Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Архитектура Пскова 12 – 16 в.

Читайте также:
  1. Английская Архитектура.
  2. Арабская архитектура.
  3. АРХИТЕКТУРА
  4. Архитектура
  5. АРХИТЕКТУРА
  6. АРХИТЕКТУРА
  7. АРХИТЕКТУРА
  8. АРХИТЕКТУРА
  9. Архитектура
  10. Архитектура

Псков, находившийся долгое время в подчинении Новгорода, смог выработать отличительные черты своего искусства. Уже в храме Спаса Преображения Мирожского монастыря (возведён до 1156 г.) можно обнаружить черты псковской архитектуры, которые широко распространяются в 14-15 вв. и прослеживаются вплоть до 16-17 вв. В эти века сооружаются многочисленные культовые и гражданские постройки, для которых характерны монументальность и пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами и притворами. Местный колорит придают храмам открытые многопролётные звонницы, появление которых относится ещё к 13 в. Таковы псковские церкви Василия на Горке (16 в.), Успения в Пароменье (1521), Сергия с Залужья (середина 16 в.), Николы с Усохи (1536) и др.

Псковская архитектура отличается скромностью внешнего облика, мужественностью и силой, она родственна крепостному зодчеству. Это не случайно, т.к. Пскову приходилось не раз отражать нападения рыцарей из Прибалтики и Швеции.

Т.о. после монголо-татарского нашествия в середине 13 в. архитектура и искусство, а также вообще развитие земель бывшей Киевской Руси, пошло различными направлениями.

Территории совр. Беларуси не подвергшиеся нападению монголо-татар в середине 13 в. стали ядром ВКЛ, и постепенно на протяжении конца 13-14 вв. освобождают от монголо-татарского ига древнерусские княжества, присоеденяют значительную часть земель Украины и запада современной России. Через посредничество ВКЛ, и особенно через распространение католичества, на развитие этих земель оказали сильное влияние западно-европейкие культурные достижения и художественные стили – готика, ренессанс, барокко, которые мастера творчески перерабатывали соединяя с местными традициями.

Православные Новгород и Псков, не пострадавшие во время монголо-татарского нашествия, оказались единственными продолжателями непрерванной древнерусской культурной традиции, которую они обогатили своими местными особенностями и творческой переработкой отдельных западно-европейских влияний.

Развитие древнерусского искусства на территории северо-восточной Руси, в т.ч. Владимиро-Суздальского и Московского княжеств, в результате монголо-татарского нашествия и ига, оказалось в значительной мере прерванным, и возобновилось лишь в 14 веке. На искусстве этих земель сказались как восточные влияния, так и древнерусская традиция сохранённая в богатых феодальных республиках Новгорода и Пскова.


ТЕМА 4: Архитектура России периода формирования централизованного русского государства (конец ХIV – конец ХVI вв.)

В 14 в. образовалось 2 центра объединения бывших древнерусских земель: Вильня (ВКЛ) и Москва (ВКМ). На первоначальном этапе более успешным было объединение земель вокруг Руси Литовской. В дальнейшем, подчинение Москвой княжеств северо-восточной Руси и присоединение земель бывшей Золотой Орды значительно усилило мощь Московской Руси, которая стала презентовать себя как единственного наследника Киевской Руси.

 

Архитектура Московского княжества 14-15 вв. (раннемосковское зодчество)

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей – всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора – Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль – детинец Москвы.

Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-1380-е гг. В течении 1367-1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-1427 в Андрониковом монастыре – Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее – им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах.

Показательный пример – Спасский собор Андроникова монастыря, который представлял собой четырёхстолпную трёхнефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле.

 

Архитектура эпохи образования единого Российского государства (2я половина 15 - 16 в.)

Во второй половине 15 в. Московское государство значительно усиливается и постепенно присоединяет к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское, Тверское княжества, Новгород и Псков. В 1480 г. Московская Русь окончательно освобождается от моноголо-татарского ига и в 1550-гг. присоединяет Казанское и Астраханское ханства с землями по всему течению Волги. Границы России доходят до Приуралья.

Изменяется и общественно-политическая система страны – она приобретает черты единого централизованного государства, во главе с полновластным наследственным монархом. Центральная власть воздействует на все сферы жизни страны – военную, судебную, культурную и др. Возникает идея «Москва – третий Рим», утверждавшая преемственность власти московских князей от византийских императоров и призванная укрепить самодержавие. Объединение всех северо-восточных русских земель в рамках единого государства обусловило широкую строительную деятельность. Особое внимание было уделено Москве в которую привлекались многочисленные мастера из других городов.

При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля. Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Иван 3 стремился использовать новейшие европейские фортификационные достижения, но в основе всего ансамбля стен и башен – исконно русские традиции. Строители почти в целости сохранили расположение стен, возведённых при Д.Донском, а также сохранили и центр Кремля с группой соборов и княжеским дворцом. Воздвигнутый из кирпича Кремль стал более величественным и торжественным. Стены и башни стали выше и представительнее (шатры башен были возведены в 17 в.). В конце 15 в. Кремль занимал площадь 27 га, имел форму треугольника. Высота стен составляла от 6 до 17 м., толщина – от 3 до 5 м. Углы и стены укреплялись 18 башнями, несколько выступающими из толщи стен. Расстояние между башнями было обусловлено дальностью фланкирующего огня с двух соседних башен.

Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого – колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окресности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси 16 в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.

Центральное сооружение Кремля – Успенский собор (1475-1479 гг.). Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера отказались от возведения собора, тогда Иван 3 пригласил болонского архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти.

Фиорованти взял за образец Успенский собор во Владимире, значительно переработав и изменив прототип. Построенный им пятикупольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает большая чёткость и ясность членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Собор компактен несмотря на большие размеры. Мощное пятиглавие Успенского собора становиться примером для русских храмов 16-17 вв. Внутреннее пространство собора, разделённое на три нефа, отличается просторностью и большим единством благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен.

Рядом с Успенским собором псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484-1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченым главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А.Рублёв и Ф.Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.

Большой интерес представляет иконостас Благовещенского собора, т.к. именно в нём русский православный иконостас обрёл свою законченную форму (хотя первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 г., его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым).

Если раньше пространство храма отделялось от алтаря, как и в византийских храмах, невысокой алтарной преградой, на которую ставилось несколько икон, то теперь она превратилась в стену, доходящую до основания подпружных арок. Расположенные на иконостасе в несколько рядов иконы образовали стройную монументальную композицию, по своим пропорциям соответствующую размерам внутреннего пространства храма и фресковым росписям.

К концу 15 в. в Московском государстве оформилась традиция 4-ярусных иконостасов, а в первой половине – середине XVII в. всеобщее распространение в России получает пятиярусный иконостас.

Иконостасы XV–XVII вв. (исключая конец XVII века) принято называть тябловыми. «Тябло» происходит от искаженного греческого темплон и означает горизонтальную балку. Тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые стояли на них как на полках и к ним крепились. Тябла расписывались орнаментом или украшались окладом. Таким образом, лаконичная конструкция иконостаса была декорирована. Позднее появились вертикальные столбики между икон, служившие украшенным обрамлением для икон. Обильную резьбу или иной декор часто имели царские врата и их обрамление.

Структуру иконостаса образуют несколько тематически подобранных «рядов» или «чинов» икон. Нижний ярус иконостаса – местный рядчин»). В нем располагаются Царские врата ведущие в алтарь, с изображением на двух створках композиций «Благовещение» и «Евхаристия» (таинство причастия) и четырех евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Справа от царских врат икона Спасителя, слева – икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Над этим рядом расположен праздничный ряд – ярус с иконами праздников (основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников). Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением – «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

Центральной композицией в иконостасе является деисусный ряд, именно с него началось формирование иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление».

Деисусный ряд размещён над праздничным рядом. В центре деисуса всегда икона Христа, восседающего на троне, а по сторонам от него расположены иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, архангелов Гавриила и Михаила и некоторых святых. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Над деисусным рядом находятся прароческий ряд – ряд икон с изображением ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств.

Верхний пятый ярус иконостаса – праотеческий ряд. В нем располагаются иконы ветхозаветных праведников (кроме уже изображенных ниже пророков), в основном предков Христа во плоти, в том числе первых людей – Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда – «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Т.о. иконостас принял на себя значительную часть функций росписей древнерусского храма. Основные её сюжеты концентрируются именно здесь, обретая абсолютно ясную последовательность и иерархичность. Иконостас играет основополагающую роль и в общем декоративном оформлении внутреннего пространства храма, являясь в нём основным цветовым акцентом. Именно он привлекает к себе главное внимание входящего в церковь, помогая проникнуть в смысл и содержание её сложного живописного убранства.

Благовещенский собор хорошо гармонировал с Грановитой палатой, которая была построена Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 гг. Двухэтажное здание состояло из двух помещений: сеней-вестибюля и парадного зала на 2 этаже. Парадный зал имел площадь ок. 500 м2 и был самым большим в то время залом в Московской Руси. Он был перекрыт системой из 4 крестовых сводов, опирающихся на мощный квадратный столб в центре. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа – трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть.

Третий собор, определяющий ансамбль Кремля – Архангельский (Архангела Михаила), В основе этого сооружения лежит традиционная композиция древнерусского храма кубической формы, увенчанного 5 куполами. В оформлении фасадов Алевиз использовал ренессансные детали, которые очень органично сочетаются с исконно русскими формами. Собор обладает ярко выраженным поэтажным членением фасадов карнизами, вместо лопаток использованы коринфские пилястры. Закомары получили чисто декоративную функцию и украсились раковинами – излюбленным мотивом в венецианской архитектуре.

+ ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ + ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ И ЦЕРКОВЬ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

Т.о. архитектура второй половины 15 в. стала ярким прологом к архитектуре 16 в., самым оригинальным явлением которой стал шатровый храм. Именно в нём наиболее убедительно раскрылись художественные идеалы русского народа, его понимание прекрасного. Генезис каменных шатровых церквей пока не совсем ясен, однако архитекторы их сооружавшие несомненно использовали предшествующий опыт – шатровые завершения с давних пор имели башни крепостей, и, вероятно, деревянные церкви.

Первым каменным шатровым храмом является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Она была построена в 1530-1532 по приказу царя Василия 3 в честь рождения наследника – Ивана 4 (Грозного) и поэтому имеет мемориальный характер. Поставленная на высоком берегу Москва-реки церковь хорошо обозрима с дальнего расстояния, выделяется чёткостью своих форм, устремлённостью ввысь и торжественной монументальностьтю. Она состоит из 3 частей: подклет, стоящий на нём восьмерик и шатёр. Здание выстроено из кирпича, в том числе и шатёр, но архитектурные детали были сделаны из белого камня. Вследствие толстых стен (занимающих 2/3 площади постройки), внутренний объём храма невелик.

Особенностью плана является отсутствие в нём алтарных апсид и строгая центричность. Зато квадратный план усложнён четырмя притворами, выступающими из основного объёма. Притворы украшены широкими пилястрами с килевидными кокошниками, которые в виде лёгких стрел подчёркивают движение вверх. Шатёр храма словно нитью покрыт белокаменным узором. Силуэт церкви отличается ясностью и простотой, в ритме чередующихся объёмов ощущается упругость.

Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной доминанты в композиции ансамбля стал с этого времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.

Наиболее полно архитектурные идеи 16 в. раскрылись в соборе Покрова “на рву” или храме Василия Блаженного, возведённого архитекторами Бармой и Постником в 1555-1560 гг. Собор был сооружён в честь взятия войсками Ивана 4 Грозного столицы Казанского ханства и стал символом окончательной победы русского народа над татарами. Расположение храма вне стен Кремля, на центральной площади города, свидетельствует о его особом назначении – это храм не великого князя или митрополита, а городской собор обращённый ко всему населению столицы.

Здание выстроено из кирпича, фундамент, цоколь и некоторые архитектурные детали – из белого камня. По заданию, архитекторы должны были построить восемь церквей, посвященых святым и праздникам, дни почитания которых совпали с датами основных боёв за Казань, и дополнительно архитекторы добавили девятую церковь-башню. Поэтому храм представляет собой сложное в плане сооружение, состоящее из девяти столпообразных церквей, где центральной церкви подчёркнутой высоким шатром подчинены восемь остальных, расположенные вокруг и разные по высоте. Приделы, ориентированные на З, В, С, Ю, значительно выше угловых. Нижняя часть храма окружена обходом, куда в западной части ведут лестницы. Композиция собора очень симметрична. Пиромидальность, характерная для древнерусских церквей, выражена в соборе ясно и отчётливо, что сообщает ему устойчивость. В то же время собору свойственна живописность благодаря разнообразию применяемых объёмов и форм. Архитекторы применяют в самых различных сочетаниях кокошники, стрелы, аркатурные пояса, круглые окна. Особенно разнообразны по форме кокошники, которые как бы являются лейтмотивом декоративного убранства собора.

С течением времени внешний облик храма менялся – в 1588 г. к нему был пристроен придел Василия Блаженного (по которому весь храм получил своё название), в 1670-х гг. – колокольня, парадные лестница и крыльца.

Единство в многообразии – такова формула собора Василия Блаженного. Декор каждого придела отличается неповторимым своеобразием, но в то же время они неотделимы друг от друга, создавая вместе радостный, торжественный, пышный и величественный архитектурный образ.

Деревянный шатровый тип храма был издревле распространён в сельской архитектуре, где высокие церкви служили своеобразным ориентиром. Во второй половине 16 в. каменные шатровые храмы можно было уже не редко встретить в посадском и усадебном строительстве. Каменные шатровые храмы 16 в. послужили прообразом для создания нового типа высотного сооружения – шатровой колокольни. В конце 16 в. становиться характерным создание церкви и колокольни в едином архитектурном объёме.

С 17 в. шатровые сооружения теряют былую монолитность, монументальность и конструктивное единство, они дополняются боковыми шатрами меньшей высоты и приобретают подчёркнуто нарядный, декоративный характер. Шатёр уже не составляет единого пространства с интерьером, но поставленный на своды становиться декоративным украшением в наружном облике здания. Т.о. заимствованная из народной архитектуры композиция шатрового храма вырождается и превращается в разновидность архитектурной декорации.

12. Оборонительные сооружения Московского государства 16 – 17 в.

Постоянная угроза с юга и запада заставила московских князей обратить внимание на оборонительные сооружения. На северо-востоке, востоке и южных окраинах противвниками были в основном полукочевые племена мало использовавшие огнестрельное оружие. Поэтому тут большинство крепостей состояло из древесно-земляных сооружений, дополненных естественными препятствиями в виде рек, болот, лесных завалов. Укрепления поселений представляли собой деревянные крепости-остроги с башнями и высокими стенами, за которыми находилась жилая застройка и храмы. Примером такой крепости является Якутский острог, возведенный в конце 17 в. и частично сохранивший свои постройки вплоть до начала 20 в.На северо-западе, учитывая высокий уровень военной техники противника (ВКЛ, РП, Швеция), возводились преимущественно каменные крепости.

В 1492 г. напротив крупного ливонского Нарвского замка была возводена крепость Иван-город. В плане она представляла собой геометрически правильный квадрат с 4 также квадратными в плане башнями по углам (позже па периметру были достроены дополнительные стены и башни). Внутри крепости располагались хозяйственные постройки, гарнизон, церковь. Приём симетричной регулярной планировки, впервые для России применённый в Иван-городе, не получил широкого распространения в 16 в. и при возведении крепостей в основном следовали принципам свободной планировки обусловленной рельефом местности.

Возрастание значимости Москвы в XVI в. влекло за собой ее стремительное градостроительное развитие. Рост ремесла и торговли, а также увеличение государственно-чиновничьего и военного аппарата порождали быстрое территориальное расширение московских посадов, которые постепенно сформировались вокруг Кремля: с запада – Занеглименье, с юга – Замоскворечье, с востока – старый Великий посад, получивший название Китай-города. В 1534-1538 гг. Петрок Малый обнес Китай-город массивной кирпичной стеной с башнями, которая была усилена насыпью и сухим рвом перед ней. Вокруг посадов разросшихся к западу, северу и востоку от Кремля и Китай-города, были поспешно сооружены земляные укрепления, а в 1586-1592 гг. по их линии прошли каменные стены Белого, или Царева города. Эти стены 4,5 м толщиной с откосами в основании, дополненные глубоким рвом и 28 башнями, были передовыми для того времени оборонительными сооружениями и вместе с тем, судя по отзывам современников, обладали большими художественными достоинствами. В 1592-1593 гг. было предпринято строительство новой колоссальной по протяженности (около 15 км) деревянной стены с 57 башнями и 12 проездными воротами, которая опоясала всю Москву с ее окрестными слободами, включая и большой район Замоскворечья. Эта стена, придавшая плану Москвы округлую форму, получила название Земляного города или Скородума.

В 17 в. Изменился характер оборонительных укреплений российских городов. Развитие военного дела востребовало возведения вокруг городов земляных укреплений – бастионов (впервые применены ещё во второй половине 16 в.) В городах зарождаются элементы регулярной застройки – ограничивается деревянное строительство, расширяются улицы. В 1618 – 1633 г. Москва была окружена земляным валом и бастионами, который окай млял всю городскую стену.

Быстрый рост Москвы заставил заняться надстройкой башен Московского Кремля. В 1624 -1625 гг. англичанин Христофор Головей совместно с Баженом Огурцовым надстроили верх Спасской башни, которая отмечала главный парадный вход в Кремль. В ее тонком декоративном убранстве присутствуют черты поздней английской готики. До конца 17 в. Почти все башни Кремля получили каменные шатровые верх и. Особенно выделялись угловые башни, в то время как башни со стороны Москва-реки были покрыты низкими шатрами, не нарушающими своей формой панорамы многочисленных глав соборов.

Одновременно с завершением надстройки кремлевских башен, закончилось и строительство укрепленных монастырей в черте города. Монастыри являлись дополнительным оборонительным поясом Москвы. Таким образом, к концу XVI в. Москва получила четыре пояса укреплений, которые помимо оборонительного значения играли определяющую роль в архитектурно-пространственной структуре города. Они разделяли городскую территорию на ряд обособленных районов, находившихся в строго иерархическом соподчинении по отношению друг к другу. Высшее место в этой иерархии, безусловно, отводилось Кремлю. Вокруг Кремля размещался Китай-город и укреплённые монастыри в границах Белого (Царева) города, далее - Земляной город ( укрепленный стенами, валами и бастионами). Отделенные рубежи удерживали укрепленные монастыри – Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др. Монастыри получали планировку, зачастую близкую к прямоугольнику, их укрепления состояли из высоких кирпичных стен с зубцами, бойницами и высокими боевыми башнями. Башни, кроме прямого назначения, служили ещё своеобразным укреплением монастырей – на их стенах размещались разнообразные декоративные орнаменты из профилированного кирпича, верхняя часть увенчивалась шатровыми крышами (Симонов монастырь и др.)или ажурными барочными аттиками по мотивам барокко (Новодевичий монастырь). Лишь в 18 в. Эти территории были обнесены Камер-Коллежским валом.

В соответствии с военными новшествами были реставрированы многие старые крепости – в Ладоген, Изборвске, Орехове, Яме. Возведены каменные Кремли в Нижнем Новгороде (1511), Туле (1514 - 1521), Серпухове (1556). В государственной системе обороны большую роль играли монастырские крепости по всей территории России. которые до 16 в. В основном были деревянными. С 16 в. в наиболее богатых из них возводятся каменные крепости, по своему характеру и устройству мало отличавшиеся от аналогичных городских укреплений - Псково-Печерский монастырь (1553 – 1565), Троице-Сергиево лавра и др. На в Белом море был перестроен и усилен Соловецкий монастырь (1584 – 1594), получивший мощные, неприступные, сложенные из массивных валунов. Башни и стены, которые придали его плану своеобразную форму.

Крепостные стены в этот период стали делать более массивными, с откосами в основании, машикулями и амбразурами для «нижнего боя». Стали появляться и дополнительные земляные укрепления. Каждый кремль имеет свои художественные особенности, обусловленные его местоположением и задачей обороны. В крепостях городов есть нечто общее – все они торжественно представительны, т. к. являются лицом города, расположены на холме, подчиняют себе окружающее пространство. В это же время в крепостях монастырей, которые часто возводились на пологих берегах, больше уюта и теплоты, хоть они также демонстрируют свою мощь и неприступность. Характерная черта крепостных сооружений, как и всей древнерусской архитектуры – теснейшая связь с ландшафтом, умение строителей «вписать» стены и башни в окружающее пространство, создать их нерасторжимое единство.

Важнейшим политическим событием середины XVI в. явилось завоевание Казани (1552 г.) и последовавшее за этим присоединение Астраханского ханства (1556 г.), в результате чего для Русского государства открылся весь Волжский путь, который играл первостепенную роль в его внешнеторговых связях. Вслед за падением Казани началось интенсивное освоение Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья, а затем и Сибири. На отошедших к России территориях развернулось строительство городов. Так, во второй половине XVI в. в среднем и Нижнем Поволжье были сооружены новые крепости Казани, Чебоксар, Тетюшей, Кокшая, Алатыря, Астрахани, основаны Свияжск, Самара, Царицын, Лаишев, Саратов, Уфа и др. (всего около 20). Целая серия рубленых городов - острогов появилась в конце XVI в. в Западной Сибири: Тюмень, Верхотурье, Нарым, Сургут, Березов, Обдорск, а в начале XVII в. - Мангазея, Туруханск, Томск, Кузнецк. Русской столицей Сибири стал Тобольск, основанный в 1587 г. у впадения Тобола в Иртыш.

С юга, со стороны степей, откуда происходили частые набеги крымских татар, стали сооружаться так называемые «засечные черты». Засеки в виде земляных валов, лесных завалов, дополнявших такие естественные преграды, как реки, тянулись на многие километры и усиливались острогами и крепостями, располагавшимися в наиболее ответственных местах обороны. В середине XVI в. старая оборонительная линия, проходившая по Оке через Нижний Новгород, Рязань (Переяславль Рязанский), Коломну, Серпухов, Калугу, была дополнена засечной чертой, сооруженной южнее между Рязанью, Веневом, Тулой, Одоевом, Перемышлем, Козельском. Эта черта называлась Тульской. Позднее её усилила вторая засечная черта, прошедшая через Шацк, Ряжск, Скопин. В целом южная оборонительная линия уже в конце XVI в. растянулась от Алатыря до Новгорода-Северского. Передовыми крепостями на этом направлении стали Тамбов, Воронеж, Курск, Орёл.

Особенно большое значение на западных рубежах Московского государства имел Смоленск, за обладание которым шла долгая напряженная борьба с ВКЛ, закончившаяся присоединением его к России в 1514 г. В 1595-1602 гг. архитектором Федором Конём (строившим московский Белый город), были сооружены новые каменные стены и монументальные башни, превратившие этот город в одну из самых мощных и обширных крепостей России XVI-XVII вв. Общая протяженность стен Смоленска составляла более 5,5 км, а в поперечнике он насчитывал более 1,5 км. Восхищаясь новой крепостью Смоленска, Борис Годунов назвал ее «ожерельем всея Руси».

Кроме Московского кремля, продолжалось строительство кремлей и в других городах – в т.ч. и в Ростове. Ростовский кремль (Ростовская митрополия) – парадный комплекс, построенный ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1670-х гг., в архитектуре которого он стремился отразить приоритет церковной власти над светской. Ростовский кремль объединял обширную усадьбу с множеством хозяйственных построек и имеет вид крепости с высокими стенами, 11 массивными башнями и надвратным храмом. Использовав декоративные наличники на башнях и увенчивающие башни покрытия с луковичными главками, строители придавали всему ансамблю декоративный характер. Здания кремля расположены так, что их можно посетить не выходя за пределы помещения – все хоромы и хозяйственные постройки связаны между собой переходами, крытыми галереями. Основные здания выходят на центральную внутреннюю площадь. Весь комплекс имеет черты не городской цитадели, а частной резиденции. Этому способствовало и размещение главного городского Успенского собора, отдельно, вне стен Кремля.

13. Русское деревянное зодчество 15-17 вв.

Обычное народное жильё в это время представляло собой избу – прямоугольный сруб со стороной 5-6 м длинны и высотой в один-два этажа. В середине избы или ближе к входу устраивалась печь с лежанкой, топившаяся «по-чёрному» (без специального дымохода). Вдоль стен – широкие деревянные скамьи со столом в переднем или «красном» углу. Жилые постройки зажиточных крестьян представляли собой несколько отдельных срубов, объединённых между собой холодными сенями. К ним же примыкали и хозяйственные постройки. Избы обычных ремесленников мало отличались от обычных крестьянских, а дома более богатых ремесленников – от более богатых крестьянских.

В отличие от каменного, деревянное зодчество решает свои задачи не средством декоративного убранства, а сложным композиционным сочетанием различных по объёму и характеру форм. Ясные и лаконичные формы деревянного зодчества давали возможность строителям быстрее, чем в камне, ставить и решать композиционные задачи.

Подтверждением этого является такой отдельный вид деревянных сооружений, как княжеские дворцы«хоромы», состоявшие из большого количества разнообразных построек и образовывавших живописные ансамбли. Самой известной и яркой из подобных построек является царский дворец в селе Коломенском. Он был построен в 1667-1668 гг. С.Петровым и И.Михайловым, и частично перестроен в 1681 г. С.Дементьевым (разобран за ветхостью в 1768 г.).

Дворец имел 270 комнат и состоял из 7 связанных переходами хором – для царя, царицы, царевича и 4 царевен. Поставленные на подклет хоромы имели 2 и 3 этажа, при этом верхний каркасный этаж служил летним помещением. Хоромы царя были трёхчастные – сени с крыльцом делили их на жилую и парадную половины, остальные хоромы были попроще. Дворец окружала каменная ограда, поэтому он был видим только по частям, что создавало ряд сменяющихся картин. Фасады хором были обшиты тёсом, в подражание каменным стенам. Нарядность дворца усиливалась применением раскрашенной объёмной деревянной резьбы – окна второго этажа имели наличники с разорванными фронтончиками, широко применены резные галереи и детали дверей, крыши разнообразных форм. Деревянная резьба дворца в Коломенском – результат творчества белорусских мастеров, работавших во второй половине 17 в. у русского царя Алексея Михайловича, она является непревзойдённым образцом деревянной барочной архитектурной резьбы. (КАК СКАЗАЛ С.ПОЛОЦКИЙ – 8 ЧУДО СВЕТА).

В середине 17 в. в результате войны между Московским государством и РП, много белорусских мастеров добровольно или насильственно были переселены в Москву и другие российские города. Это были высоко квалифицированные мастера, которые работали в Оружейной палате, обслуживали царский двор и московского патриарха. Белорусские мастера, знакомые с традициями европейского барокко, положили начало объёмно-скульптурной деревянной резьбе, которая в России получила название «белорусская резь сквозная». Высшим достижением белорусских мастеров-резчиков этого времени (Клим Михайлов из Шклова, «старец» Арсений из Орши и др.) кроме резного убранства дворца в Коломенском стал также иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1683-1686).

Ярким примером деревянной архитектуры являются деревянные церкви. В 15-17 вв. основными были два типа церковных построек:

1. «клетские» церкви – представляющие собой обычный прямоугольный в плане сруб с двухскатной крышей.

2. «круглые» церкви – восьмиугольные или крестообразные в плане срубные постройки с шатровым покрытием основного помещения.

1 тип, как наиболее простой, вероятно был и наиболее распространённым – «клетские» церкви в письменных источниках упоминаются с 14 в., и древнейшие сохранившиеся деревянные храмы относятся именно к этому типу зданий (Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере (конец 14 в.) – древнейшая сохранившаяся церковь).

Для того, чтобы выделить церковь из рядовой застройки, существенную роль играла её высота. Этому больше соответствовали «круглые» церкви, имевшие многоугольный в плане сруб. Такой храм имел большое внутреннее пространство – применение 6 стен вместо 4 увеличивало размеры перекрываемой поверхности в 2,5 раза. «Круглые» храмы накрывались шатровой крышей – наиболее конструктивной, целесообразной и выразительной. Как вариант возникли церкви «с крестчатым» планом («о двенадцати верхах»).

Одним из наиболее распространённых вариантов «круглого» типа храма является высокий восьмиугольный увенчанный шатром сруб, к которому с запада и востока примыкали низкие квадратные прирубы притвора и алтаря, с крышей имеющей форму заострённой бочки (церковь в Ледском погосте Архангельской обл. (1456 г.) и др.).

Самым известным храмом «круглого» типа, является церковь Преображения в Кижах (1714 г., Карелия). [ХОТЬ И БОЛЕЕ ПОЗНЯЯ, НО ТИПОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКАЯ ХРАМАМ 16-17 вв.] Церковь имеет сруб в виде чётко выраженного в плане креста (16-стенный сруб). Восточная часть выполнена в виде гранёной апсиды. В западной части пристроен притвор, в котором на уровне 2 этажа находится вход. Церковь имеет ярко выраженную пирамидальную композицию и увенчивается 19 главами-луковицами, которые покрыты лемехом – деревянными досками с резным краем.

Своеобразные композиционные приёмы, выработанные народными мастерами деревянного церковной архитектуры, оказали влияние на развитие монументальной каменной архитектуры, особенно в 16 в. Деревянное зодчество 17 в. предстаёт даже как более сложное и многообразное по количеству созданных типов построек, чем каменное того же времени. И если в средней полосе России плотники строили деревянные пятиглавые храмы (тип православного храма официально утверждённый патриархом Никоном в 1654 г.) или церкви имитирующие простые объёмы каменных храмов, то на Севере продолжали строить шатровые храмы.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 82 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав