Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этап. Архитектура России второй половины 17 в.

Читайте также:
  1. A) Европейское направление внешней политики России в первой половине XIX в.
  2. A) Западное направление внешней политики России в XV-XVII вв.
  3. B) Южное и восточное направление внешней политики России в XV-XVII вв. Освоение Сибири.
  4. Cоборное уложение 1649 год. О государственном устройстве России. Оформление крепостного права
  5. I этап.
  6. II. Аграрный строй России в XVI-XVII вв.
  7. III. Из истории становления и развития детской иллюстрированной книги в России.
  8. IV этап.
  9. IV/ Борьба России за выход к Балтийскому морю в XVI-XVII вв.
  10. Quot;Развитие скульптуры России

Во второй половине 17 в. каменная архитектура России вступает в период наивысшего расцвета. Окрепшие экономически помещики, купцы и епископы стали активно возводить каменые постройки. Активно ведётся посадское (мещанское и светское) строительство. В архитектуре отличитьными чертами становятся торжественность и монументальность, обращение к народному искусству.

После возведения Теремного дворца большинство дворцовых зданий имело утилитарный характер жилых помещений, не претендующих на общественное назначение. В архитектуре жилых каменных домов мастера стремяться воспроизвести архитектурную композицию и убранство ассиметричски построенных деревянных хором, которые состоят из отдельных клетей крытых отдельными крышами различной формы. Однако паралельно с этим, возникает тип жилой постройки, в котором архитекторы стремяться свести постройку к одному объёму и экономно решить план. Такие дома, в след за традицией деревянной архитектуры, получали планировку с сенями посередине и двумя жилыми комнатами по сторонам. Большое значение в декоративном оформлении домов (как каменных, так и деревянных) играло крыльцо. (дом дьяка Авука Кириллов)

Благодаря широкому применению декоративного убранства произошло переосмысление образа храма. В нём уже не отражалась та затаённая символика, согласно которой каждая часть храма наделялась затаённым смыслом. Храм в середине 17 в. по общему духу приблизился к жилому дому того времени.

Обмирщение охватило не только архитектуру, но и всю культуру русского народа, в соответствии с чем, некоторые увидели в этом потрясение основ не только церкви, но и всего государства.

В середине 17 в. (в 1655 г.) как ответ на обмирщение, патриарх Никон предпринял ряд мер, целью которых было ослабление светского начала в архитектуре. По его мнению в художественном образе шатровых храмов не находили отражения религиозные идеи – эти храмы не соответствовали каноническим правилам. Никон считал необходимым “исправить” архитектуру храма, вернув её к строгим образцам, среди которых видное место отводилось московскому Успенскому собору. Патриарх издаёт указ об обязательном строительстве только 5-главых церквей и о запрещении возведения шатровых храмов. Со времени патриарха Никона “освящённое пятиглавие” прочно вошло в русское церковное зодчество. Логично было б предположить, что в своей реформаторской деятельности патриарх Никон будет опираться на византийскую архитектуру, как страны из которой Русь приняла христианство (что, в частности, и было ранее сделано при исправлении богослужебных книг). Однако этого не произошло, так как у русских церковных деятелей укоренилось убеждение в превосходстве русского православия над византийским, сильно “пошатнувшимся” в следствие общения с мусульманами и католиками. За образец должны были быть приняты те храмы, которых, по мнению патриарха Никона, ещё не коснулось обмирщение. Но в отдалённых от центра провинциях (особенно на Севере) всё-таки продолжают возводить шатровые храмы, в основном деревянные.

Объёмная композиция храмов этого времени продолжает сохранять свою сложность, но в неё вводится определённый порядок: отдельные объёмы и помещения храма оказываются более связанными между собой, однако декоративное убранство всё же было разобщено с конструкцией храма. Примером активной строительной деятельности патриарха Никона стало строительство Иверского монастыря на Валдае. Центром монастыря стал собор, выстроенный в 1655-1658 гг. арх. Аверкием Мокеевым. Собор представляет собой внушительное по размерам здание с шестью внутренними столбами и увенчаное могучим пятиглавием. Собор имеет огромные окна – самые значительные в России по размерам окна 17 в. К внутреннему украшению Валдайского собора были привлечены белорусские мастера, вывезенные из окупированной в результате Русско-польской войны 1654-1667 г. восточной Беларуси (мастера происходили из Кутеинского монастыря под Оршей, из городов Копыся, Мстиславля и др.). Резной деревянный иконостас, деревянные резные со сквозными прорезями дубовые двери и др. Свидетельствовали об использовании в декоративном убранстве приёмов западноевропейсого барокко. Белорусскими мастерами-гончарами были изготовлены и великолепные поливные многоцветные изразцы, украсившие с этого времени многие храмы и усилившие их цветовое решение.

Патриарх Никон стремился подчеркнуть в церковной архитектуре преобладающую роль церкви в государстве. Поэтому в церковном строительстве проявляется некоторое соперничество с государственными постройками. Подкупающие качества декоративных форм 17 в. были столь очевидны, что даже патриарх Никон встал на путь их широкого применения. Это особенно заметно в его последней постройке – в Ново-Иерусалимском монастыре. При возведени храма использовались чертежи книги европейского архитектора Бернардино Амико. Оригинальнму замыслу архитектуры храма должно было соответствовать не менее оригинальное убранство. Здесь и были использованы белорусские мастера многоцветных изразцов. Если раньше декоративные детали выполнялись обычно в кирпиче или зелёных одноцветных изразцах, то убранство Ново-Иерусалимского собора состояло из поливных многоцветных изразцов, необычайно усиливших декоративность и художественную пышность здания. Яркая многоцветность полихромных изразцов в дальнейшем не раз применялась в украшении зданий. Именно сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским архитекторам вполне понять роль многоцветного изразца в декорировке здания. Изразцовые формы получили всеобщее признание и стали применяться не только в Москве (церковь Георгия Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Хамовниках (1679), собор в Измайлово), но и в провинции. Признанным шедевром искусства многоцветных изразцов белорусских мастеров-ценинников стала Митрополичья палата в Крутицком подворье в Москве (дворец Крутицких митрополитов), построенная Л.Ковалёвым и А.Старцевым в 1693-1694 гг.

Светский характер архитектуры ещё в большей мере сказался в постройке многочисленных провинциальных монастырей, сооружая которые архитекторы переносят своё внимание с соборов и внутримонастырских зданий на внешние постройки – ограду, башни, надвратные храмы. Таковы постройки митрополичьей резиденции в Ростове, Борисоглебского монастыря под Ростовом, Иосифо-Волокаламского и Кирилло-Белозерского монастырей, Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале и др.

С середины 17 в. увеличивается количество строящихся каменных храмов, особенно в Москве. Это привело к большей проработанности композиций зданий, к большей последовательности и упорядоченности их декоративного убранства. Архитекторы активно используют друбное по рисунку, но богатое по формам узорочье, в котором находило своё выражение свежесть мотивов народного творчества. Происходит упорядочивание общей композиции храмов, к более монолитному их завершению, к более последовательному и относительно строгому построению его фасадов, к более ясному расположению архитектурных объёмов. Типичным с этого времени становится храм, в объёмном решении которого, как правило, доминирует четверик основной массы здания, с примыкающими к нему трёхчастной низкой апсидой и низкой обширной трапезной. Важное значение приобретают также шатровые колокольни, обычно над входом, определявшие выразительность отдельных архитектурных ансамблей, а нередко и силуэт городов. Облик этих колоколен и их конфигурация всегда различны, но они являются самым существенным элементом в архитектурной композиции, придавая ей динамику. (церкви Николы на Береснёвке (1656), церковь в Останкине (1678), церковь Николы в Хамовниках (1679) и др.). Традиция устремлённых вверх колоколен в дальнейшем нашла своё развитие в архитектуре 18 в. не только малых городов, но и Санкт-Петербурга.

Уникальную страницу в развитии русской архитектуры 17 в. представляют храмы Ярославля – города, ставшего одним из важнейших торговых центров Московской Руси в связи с открытием Северного торгового пути – из Москвы к Белому морю и Архангельску, а также Волжского пути на Восток. Архитекторы Ярославля и всего Среднего Поволжья использовали для украшения храмов всю поверхность просторных стен, применяя и богатый московский архитектурный убор, и наружную роспись, и многоцветные изразцы, рисунки которых были переняты из московских образцов. Таковы ярославские храмы – церковь Иоана Златоуста в Коровниковской Слободе (1649-1654), церковь Иоана Предтечи в Толчкове (1671-1687) и др.


17. 3 этап. Архитектура России конца 17 в. “Московское барокко”

В 1680-1690-х гг. русское каменное зодчество переживает необычайный расцвет. Созданные в этот период здания отличаются исключительно высокими архитектурно-художественными качествами и ярким своеобразием. В становлении этого процесса значительную роль играла внешняя политика страны – активная дипломатическая политика, успешные войны, расширение торговли с Западом и т.д.

В искусстве происходит переосмысление роли личности, освобождение от средневековых правил – этот процесс нашёл отражение и в архитектуре. Её композиции, убранство и содержание отражают чувства нового человека, по-иному взирающего на окружающую действительность.

Временный захват территории Восточной Беларуси и присоединение Восточной Украины в результате войны 1654-1667 г. вызвало большое оживление в художественной жизни за счёт привлечения огромного количества высоко квалифицированных ремесленников и строителей (знакомых с европейской барочной культурой) на работу в Московском государстве. Так как Восточная Украина с подачи Б.Хмельницкого добровольно вошла в состав Московского государства, то её население не подвергалось насильственному вывозу в Москву и другие российские города. Потому во второй половине 17 в. в Москве приезжими мастерами, хорошо знавшими искусство барокко, были искулючительно выходцы из Восточной Беларуси. И лишь к началу началу 18 в. среди ремесленников и архитекторов Москвы появляются выходцы из Украины (Иван Зарудный и др.). Среди вывезенных белорусских ремесленников выделялась группа мастеров-резчиков по дереву и “ценинников” (мастеров по изготовлению цветных поливных печных изразцов). Всё это повлекло активное использование в российской архитектуре белорусских, а ближе к началу 18 в. и украинских, барочных форм. В российской строительстве с этого времени началось активное использование специальных западноевропейских изданий по архитектуре, а также западноевропейские книги с гравюрами (зачастую изображавшие двухколонные портики, мотив которых легко было использовать в обработке наличников и порталов).

Всё это вместе вело к широкому использованию в постройках элементов ордерной системы. Однако ордерные формы и барочные детали убранства глубоко переосмысливались. Ордер рассматривался московскими зодчими лишь как украшение здания, а не как выражение конструктивной логики во взаимоотношениях несущих и несомых частей. Особенной переработке подверглась главная часть ордера – колонна, которая на месте энтазиса получает кольцо-жгут, фуст часто покрывался растительными орнаментами в виде виноградных лоз, дынек, капители обычно не вырезались. Активно используется резьба по белому камню в декоративных украшениях, которые контрастно выделяются на фоне неоштукатуреных красных кирпичных стен.

Активное применение ордерно-барочных форм позволило некоторым исследователям ввести термин “ московское барокко ” для обозначения архитектуры Московского государства двух последних десятилетий 17 в. и первые годы начала 18 в. Однако, если в западноевропейском барокко пластические свойства архитектуры умело использовались для придания архитектурному образу динамической напряжённости, то в русской архитектуре 17 в. пластическая форма применялась лишь в декоративных деталях (“кудрявое сплетение и цветение” – Грабарь). Поэтому не смотря на широко распространёное употребление, термин “московское барокко” стилистически является не верным, не отвечающим сущности русской архитектуры данного времени. В своей основе каменная архитектура Московского государства конца 17 в. представляла собой центрические высокие ярусные храмы, повторяющие типы деревянных построек предыдущего периода (в основном “восьмерик на четверике”), но в новом материале – кирпиче.

Периодом так называемого “московского” или “нарышкинского” (НАРЫШКИНЫ – РОДСВЕННИКИ ЖЕНЫ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА) барокко завершается эпоха древнерусского зодчества в Московском государстве и постепенно прокладывается догога к современной ему барочной архитектуре Западной Европы, что станет основной чертой в следующем, 18 в.

Храмам “московского барокко” свойственна динамичность, которая определяется контрастным сопоставлением объёмов, а также живая связь с окружающим пространством. Архитекторы стремяться создать пространственные и объёмные композиции, основанные на контрастах низкого и высокого, затемнёного и светлого и т.д. Вместо замкнутых, лишённых пространственных связей помещений появляются здания со свободно и просторно организованным внутренним пространством, насыщенны светом и воздухом. Объёмное решение зданий, в соответствии с внутренним пространственным построением, приобрело большее единство, объёмная композиция строится, как правило, по законам симметрии. Храм получает характер центрической либо продольно ориентированной постройки с сильно выделенной средней частью, подчиняющей себе все остальные. Этому активно способствовала система размещённых друг над другом восьмериков. Бесстолпный пространственный объём центрического храма приобретает вертикальную, а не горизонтальную направленность. Во внутреннем оформлении исключительную роль играют резные позолоченные иконостасы, поджимающиеся под самый купол. Декоративное убранство сохраняет своё значение, но широкое применение в нём барочных мотивов нашло своё русское звучание. Наличники окон и порталов большинства каменных зданий представляли собой двухколонные портики, часто с разорванным фронтоном, обрамляющие проём окна или двери. Первый этаж здания воспринимался как подклет, поэтому почти не декорировался.

Среди ранних московских произведений в новом стиле выделяется церковь Николы “Большой крест” (1680-1688). Здесь был использован тип высокого деревянного клетского храма на высоком подклете. Резные фигурные белокаменные крыльца и оконные наличники с барочными мотивами украшали стены. Необычайной пышности достиг автор в завершенни храма, которое решено в два яруса, с тимпанами в виде ребристых раковин. К этому же типу относится и церковь Воскресения в Кадашах (1687-1713), где верхние два яруса состоят из сплошных резных белокаменных фризов.

Среди многочисленных произведений “московского барокко” лучшим является церковь в Филях, которую начали строить по указанию Нарышкина не ранее 1690 г. и завершили в 1693 г. Церковь поставлена на вершине небольшого холма и представляет собой законченный тип центрического ярусного, с 4 притворами, храма. Художественная выразитьльность церкви в Филях достигаеюся стройностью пропорций и богатством декоративного убранства. Высокий арочный подклет и широкие лестницы напоминают аналогичную композицию церкви Вознесения в Коломенском. Большое количество окон и открытая галерея на уровне второго этажа подчёркивают связь здания с окружающим пространством.

В архитектуре храма мастер стремится подчеркнуть главенствующее положение основной части – четверика, окружённого притворами и световым восьмериком. На этих частях размещены основные декоративные детали – наличники, порталы, аттики (надкарнизные украшения), карнизы и т.д. Мастер использует постепенное удлиннение высоты колонок от нижнего яруса к верхним. Внутреннее убранство храма отличается необычайной пышностью – иконостас, ложа владельца, обрамления арок и окон создают торжественное и праздничное настроение, характерное для всех построек 17 в.

Не менее значительна церковь Спаса в Уборах (1694-1697, арх. Яков Бухвостов). Не менее одарённым показал себя Я.Бухвостов при строительстве церкви в селе Троицкое-Лыково (1690-е гг.), украшенной широко применнённой узорной тонкой орнаментальной резьбой. Один из самых величественных соборов 17 в. – собор в Рязани (1693-1699) Я.Бухвостов решил в виде громадного кубического здания на высоком арочном подклете. Вместо венчающих стены закомар-кокошиков он применил широкий узорчатый карниз, в систему которого входят оригинальные по рисунку парные капители высоких вытянутых колонок, членящих стены собора на равные вертикальные отрезки. Наличники окон украшены превосходной виртуозной белокаменной резьбой. К ярким примерам построек “московского барокко” нужно отнести также и церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.).

Особенно значительна для понимания развития русской архитектуры 17 в. так называемая “строгоновская” церковь в Нижнем Новгороде, законченная в 1718 г. Она состоит из вытянутого вверх ярусного четверика с примыкающим к нему алтарём, небольшой трапезой и колокольней. В форме храма прослеживается связь с деревянной архитектурой. В белокаменной резьбе, украшающей стены храма, мастер достиг такого виртуозного уровня, равному которому нет в других памятниках того времеи. Она сплошным драгоценным узором покрывает наличники, колонки, кронштейны, постаменты, тимпаны, свешивается кистями п поверхностям стен и т.д.

В конце 17 в. увеличивается количество возводимых каменных гражданских сооружений. Возрастает их этажность, декорировка нередко превосходит лучшие образцы церковного зодчества. Ярким примером светских сооружений является Сухарева башня, построенная в 1692-1695 гг. в Москве архитектором Чоглоковым в отзнаменование победы Петра 1 над сестрой Софьей. В память о том, что стрелец Сухарев выступил на стороне Петра 1, возводится светское, а не церковное здание, которое было первой русской обсерваторией и “навигатской” школой.

Первый ярус башни является своеобразным подклетом, что подчёркивалось обрамляющей его аркадой. На нём расположено “палатное строение” увенчанное башней, к которому ведёт широкая парадная лестница. Все окна украшены белокаменными наличниками, придававшие вместе с мелкопрофилированными карнизами торжественный характер всему зданию. Сухарева башня рассматривается некоторыми исследователями как здание ратушного типа.

Ярусность зданий конца 17 в. нашла своё наиболее яркое воплощение в колокольнях, среди которых лучшей является колокольня Новодевичьего монастыря (1690?). Она представляет собой стройную шестиярусную башню, каждый ярус которой имеет своё собственное, ему одному свойственное, убранство.

Большое внимание в монастырях уделялось строительству просторных трапезных, которыми очень гордились. Обычно снаружи трапезные окружались широкими терассами-гульбищами на арках и имели широкие всходы-лестницы с крыльцами. Стены часто украшанись цветным рустом. Пышные наличники своеобразного очертания и формы составляют основной элемент убранства стен – трапезная Новодевичьего монастыря (1685-1687).




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав