Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Архитектура и изобразительное искусство Новгорода 12-13 вв.

Читайте также:
  1. Английская Архитектура.
  2. Арабская архитектура.
  3. АРХИТЕКТУРА
  4. АРХИТЕКТУРА
  5. Архитектура
  6. АРХИТЕКТУРА
  7. АРХИТЕКТУРА
  8. Архитектура
  9. Архитектура
  10. Архитектура

Раньше всех формирование местной архитектурно-художественой школы прослеживается в Новгороде. Каменные сооружения Новгорода начала 12 в., возводились при финансовой поддержке новгородских князьей, концентрировавших в своих руках значительные экономические ресурсы новгородского княжества. В соответствии с местными художественными вкусами и особенностями северной архитектуры храмам Новгорода свойственны лаконизм, суровая монументальная простота форм, компактность объёмов.

Типичен в этом отношении Георгиевский собор Юрьева монастыря сооружённый мастером Петром в 1119-1130 г. Его облик отличается богатырской мощью, смелая ассиметрия композиционного решения, созданная вынесённой за массив здания мощной лестничной башней, не нарушает целостности сооружения. Устремлённые ввысь мощные лопатки завершаются спокойными полукружиями арок. Собор лишён каких-либо украшений, его фасады оживлены лишь 4 рядами узких окон и ниш. Таковы также Николо-Дворищенский собор (1113), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117).

В 1136 г. новгородцы изгоняют своих князей и устанавливают своеобразную феодальную республику, во главе которой стояло вече – общее собрание новгородцев. Однако, внутренняя и внешняя политика Новгорода определялась советом бояр – именитых граждан во главе с посадником и архиепископом. Своеобразие общественной жизни Новгорода (демократичность) нашло отражение в его архитектуре и изообразительном искусстве. Архитекторы и художники опирались в своих исканиях на широкие народные художественные традиции, очень органично перерабатывали приходившие новшества, приспосабливая их для выражения своих собственных идей.

Со второй половины 12 в., со времени установления в Новгороде феодальной республики, новгородское зодчество претерпевает решительные изменения. Храмы становяться более компактными, значительно уступая в размерах княжеским сооружениям предшествующей поры, т.к. возводятся не на княжеские средства, а на деньги простых мещан. Храмы увенчиваются лишь одним куполом на широком барабане, но в то же время они по прежнему монументальны и величественны. В них как бы заключена огромная сила, отвечающая духу времени и нравам людей той неспокойной эпохи. Сохранилось несколько храмов этого периода – церкви Петра и Павла на Синчьей горе (1185-1192), Рождества в Перыни (первая половина 13 в.), Спаса Преображения на Нередице (1198) и др. Большинство этих храмов отличаются простотой венешнего облика, их декор очень скуп, конструкция ясна.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода 12 – начала 13 в. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях новгородцев. Если росписи Новгородской Софии ещё тесно связаны с киевско-византийским кругом, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) говорят о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, придало ей предельную эмоциональную выразительность образов святых и отцов церкви, которые наполнены необыкновенной глубиной и подлинным величием. Эти же черты характерны и для творчества новгородских иконописцев того времени – демократичностью, выразительной красочностью и лаконизмом силуэтов отличаются иконы “ Устюжское Благовещенье ”, “ Спас Нерукотворный”, “Успение ” и др. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что в нём обосновывались многие приезжие мастера, в т.ч. Феофан Грек. Торговые связи с западным миром способствовали знакомству месных мастеров с романским и готическим искусством Европы.

В 1237 – 1240 гг. полчища монголо-татарского хана Батыя стирают с лица земли многие города Древней Руси, включительно с Киевом, Черниговом, Гомелем, Владимиром, Суздалем, Рязанью, Москвой, и многими другими. Новгород не пострадал от нашествия, но уничтожение многих соседних земель повлияло и на его экономику, строительство в нём замирает и оживает лишь в конце 13 в.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав