Читайте также:
|
|
ПодражаяЛомоносову, Державин упорно работал в жанре оды. Державин и в поэзии оставался самим собой: спорщиком и бунтарем
В своих одах Державин отошел от правил классицизма.Описать правление монархини без излишних украшений: исходя не из того, что предписано "витийским громом" (высоким одическим слогом), а из того, что чувствуют, "ощущают" сам автор и его читатели. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины 2, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды дяситистрочной строфе. Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Потемкина, А. Орлова, П.Панина). При этом вельможи были так правдиво нарисованы, так были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определенных лиц.
В этой оде видна также и личность самого автора с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.
Он нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («дурачества сквозь пальцы видишь.Лишь зла не терпишь одного») и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рожь».
«В оде «Фелица» легкий звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи Ломоносова». (4, стр.96).
Поэты русского классицизма, описывая природу, в десятках стихотворений не упоминали ни одного названия дерева или животного, ни одного звука, кроме пастушьих свирелей. У Державина любое крупное стихотворение непременно наполнено множеством наименований самых разных предметов и звуков. Прославились державинские описания обедов и пиров: "шекснинска стерлядь золотая", «там славный окорок вестфальской, там звенья рыбы астраханской», «сто смоль, янтарь - икра, и с голубым пером там щука пестрая - прекрасны!» Прочтя строфы, посвященные Кавказу, в оде "На возвращение графа Зубова из Персии" или Альпам в оде «На переход Альпийских гор», не скажешь, что поэт никогда не бывал в горах, а уж описание знакомого ему водопада Кивач в Карелии врезается в память сразу.
Свободный переход от «высокого штиля» к просторечию и наоборот - самая характерная черта державинского почерка, который сам автор называл «забавным русским слогом». «Забавный» не значит непременно «смешной». В очень грустном стихотворении о собственной старости «Зима» поэт говорит про музу: «Сквозь окошечка хрустальна, склона волосы, глядишь», - и это тоже «забавный слог». Ближе к истине было бы значение этого слово как «причудливый», «своевольный», потому что в этом слоге прежде всего сказывается та свобода, с какой поэт выбирает точку зрения. Иначе и быть не могло. Ведь по эстетическим законам классицизма высоким слогом описывается «высокий» предмет, низким - «низкий», а если отношение к предмету меняется, то меняется и слог.
Высшего мастерства Державин достиг там, где уже невозможно отличить аллегорию от реальности. Поражает, как великолепно реально описывает он водопад, но тот же водопад служит и обозначением чего-то иного: то жизни, стремящейся к смерти («О водопад, в твоем жерле все утопает в бездне, в мгле!»), то мирской славы.
У него первого в России поэтический образ перестал зависеть от предмета рассуждения. Лишь после этого стал возможен путь к поэтическому совершенству: державинская "тяжесть" предшествовала пушкинской «легкости».
Доминирующей темой в творчестве Державина является человек, его жизнь и внутренний мир. Поэт обращает внимание на мельчайшие детали человеческого бытия, что так же явилось новшеством для поэзии того времени.
32. Журнал И.А. Крылова «Почта духов»(проблематика, сюжет, композиция, приемы сатиры)
Подлинный литературный дебют Крылова состоялся в 1789 г., когда он начал издавать сатирический журнал одного автора «Почта духов».Как тип периодического издания «Почта духов» Крылова заметно отличается от сатирических журналов 1769—1774 гг. прежде всего тем, что это журнал одного автора, то есть по изначальному замыслу он является целостным произведением, которое издается периодическими ежемесячными выпусками.(ж-л выходит в течение 8 месяцев и вместо 12 выпусков вышло 8, в ж-ле опубликовано 48 писем, из которых 2переведены Крыловым с французского, из романов маркиза д’Аржана).В нем обязательно присутствует некий сюжетно-композиционный стержень, позволяющий нанизывать на него и объединять между собой разнородные публикации. Таким единым композиционным стержнем в «Почте духов» является мотив переписки журнал имеет подзаголовок «Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами», а издатель и автор журнала представлен как своеобразный посредник: будучи секретарем арабского волшебника, он публикует его переписку со стихийными духами.Автор исп прием бурлескн лит-ры: фантастич и реальн сюжет.Фантастический сюжет «Почты духов» — история своеобразного «повреждения нравов» в Аиде.Жена Плутона Прозерпина должна была пол года жить на земле, а втор в Аиде. В перв письме гнома Зораговор что Прозерпина верн в ад Парижск модницей, послала на землю за нарядами, водить порных в аид. Это насмеш судей загробного царства. Они сошли с ума. Плутону потреб новые судьи. За ними отправ гном Буристом. Реальн сюж связ с набл зорро и баристона над человеч жизнью, они путешеств по земле. Это созд энциклоп картину нравов конца 18 века. В число корреспондентов арабского волшебника Маликульмулька входят стихийные духи разной природы; наряду с гномами — духами земли, арабскому волшебнику пишут письма сильфы — духи воздуха Дальновид, Световид и Выспрепар, парящие над землей и наблюдающие людские нравы.Привилегией гномов является знание всего, что происходит в земной материальной человеческой жизни.темы писем сильфов — это высокие идеологические абстракции: рассуждения о краткости человеческой жизни, о свойствах мизантропов, о «некоторых государях и министрах, кои поступками своими причиняли великий вред людям».(письмо 10 от сильфа Световида, ктр рассказывает об удивительных сходствах петиметра и обезъяны –близость бытового и философского- прием зоологизма)
Вновь оживают типологически устойчивые мирообразы русской литературы: сатирико-комедийный бытовой и одо-трагедийный идеологический.
Письмо IV от сильфа Дальновида о свойствах мизантропов — подхватывает проблематику. — спора о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной»,Крылов осужд мезонтропию.(начала Екатерина 2 называя новыкова – м-пом, ему не свойств человеческое) Он рассужд о сатире и сатирике. Это рассужд похоже на торж оду. Он опир на трад русск лит-ры. Крылов касается важной проблемы власти. Он не имеет возможность открыто разоблачать власть, он использует прием ассоциации. Письмо 45 от сильфа Выспрепара о похождениях великого Могола, т.е. когда юный наследник вступает на престол, молодой правитель окружен лжецами, ктрые не подпускают к нему писателя стремившегося открыть ему истину. Автор делает вывод: если государь не любит истины, значит истина к нему не блакосклонна. Хотя молодой повелитель выслушал речь писателя со вниманием, после речи удаляется смотреть забавные и великолепные вещи.
Крылов осужд монарха, кот далек от идеала. Он мож быть идеальн если возлюб истину.Здесь исп образы животных, щеголь-обезьяна. Крылов созд нов жанр сатиры ложного панегирика.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 123 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |