Читайте также:
|
|
Другая особ-сть "Пут…" - двойной сюжет: в плане героя – пут-е из П. в М., в плане автора - полемика ума и сердца по поводу страданий человека. Эти два смысл.уровня сложным образом соединены в одном пов-ии с помощью вставных "Слова о Ломоносове", оды "Вольность", вставных жанров типа "найденная рукопись", "разговор с прохожим", "найденное письмо", "сон". Реал.пут-ие чувствит. героя одновременно аллегорично передает путь рассуждений автора. Характерный пример иллюзорности путешествия: "Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою и летом…" ("Любани").
Такое своеобр-е сюжета опр. и особ-ть композ-ии: "построение книги, послед-ть эпизодов и глав полностью опр-ся публиц. мыслью писателя, а не, допустим, логикой развития худ. хар-ра или развитием какой-н. конкр. событ. интриги","из-за такой "жёсткой" конструкции гл. вопросы ставит и гл. выводы делает с абс. неизб-тью сам читатель. Так.ситуация чрезвыч. важна, ибо именно она выводит пр-ие Р. за пределы "чистой" публицистики, где ставит вопр-ы и отв. на них автор, и делает "Путешествие из Петербурга в Москву" явл-ем публ-и худ-ой".
Осн. тема первой композ. части (цикл глав от "Софии" до "Спасской полести") и всего "Пут…" - тема закона и беззакония. Закон нарушают все: ямщик, незаконно требующий на водку, почтовый комиссар, не вып. своих обязанностей, стряпчий из главы "Тосна", готовый сочинить любому поддельную родословную. В главе "Любани" рассматр. само понятие закон в его соотн-ти с правами ч-ка ("лич. сохранность", "лич. вольность", "собственность"), и в итоге выясняется, что в Р-и сам закон позволяет творить беззакония (отнимать "личную вольность" и "собственность"). В "Чудове" выясняется, что сущ-щие законы гос-ва не обеспеч. и "лич.сохр-ти". "Спасская полесть" – кульм-я темы закона и беззакония, оказ-ся: с одн. стороны, существ-щие законы нарушают все, в стране царит всеобщее беззаконие, с др. - сами законы Рос. имп-и явл-ся узакон. беззаконием с т. зр. концепции "естеств. права" и "общ.договора".
Пут-к видит во сне просв. монарха, кот. "милосерд, правдив, закон его для всех равен, он почитает себя первым его служителем… ". В этом и закл. особ-ть "П-я…": он показал на престоле не тирана, а такого монарха, о кот.мечт. вся просв. лит-ра. Но во 2 части сна беззакония продолжаются, и раз подобное может твориться при "просв." государе, значит не годится сам принцип монархии. Таков вывод первой композиц. части.
Вторая комп. часть (от "Подберезья" до "Городни") посвящено пути устранения монарха. В "Подберезье" Радищев оспаривает идею просв-я как ср-ва улучш-я жизни, спорит с масонами о целесообр-ти дух.-религ. просв-ия. В главе "Новгород" док-ет, что на "третье сословие" (купечество) возл-ь надежды нельзя. В главе "Бронницы" Р. опроверг.надежды на "второе пришествие" Христа. Бог в поним. Р-ва - своего рода "пружина", давшая миру "первый мах" ("Слово о Ломоносове) и ч-к должен надеяться сам на себя. В "Зайцово" Р. расск. ист-ю Крестьянкина, ч-ка честного, бескор., справ., с внутр. согласием ума и сердца, кот., тем не менее, не в силах бороться с системой: един-ое, что может сделать чест. чин-к - уйти в отставку и не участвовать в беззаконии. След. глава - "Крестьцы" - целиком посв.проблеме восп-я (отец дает сыновьям наставление, излагая правила единожития и общежития), Р. предл. целую систему восп-я гражд-на, но и восп-е не спасет страну и народ. Язва разврата охватила и высшее сословие ("Яжелбицы") и низшее ("Валдаи"), хотя в низ.сосл-ях еще встреч-ся истин. добр-ли ("Едрово"). Три главы - "Хотилов", "Выдропуск", "Медное" – связ. одним перс-жем, посв. идее "реформ сверху". Вывод автора такой - чтобы осущ-сь "реф-ма сверху" необ. соц. и полит.условия, как. в Р-и нет. Надежды на силу печат.слова разруш. в "Торжке". Наконец, автор делает прямой вывод: "Свободы… ожидать должно… от самой тяжести порабощения" ("Медное"). Р. подводит чит-ля к мысли о нар.рев-ии, полагая целью последнего обычное мщение. "Тверь" – кульм.глава второй комп. части "П…", так как здесь Р. обосн. мысль о наиб. реал. пути преобр-я действ-ти – революционном, сознательного и целенаправленного действия (а не стихийного восстания) – вот осн. идея оды "Вольность", а образов.крестьяне, осозн.тяжесть неволи, - вот та прослойка, которая сможет соед. рев.мысль передового дв-ва со стих. реал. мощью крест-ва.
Но Радищев повтор., что рев-ия - дело дал. будущего, в наст-ем же сущ-ет самод.-крепос. действ-ть: беззаконие и произвол ("Городня", "Чёрная грязь"), "колдовство вельмож" ("Завидово"), дух. и душ.св-ва народа ("Клин"), тяж. положение креп. крест-ва ("Пешки", "Черная грязь"). Вот третья последняя, комп. часть (после главы "Городня" до конца "Путешествия…").
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 96 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |