Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Религиозное понимание права. Божественный закон (Ф.Аквинский).

Читайте также:
  1. A) Лицо, которое по закону обязано платить налог.
  2. C) защиту от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина
  3. C. части государства не имеют своих законодательных органов
  4. D) кибернетическим закономерностям.
  5. E) Все указанные положения являются положениями принципа законности
  6. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  7. I. Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах
  8. I.3. Законы сохранения в механике
  9. II. Нормативно-правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты.
  10. II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации

Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носили идеациональный (божественный) характер. Правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных понятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — основной философско-правовой тезис Средневековья.

Философия права стремится не только обосновать право­вые основы бытия Бога, но и доказать, что именно божествен­ная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей.

Проблема взаимоотношения светского государства и церкви является центральной для Фомы Аквинского (1225—1274), который однозначно становится на сторону церкви и провоз­глашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие боже­ственной справедливости в обществе. Причем право, по Фоме Аквинскому, распределяется по трем уровням:

- божественное право: установления, данные Богом чело­веку как «твари Божьей», и нормы церкви как представитель­ницы Божьей власти на земле;

- право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;

- человеческое право как писаное, позитивное право свет­ского государства.

Каждому уровню соответствуют законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога, право народов — в законах естественных (стремление к самосохра­нению, продолжению рода, уважение достоинства), соответ­ствующих природе человека; позитивное (юридическое) человеческое право — в свет­ских законах, которые силой и страхом принуждают людей не делать зла, основано на осознании людьми характера олбщественного бытия и стремления к общему благу.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает стро­гое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непро­тиворечия низших законов высшим. Если человеческие зако­ны противоречат естественным законам, то они не должны исполняться и подлежат замене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсуждению не подлежит. Вечный закон – это рациональный план Бога, универсальный порядок вещей (включая и человека), ведомых через порядок к назначенной цели. Этот план Провидения знаком лишь Богу и блаженным святым.

Отсюда справедливость — это политический и социальный порядок, который божественно-телеологически (божественно-целесообразно) ориентирован на обретение божественной бла­годати при совместном существовании людей. Также идеационально Фома Аквинский рассматривает и остальные явления правовой реальности.

В основе его философско-правовых воззрений лежит не про­сто идеациональная парадигма, а способ своего рода диалекти­ческого мышления, заимствованный у Аристотеля: обращение к связям сущности и явления, причины и следствия, случайно­сти и необходимости, божественного первоначала и первоцели, целесообразности вещей и явлений. В таком типе мышления Бог есть «сущность всех сущностей», «причина всех причин», «необходимость всех необходимостей», «форма всех форм», «цель всех целей». Такое понимание Бога делает человеческое законотворчество божественно предустановленным и пото­му независимым от человеческой воли, более того, людские законы предпосланы воле земного законодателя свыше.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 157 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | <== 28 ==> | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав