Читайте также:
|
|
Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гаврииила на Чистых прудах) – православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.
Архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 г. И.Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 г. он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве.
Церковь Архангела Гавриила – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Меншикова башня, на первый взгляд, имеет мало общего с предшествующим русским зодчеством, но по существу – это традиционный башенный храм в большей степени наделённый чертами новой архитектуры. На это указывает прежде всего его светский, гражданский облик. В этом произведении западные европейские влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры – старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все – от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», – писал искусствовед И. Грабарь.
Своими барочными ордерными формами с Меньшиковой башней перекликается другая московская церковь – церковь Иоанна Воина, построенная в 1703-1714 г., вероятно, тоже Иваном Зарудным.
Однако применение классического ордера уже не как произвольной детали оформления и украшения, а по всем правилам ордерной системы впервые использовано при расширении Лефортовского дворца в Москве в 1707-1708 гг.
Жилая застройка столицы отличалась в планировочном и композиционном плане регулярным характером, что соответствовало характеру планировки города. При сжатых сроках возведения застройки Санкт-Петербурга, прогрессивным стало использование метода строительства по «образцовым чертежам», которые дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности и зажиточности. В СПБ вводится зонирование территории по характеру застройки: каменная и деревянная; 1-2 этажными домами; «изрядными домами» в наиболее парадных частях города и на набережных. «Образцовая» застройка улиц с разрывами между домами и объединением раздельно стоящих «образцовых домов» воротами и оградой создавали новый облик улиц (и противопожарное средство).
Наряду с массовой застройкой, создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью вводится запрет на строительство деревянных зданий на Городском и Админиралтейском островах и по набережным Невы, которые следовало застраивать исключительно парадными жилыми зданиями дворцового типа. В узловых пунктах вводятся крупные монументальные сооружения.
Крупнейшим сооружением СПБ раннего периода был ансамбль Петропавловской крепости. Первоначально крепость состояла из шести земляных бастионов, с 1706 по 1740 гг. бастионы были перестроены в камне, а в 1778-1786 гг. облицованы гранитом. Архитектурной доминантой и композиционным центром ансамбля Петропавловской крепости, а также крупнейшим монументальным культовым сооружением СПБ был Петропавловский собор (арх. Трезини, 1722-1733).
Собор имеет трёхнефный базиликальный план и простые объёмные формы с куполом над предалтарной частью. Особенностью сооружения является высокая 120-метровая четырёхярусная колокольня, которая возвышается над западной частью собора и увенчана высоким позолоченным шпилем. Основание шпиля поддерживают плоские, графически-прорисованные завитки, соединяющие ярусы и усиливающие стремительный взлёт тонкого шпиля. Конструкция шпиля – первоначально деревянная, результат решения сложной инженерной задачи. В нём воплотилась идея создания в новой столице своеобразного «Триумфального столпа». В храме соединились черты, характерные для российской и западной архитектур. Колокольня – часть, характерная для православной архитектуры России, в то время как план в виде трёхнефной базилики – чуждый и неполучивший в дальнейшем распространения элемент в российской архитектуре.
К уникальным зданиям, возведённым в первые годы строительства СПБ нужно отнести Летний дворец Петра 1 (1710-1714 гг., арх. Трезини, Шлютер), дворец Меньшикова на набережной Невы (1710-е гг., арх. Фонтана, Шедель), здание Двенадцати коллегий (1722-1744, арх. Трезини) и др.
Меншиковский дворец – первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для ближайшего сподвижника Петра I – светлейшего князя А.Д. Меншикова, на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Дворец представляет собой трёхэтажный на цоколе П-образный в плане корпус с выступающей передней частью. Здание накрывает традиционная для эпохи барокко «французкая» ломаная мансардная крыша. Главный вход во дворец оформлен в виде четырёхколонного портика. В петровские времена Меншиковский дворец являлся самым роскошным и самым "столичным" зданием строящегося города. Склонный к аскетизму Петр I не утруждал себя строительством императорской резиденции, подобающей правителю Российской империи. Поэтому Меншиковский дворец не раз служил местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей, балов и праздников.
Летний дворец (домик) Петра 1 (1710 – 1714 гг, арх. Трезини, Шлютер) отличался скромностью по размерам и содержанию внутреннего и внешнего убранства. Дворец представляет собой небольшое прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание с четырехскатной крутой крышей. Здание снаружи украшено узким орнаментным фризом, рустами по углам и 29-ю прямоугольными барельефами на мифологические темы, аллегорическим прославляющим победу России в Северной войне 1700 – 1721 гг. (скульптор А. Шлютер). На торцевом фасаде дворца размещено 6 окон, на боковом – 8 окон и входные двери; все окна обрамлены широкими наличниками. Внутренние помещения Летного дворца имеют анфиладное расположение (по 7 комнат в каждом этаже), богато украшены живописными плафонами, написанными маслом по холсту.
Здание Двенадцати коллегий построенное в 1722-1742 гг. по проекту архитектора Трезини является примером правительственного здания. Его расположение соотнесено с набережной Невы и ограничивает собой большую площадь на стрелке Васильевского острова, которая первоначально рассматривалась как центральная площадь города. Здание имеет большую протяжённость (ок. 600 м.) и состоит из 12 повторяющихся одинаковых по планировке секций-коллегий. Каждая секция перекрыта самостоятельной кровлей с фигурным фронтоном в центре. Такое построение допускало дальнейшее наращивание секций (идея поданная Петром 1). Фасады зданий Коллегий членятся входными ризалитами каждой из секций.
Каменные дома придворной знати строились не по образцовым чертежам, но и на них распространялся принцип регулярности. Новое в планировке домов дворцового типа заключается в развитии парадных помещений, отодвинувших на второй план жилые: обязательным становится парадный центральный зал, что было обусловлено новым укладом жизни высших кругов общества. Здания отличались богатством отделки, новой была и многоэтажность. Для богатых жилых домов этого времени характерны высокие и сложных очертаний крышы дворцов с выделением средней части, завершение зданий фронтоном, применение в обработке фасадов фигурной скульптуры и барельефов.
Отличительными чертами сооружений петровского периода являются симметричность планировки, чёткость и ясность построения форм, что ярко контрастировало с произведениями 17 в., контрастная цветовая гамма. Архитектура получает органическую связь с природой, что особо ярко проявилось в дворцово-парковых ансамблях Петергофа и других пригородных и городских резиденций.
20. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и его окресностей петровского времени
С начала 18 в. обязательной принадлежностью столичных городских и загородных домов является парк с регулярной планировкой – главное украшение дворцового ансамбля петровского времени.
Первый общественный парк в России – Летний сад с летним дворцом (домиком) Петра 1 (арх. Трезини, Шлюттер, Микетти, Земцов). Его характерной чертой было сочетание регулярной планировки с богатым убранством его скульптурой, что было характерно и для архитектуры начала 18 в. Общественный характер сада подчёркивала постановка здания Летнего дворца в стороне от главной аллеи (на берегу р. Фонтанки).
К петровскому времени относится начало строительства дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Царском селе.
Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе был сооружён на берегу Финского залива. Основу всего ансамбля в Петергофе составлял каскад фонтанов перед Большим дворцом, который расположен на высоком холме, а также регулярный парк внизу, на берегу Финского залива. Ось симметрии ансамбля, прохадя через регулярный парк перед трёхэтажным зданием Большого дворца, продолжалась далее в главном канале, связанном с морем. Связь с морем подчёркивалась сооружением подъездных каналов со стороны залива с ковшами-гаванями. На берегу, у самого моря, был построен Малый дворец – Монплезир. Распланировав парк на берегу моря и создав превосходную систему фонтанов, архтитекторы добились впечатления своеобразного апофеоза водной стихии.
Близость моря была использована и при строительстве парка при Меньшиковом дворце в г. Ораниембауме (г.Ломоносов), а также в парке г. Стрельны.
Оригинальным решением темы регулярного приморского сада является Стрельнинский (Константиновский) парк. Одно время резиденция в Стрельне была соперницей Петергофа. Тем более что Стрельнинский дворец был задуман и построен с большим размахом, чем первоначальные Верхние палаты Петергофа.
Первый дворец в Стрельне был деревянный, на месте которого в дальнейшем был создан большой каменный дворец и прибрежный сад перед ним, который получил название Стрельнинского. Если деревянный дворец Петра I – маленький архитектурный знак, то Стрельнинский дворец в панораме южного берега Финского залива читается как монументальный символ. Бельведер, венчающий здание, прорезанный арочными проемами, тройная аркада центрального объема дворца, окна бельэтажа, из которых открывается панорама парка и моря, делают неразделимыми архитектонику дворцового строения и ландшафта, продолженного и раздвинутого морем.
Парк первой четверти XVIII века составлял около 45 га. Его определяющая черта – каналы. Средний канал расположен по оси дворца. Он как бы направляет к морю перспективу, начатую тройной аркадой дворца. Два других параллельных ему канала, названные по своим географическим ориентирам Восточным и Западным, геометрически четко ограничивают прямоугольную территорию. Продольные каналы связаны друг с другом двумя поперечными. Первый поперечный канал, соседствующий с прибрежной полосой, при пересечении с центральным трансформируется в Кольцевой канал. Он, подобно оправе, обрамляет круглый по начертанию остров, названный Петровским. Второй поперечный канал также связывает три продольных и, одновременно с этим, служит границей, разделяющей парк на четыре части. Сочетание геометрически выявленных островов – один из самых оригинальных мотивов приморских регулярных садов. Через каналы переброшены мосты, которые связаны системой периметральных аллей. Читаемые в плане звезды, треугольники и другие геометрические формы напоминают о регулярном характере планировки и стилистической принадлежности Стрельнинского парка. Каналы парка проточны. Они подключены к водоемам и имеют выход в залив через устье Западного канала. Каналы Стрельнинского парка – это одновременно и водные аллеи, которые предназначались для прогулок на небольших судах. Каналы, являясь определяющим элементом планировочной структуры, дают сильный декоративный эффект: строго организованные и направленные водные перспективы, уходящие в пространство залива, зрительно сливают парк с морем.
Несмотря на отсутствие фонтанов, стихия воды господствует в Стрельнинском парке. Если Версаль задуман и выполнен как обиталище короля земли, то Стрельна – дворец Морского царя. В этом явственно созвучие с мыслями о Петергофе. Стрельнинский парк имеет необычайный замысел, не имеющий аналогов в европейском паркостроении первой половины XVIII века
После смерти Петра 1 в 1725 году в строительстве Санкт-Петербурга наблюдается некоторый застой, обусловленный нестабильным положением новых правителей.
Особенностью русского искусства начала 18 в. была быстрота освоения и переработки западных влияний на свой лад. К концу первой четверти 18 в. сложный и трудный процесс закладки фундамента нового искусства был почти завершён – в нём преобразовались исконно национальные особенности, постепенно перестроились приезжие мастера и выучились свои собственные, получившие европейское образование.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 257 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |