, я существую»;

б) «без общины, без дома, без отечества»;

в) «ни что не вечно»;

г) «знание-сила»;

д) «свобода, равенство и братство».

4.Георг Гегель – был представителем немецкого классического:

а) прагматизма;

б) волюнтаризма;

в) пацифизма;

г) идеализма;

д) гуманизма.

5.Представитель иррационализма и «философии жизни», создавший миф о «сверхчеловеке»:

а) А. Шопенгауэр;

б) Ф. Ницше;

в) В. Дильтей;

г) С. Кьеркегор.

6.Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется:

а) философскими учениями;

б) самим человеком;

в) культурными традициями;

г) социальными нормами;

д) верой;

е) желаниями.

7.Фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:

а) потребности;

б) способности;

в) вера;

г) возможности;

д) труд.

8. Всеобщая причинная обусловленность явлений называется:

а) позитивизм;

б) креационизм;

в) провиденциализм;

г) детерминизм;

д) индетерминизм.

9.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:

а) переход количественных изменений в качественные;

б) отрицания отрицания;

в) единство и борьба противоположностей;

г) закон естественного отбора;

д) закон совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума.

10.Что не относится к чувственным формам познания:

а) представление;

б) понятие;

в) ощущение;

г) восприятие.

 

11.Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий:

а) знание;

б) суждение;

в) доказательство;

г) истина;

д) рассуждение.

12.«Свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность в форме идеальных образов», это:

а) познание;

б) сознание;

в) чувство;

г) эмоция;

д) воля.

 

13.Раздел философии, изучающий человека, его сущность, детерминацию его поведения, называется:

а) антропология;

б) гносеология;

в) онтология;

г) эстетика;

д) этнография.

 

 

14. . В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке;

д) религии.

 

15. Понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы:

а) взаимодействие;

б) развитие;

в) движение;

г) интеграция.

 

 

16.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:

а) познавательная;

б) регулятивная;

в) прогностическая;

г) оценочно-императивная.

 

17. Как называется философская концепция рассматривающая человека как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств:

а) фатализм;

б) натурализм;

в) утилитаризм;

д) волюнтаризм.

 

18.Значительные качественные изменения - это:

а) эволюция;

б) революция;

в) регресс;

г) прогресс.

19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:

а) отношение;

б) необходимость;

в) закон;

г) связь.

 

20.Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:

а) Античность;

б) Новое время;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

 

 

Задание 2.Установите последовательность в развитии диалектики:

а) диалектический материализм;

б) стихийная диалектика (Гераклит);

в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г) абсолютный идеализм (Гегель).

 

Задание 3.

Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; а) Фейербах;

2. идеализм; б) Демокрит;

в) Гегель;

г) Эпикур;

д) Платон.

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1.Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

2.Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.

3.Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.

4. Аксиология – учение о _________.

 

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

1. Фатализм-………………………..

2. Возможность-…………………….

3. Количество-………………………

4. Бытие-……………………………..

 

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а) аскетизм; б) прагматизм; в) эмпиризм; г) утилитаризм.

 

Античная философия

1.Предпосылки и периодизация античной европейской философии

2. Древнегреческие философские школы и идеи

3.Древнеримские философские течения

 

1. Античной принято называть философию, существовавшую с VII – VI вв до н.э. по III-V вв н.э. Европейская философия зарождается в древнегреческих полисах. Культурно-историческими предпосылками ее возникновения стали:

· расположение древнегреческих полисов на перекрестках торговых путей, благодаря чему древние греки имели возможность общения с представителями разных народов и государств, что расширяло их взгляды на мир;

· специфическое политическое устройство древнегреческих полисов: в них утвердилась рабовладельческая демократия (Платон назвал такое устройство «жареным льдом»), вследствие чего все население полисов делилось на 2 группы: на рабов и свободных граждан. Свободные граждане имели время для овладения знаниями о мире;

· в Древней Греции еще с конца 2 тыс. до н.э. сформировалась развитая мифология и языческая религия, что развивало способность у греков к абстрактному мышлению – основе философствования.

Не существует единой периодизации античной философии. Однако, большинство историков-философов выделяют следующие основные периоды в развитие античной философии:

 

a) период возникновения античной европейской философии в Древней Греции ( VII-V вв до н.э.)

b) период классической древнегреческой философии (конец V – IV вв до н.э.)

c) период раннего эллинизма ( III-I вв до н.э.)

d) период позднего эллинизма (I – III вв н.э.)

Существуют и другие периодизации античной философии.

 

2. Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы. Самой первой из них была Милетская школа (VII-VI вв до н.э.). Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основная проблема у «милетцев» - проблема субстанции. У Фалеса субстанцией названа вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон (с греч. «неопределенное, беспредельное»). В одно время с милетцами философствовал Гераклит Эфесский, утверждавший, что субстанцией является огонь (стихия). Нередко считают, что настоящая европейская философия начинается с Гераклита, разрабатывавшего проблему изменчивости мира. Он считал, что «все течет, все изменяется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку».

В VI в до н.э. возникла пифагорейская школа, представители которой считали, что субстанцией являются числа, наиболее важными из которых являются 0,1,2,3,4, т.к. в сумме они составляют число 10 (1 – начало, 0 – ничто); эти числа соответствуют основным геометрическим фигурам в мире: 1 – точка, 2 – отрезок, 3 – треугольник, 4 – квадрат.

В VI в до н.э. возникла Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Часто элейцов называли первыми идеалистами в античной философии (предшественники-философы были материалистами). Их интересовало не столько проблема субстанции мира, сколько достоверность существования многих явлений в мире. Например, движения, покоя. До нас дошли апории Зенона (греч. а – нет, порос – выход): «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». С помощью апории «Стрела» Зенон доказывал, что движения в мире нет. Апория «Ахилл и черепаха». Ахилл быстроногий бегун, что Ахилл не может догнать черепаху.

В V в до н.э. в Древней Греции возникает необходимость в учителях мудрости и красноречия. Появился слой софистов, которые обучали риторике и логике, а также умению выходить в разговоре из разных ситуаций. До нас дошло примерно 50 софизмов – логических конструкций («Лжец», «Рогатый» и др.). Софисты – не философы, но вошли в историю философии, т.к. пользовались методами философов; из рядов софистов вышел Сократ. Наиболее известные софисты – Протагор (утверждавший, что «человек есть мера всех вещей»), Гиппий, Продик.


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.115 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав