Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Гостиница «Ленинградская» одна из наиболее известных гостиниц Москвы, расположена у Комсомольской площади в 17-этажном здании (одной из семи сталинских высоток Москвы). 6 страница

Читайте также:
  1. S: Наиболее точно реальный процесс износа основного капитала отражает ### амортизация
  2. V. Проведение классификации гостиниц и иных средств размещения
  3. VII. Применение знака категории гостиницы и иного средства размещения
  4. Автоматизированные системы управления гостиницей.
  5. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 1 страница
  6. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 2 страница
  7. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 3 страница
  8. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 4 страница
  9. Безопасные и наиболее опасные места дома (в квартире), в здании при землетрясении. Действия людей под завалами, обрушенными зданиями.
  10. БИЛЕТ № 4. 1 страница

Подобно тому, как эпоха Просвещения воплотилась в формах архитектурного классицизма, неоготика отразила ностальгические устремления и индивидуалистические ценности пришедшей ей на смену эпохи романтизма. Интерес к средневековью, и особенно к средневековым руинам, в Англии пробудился ещё в середине XVIII века.

Замок шотландского герцога Аргайла на озере Лох-Файн (1746-89) — один из первых в Европе памятников неоготики.

Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение — Собор Парижской Богоматери. В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции, а наиболее совершенным из всех стилей — итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты, черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.

В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII вв. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко, как Карло Райнальди в Риме, Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге, питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды.

Викторианская неоготика

Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции.

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта. В 1870-е гг. обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.

Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия. В США отношение к неоготике поначалу было настороженным, отчасти по причине сохранявшегося антагонизма с прежней метрополией, а отчасти потому, что Томас Джефферсон и другие отцы-основатели считали наиболее подходящей архитектурой для республики-наследницы античных идеалов свободы не готику, а палладианство и неогрек. Нью-йоркская церковь Троицы (1846) свидетельствует о том, что в половине XIX века американцы ещё только начинали осваивать язык неоготики. Гораздо более уверенно исполнен в подражание храмам средневековой Европы католический собор Святого Патрика в том же городе

Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремесел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом, поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции, причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).

Неоготика в Центральной Европе

Восстановленный в средневековых формах мост Обербаумбрюкке через Шпрее (1894-96).

Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию. Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама, прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.

Всплеск немецкого национального чувства в период романтизма и особенно после революции 1848—1849 годов вылился в движение, направленное на завершение «долгостроев» средневековья и, в первую очередь, Кёльнского собора — одного из самых масштабно задуманных зданий средних веков. В 1880 году, когда строительство собора завершилось, при высоте в 157 метров он стал самым высоким зданием мира. Через несколько лет его рекорд побила другая достроенная церковь — 161-метровый Ульмский собор. Несколько раньше был очищен от позднейших наслоений важнейший памятник баварской готики — собор в Регенсбурге.

Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене, Мюнхене и Берлине, а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви — Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики — таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Австро-Венгрия в своём восприятии неоготики следовала по пути других германских наций. Здесь острую конкуренцию неоготике составляли другие ретроспективные стили — неоренессанс и необарокко, хотя именно неоготика воскрешала в памяти средневековую мощь Священной Римской империи, наследниками которой видели себя австрийские Габсбурги. Следуя примеру других государств, они позаботились о завершении затянувшегося на шесть веков строительства пражского собора св. Вита. Из собственно неоготических проектов выделяются своими размахом и пышностью венская Вотивкирхе (1856-79) и здание Венгерского парламента в Будапеште (1885-94).

Неоготика во Франции и Италии

В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, — неоренессанс, необарокко и боз-ар. В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса. По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий — напр., парижской базилики Сен-Клотильд (1827-57) — архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.

Во Францию неоготика пришла поздно и сразу получила ярко выраженную археологическую направленность. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830) прозвучал гимном во славу средневековой архитектуры и призывом к сохранению её наследия. Предметом всеобщего внимания поначалу стал выведенный в романе собор. В дальнейшем речь шла, как правило, также не о строительстве новых зданий, а о реставрации шедевров французского средневековья, будь то Сен-Шапель, Мон-Сен-Мишель, грандиозное аббатство в Везле, древние укрепления Каркассона или горный замок Роктайад. К осуществлению практически всех реставрационных проектов приложил руку неутомимый Виолле-ле-Дюк, стремившийся довести даже недостроенные в средние века сооружения до последней степени завершённости.

В Италии неоготика также воспринималась именно как движение, направленное на реставрацию и завершение строительства великих памятников прошлых лет. Ещё Наполеон перед коронацией велел достроить грандиозный Миланский собор и пообещал выделить на это средства; работа над завершением дуомо растянулась до 1965 года. Самым крупным проектом итальянского неоготического движения стал объявленный в 1864 году конкурс на проектирование и возведение фасада величайшей сокровищницы чинквеченто — собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Одновременно достраивались фасады других незавершённых храмов — флорентийской базилики Санта-Кроче и Неаполитанского собора.

Неоготика в России

Ранний пример русской готики — Владимирская церковь в Быково (1789, приписывается В. И. Баженову).

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную системы готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко. В храмовом строительстве преобладала православия крестово-купольность. О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Как и в Скандинавии, архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей — такие, как Ласточкино гнездо. В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям дилетанта-заказчика.

Архитектурные фантазии на темы готики в царской России

Белая башня в Царском Селе (1821-27, арх. А. А. Менелас)

Часовня Александра Невского в Петергофе (1831-34, арх. К. Ф. Шинкель)

Усадьба Марфино близ Лобни (1837-46, арх. М. Д. Быковский)

Новопетергофский вокзал (1855-57, арх. Н. Л. Бенуа)

Ласточкино гнездо (1911-12, арх. Л. В. Шервуд)

Закат неоготики

Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берет своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену возрождение строгих форм романского стиля, лучшие образцы которого сохранились именно в Германии.

46. Стальная и легкосплавная архитектура. Качество. Мастера и примеры

Буквально до последнего времени здания строились почти исключительно из дерева (разве что при укреплении замков использовали камень). Только такие постройки отвечали представлениям о гармоничном сочетании с пейзажем. Новые материалы – плод встречного «архитектурного любопытства» Востока. Еще до того, как таинственная Страна восходящего солнца приоткрыла завесу многовековой изоляции, некоторые феодальные семейства демонстрировали интерес к западной строительной технологии. В середине XIX столетия появляются первые постройки из обожженного кирпича. А в течение первых десятилетий века XX японские зодчие резво осваивают и другие новации – стальной каркас и железобетон.

Одним из первых зданий, включавших стальной скелет, стал токийский книжный магазин Maruzen (1909). Автор постройки, Сано Рики, был в числе пионеров сейсмостойкого строительства, сочетавшего национальные традиции с достижениями прогресса. Во многом стараниями Рики металл и бетон получили распространение в архитектуре периодически сотрясаемых островов. Впрочем, сейсмостойкость японских зданий и поныне вызывает зависть специалистов: сама природа вынуждала веками совершенствовать инженерное мастерство.

Неудивительно, что с рубежа XIX–XX вв. профессиональное сообщество будоражили дебаты, предметом которых было соотношение инженерного и эстетического начал в архитектурной практике. В это время японцы прилежно – хотя и несколько утрированным образом – копировали западную архитектурную моду. А после войны им пришлось на время забыть о конструктивных новшествах. В обстановке разрухи и экономического кризиса большинство построек, как и много лет назад, возводилось с деревянным каркасом (такие здания составляли больше половины общего количества новостроек аж до конца пятидесятых!).

Альдо Росси. Hotel II Palazzo. Фккуока, Япония, 1988-1989

Новое оживление строительства последовало в последние десятилетия XX в. Японские мастера окончательно заняли место в рядах интернационального истэблишмента. Архитектура наших дней – современная, экологичная, высокотехнологичная, хотя зодчие сохраняют верность и традиционным ценностям. Они очень внимательны к материалу, цвету и фактуре фасадов. То, как здание соприкасается – в прямом смысле – с окружающим миром – предмет особых забот. Раньше постройки открывались в природу легкими подвижными ограждениями. Послевоенное поколение вслед за учителем-Корбюзье полюбило «грубый бетон». И сегодня среди японцев есть непревзойденные мастера дерева, камня и бетона – такие, например, как Тадао Андо. Однако в эпоху архитектуры, не брезгующей одалживать новые материалы у аэрокосмической отрасли, дома все чаще примеряют металлический наряд. Сияющие алюминием фасады можно встретить, например, у экс-метаболиста, мэтра и лауреата Притцкеровской премии Фумухико Маки, и у Тойо Ито, у Макото Сей Ватанабэ и Казуо Сейджимы.

Изобретательности же японских мастеров по части применения металлических конструкций и вовсе нет предела – чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на постройки Итсуко Хасегавы: тут и сложных форм «скелеты», и сферические объемы, и криволинейные поверхности из перфорированного алюминия... Или пройтись по ажурному мосту, переброшенному на внушительной высоте между корпусами «Небесного города Умеда», возведенного в Осаке по проекту Хироси Хары (другая его знаменитая работа – вокзальный комплекс в Киото, построенный к 1200-летию города).

Фумухико Маки. Концертный зал Киришима. Кагошима, Япония, 1993-1994

Особо сильны и разнообразны японцы в музейном строительстве – в этой отрасли им поистине нет равных. И здесь находится место не только традиционным материалам, но и металлу (например, необычная спиральная башня вознеслась над комплексом культурного центра в Мито, созданного Арата Исодзаки).

Гигантские проекты вроде Millenium Tower продолжают традицию создания мегаструктур, заложенную еще метаболистами. Впрочем, японская архитектура давно тянется вверх, и башни здесь встречаются не только на листах метаболистских фантазий. Еще 1958 г. появилась на свет «Tokyo Tower» Кензо Танге – юная наследница Эйфелевой башни, чуть выше ее ростом (и почти в два раза легче – 4 тыс. тонн против 7 тыс.). Токийская башня – самое высокое в мире отдельно стоящее сооружение из стали. Главная ее функция – служить телекоммуникационным центром, а по совместительству она много лет подрабатывает и в развлекательной сфере. А зодчие всего мира исправно продолжают украшать Страну восходящего солнца архитектурными насаждениями – стальными, алюминиевыми, стеклянными, да и привычными деревянными тоже.

Итсуко Хасегава. Культурный центр Сумида. Токио, Япония, 1992-1994

47. Искусство авангарда начала 20 века. Лидеры направлений, характеристики стилей, оказавших влияние на архитектуру 20 века

Авангард(-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde — передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты авангардизма в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905— 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939—45 в искусстве ряда стран Зап. Европы и лат Америки.

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А.Экстер, Б.Эндер и лругие.

В принципе авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В ХХ в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественной культуры, охватившего практически все ее более-менее значимые явления. Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП) последнего столетия. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их экспериментальный характер; революционно- разрушительный пафос относительно традиционного искусства; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого"(реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал,

, Ле Корбюзье и некоторые другие. Возможна лишь условная классификация,

Абстракционизм (абстрактное искусство)

Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав