Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Читайте также:
  1. А МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОБЛЕМА ИМЕННО В ВАС?
  2. А) Проблема
  3. Атмосферная проблема Нибиру
  4. Бизнес-проблема № 11.
  5. Бизнес-проблема № 14.
  6. Бизнес-проблема № 28.
  7. Бизнес-проблема № 29.
  8. Бизнес-проблема № 32.
  9. Бои за историю». История как проблема
  10. Бои за историю». История как проблема – с. 225-228

 

Как известно, личность – это общественная сущность человека, особую значимость в развитии которой имеет ее социальный опыт. Социальный опыт индивида составляют четыре компонента: аксиологический, познавательный, действенный и коммуникативный. Выполнение со­циальной роли начинается с признания личностью ролевых ценнос­тей, следовательно, аксиологический компонент (т.е. ценностные ориентации личности) первичен. Затем при­ходит принятие ролевых требований на информационном уровне, что соответствует познавательному компоненту. Полученное знание и ус­военные ценности воплощаются в различных видах деятельности (дей­ственный компонент). Коммуникативный компонент выступает в ка­честве связующего звена.

Определяющая роль аксиологического компонента во всей системе организации личности обусловливает его особую роль в рамках воспитательно-образовательного процесса. Значение ценностной ориентации личности педагога еще более возрастает в периоды реформирования образовательных систем в условиях социально-экономической трансформации общества. Говоря о новом субъектностном построении взаимоотношений учителя и ученика в рамках учебного пространства, необходимо осознавать, что истинным субъектом своей деятельности может быть только человек, обладающий определенной системой ценностей. Как справедливо замечает А. Котусевич, «учитель по определению призван передавать учащимся определенный образ мира, создавать условия для его понимания, для осознания и переживания ценностей» [1].

Почему сегодня вопрос о формировании аксиологических ценностей будущего педагога представляется особо важным и сложным? Естественно, это связано с бурными трансформационными процессами в реформирующемся обществе. Рухнула старая система ценностей, начался стремительный импорт ценностей «демократического мира». В такие переходные периоды, когда среди определенной части общества еще живы «старые идеалы», а молодое поколение жадно впитывает в себя те ценности нового мира, которые находятся на его поверхности, в общей ценностной структуре наступает хаос. В связи с этим в обществе усиливаются отрицательные тенденции, наблюдается рост наркомании, преступности, проституции и т.п. В этих условиях построение новой аксиологической системы нельзя пустить на самотек, новые ценности должны усваиваться сознательным образом, творчески перерабатываться и восприниматься в специфически национальном преломлении. А, следовательно, учитель сам должен иметь такую систему ценностей, которая, будучи личностным образом воспринята учениками, поможет им строить достойную жизнь в достойном обществе.

Для того чтобы охарактеризовать аксиологические компетенции будущего учителя, нацеленного на воспитание учащегося как субъекта демократического общества, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Установить типологическое различие системы ценностей предыдущей и нынешней общественно-экономических формаций.

2. Охарактеризовать новую систему ценностей, которая предлагается в разнообразной теоретической (педагогической) литературе и сопоставить ее с той системой ценностей, которая стихийно сложилась у молодого поколения.

3. Определить на этой основе степень соответствия тиражируемых ценностей условиям и требованиям «свободного рынка».

4. Описать пути формирования аксиологической системы в рамках профессиональной подготовки учителя.

Говоря о резких изменениях в парадигме ценностей предыдущей и нынешней социально-экономических систем, необходимо отметить следующее. В течение почти 50 лет после второй мировой войны польское общество подвергалось индоктринации и манипуляции. Образовательная система использовала достаточно широкий репертуар действий, направленных против традиционной структуры и иерархии ценностей. Говоря о соотношении системных ценностей в концептуальной статье «Ценности деградировавшие и ценности уцелевшие (эскиз к балансу сорокалетия)», А. Тышка отмечает характерное для социалистического общества «произвольное изменение уровней ценностей, абсолютизацию витальных ценностей, десакрализацию культуры и искусства, упразднение и деформирование традиций, замену ценностей фетишами. Все это привело к размыванию сущности и смысла ценностей, формированию гедонистических и релятивистических позиций»[2]. И. Тишнер считает, что в это время ценности утрачивали смысл, подвергаясь релятивизации в связи с классовым интересом3.. И. Пултужицки отмечает, что ценности вместе с жизненными позициями и убеждениями составляют идеал поведения. «В тоталитарной системе этот идеал был сведен лишь к жизненным позициям с преобладанием среди них идейных, социальных и научных. Социализм сам был признан в качестве наивысшей ценности, подчинившей себе и даже упразднившей все другие ценности»4. Присоединяясь ко всем выше приведенным высказываниям, мы хотим отметить ту типологическую пропасть, которая разделяет аксиологические системы тоталитарного и демократического обществ. Основное отличие между ними состоит в том, что в условиях так называемого социализма человеку вменялось в сознание, что он имеет ценность не сам по себе, а исключительно как член общества, массовый строитель виртуального будущего. При такой иерархии ценностей все личностное отступало на второй план, оценивалось только с точки зрения его полезности для общего движения к новому строю. В демократической системе на первый план выходит эгоцентрическая, личностная позиция человека, при этом разнонаправленное взаимодействие «эгоцентров» результирует построением демократического общества. Создавая себя, строя свою жизнь, человек создает и достойное общество. Безусловно, деидеологизация аксиологической системы, появление на первом плане человека как наивысшей ценности – это огромный шаг на пути построения здоровой иерархии ценностей. Однако их заимствование не может происходить неосознанно, некритически, без процесса творческого, специфически национального преломления.

Столкновение старой и новой систем ценностей дает нам информацию и для размышлений другого рода. Нам представляется важным указать на то предостережение, которое проистекает из опыта предыдущего общественно-экономического строя. Мы бы сформулировали это предостережение следующим образом: история обществ учит, что нельзя абсолютизировать ни одну, даже самую бесспорную ценность. Вырастая до статуса фетиша, эта ценность становится средством манипуляции общественным сознанием со стороны властных структур. Так, в условиях современного мира мы наблюдаем процесс все большей фетишизации ценности «прав человека». Безусловно, это прекрасно, что каждый человек осознает сегодня свои права, права других людей и готов защищать эту несомненную ценность демократического мира. Однако все большая фетишизация ее приводит к тому, что любое заявление о нарушении «прав человека» становится стимулом, вызывающим агрессивную реакцию, как правило, в виде «точечных ударов» по нарушителям демократической дисциплины. Характерно при этом, что, если в общегосударственном масштабе массовое сознание легко поддается манипуляции, то все же факт наличия демократических свобод в цивилизованных странах дает возможность высказаться и тем, кто не утратил способности самостоятельного мышления. В Польше, которая только вступает в семью демократических государств, сегодня практически нет места проявлению реакций, не вписывающихся в рамки прагматичного союзничества с главным «спонсором» демократических процессов – США. На наш взгляд, такая огульная акцептация всего, что предлагается сверхдержавой, способна привести к моральному релятивизму и очередному витку индоктринации общества. Признаемся себе, что в условиях социализма подавляющее большинство поляков также не осознавало, что является объектом манипуляции со стороны властных структур. Надо помнить о том, что и из негативного опыта можно вынести и положительные принципы и установки. В осмыслении формируемой системы ценностей будущих педагогов основополагающей идея должна являться идея гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса. Ее смысл заключается в оптимизации условий становления культурного человека (в отличие от человека, информированного о культуре) через интеграцию в культурное информационное пространство, направленную на осознание собственной природы и развитие способностей к самоактуализации, созидательному саморазвитию и полноценной самореализации в жизни, культуре, профессии.

Следовательно, важнейшей задачей в области формирования собственного аксиологического опыта обучаемых является составление обучающей программы, представляющей собой ценностно-ориентированную педагогическую технологию, заключающую в себе как функциональные, так и психологические критерии. В ее рамках необходимо:

– разработать и апробировать диагностический инструментарий, дающий представление о своеобразии и характере аксиологической системы студентов, поступающих на педагогическое отделение;

– разработать организационно-методическую систему взаимодействия участников педагогического процесса в информационном образовательном пространстве, ориентированную на формирование рефлексивного уровня познания и субъективной позиции, а также обеспечение позитивной динамики интеллектуально-творческой продуктивности личности;
– разработать и апробировать техники кларификации системы ценностей будущих педагогов.

В рамках формирования аксиологической системы будущих педагогов ключевая роль принадлежит конкретному содержанию данной системы. Какие же ценности надлежит сформировать сегодня в рамках воспитательно-образовательного процесса в вузе? По данной проблеме существует много предложений, в целом, взаимно согласующихся и дополняющих друг друга. К задачам первостепенной важности все исследователи относят формирование у участников образовательного процесса универсальных ценностей. Все они сосредоточиваются вокруг трансцендентальной триады: правда, добро и красота. Каждая из этих ценностей облагораживает отдельные стороны человеческой природы. Правда совершенствует интеллект, а добро и красота – волю и чувства. Эти трансцендентальные ценности составляют общий фон, универсальный образ человеческих желаний и стремлений.

К универсальным ценностям относятся также свобода, ответственность и достоинство. Первая их них не может пониматься как «свобода от чего-либо». Речь идет о свободе, сориентированной на позитивное, о «свободе для чего-то». Наше время требует, чтобы ученик был подготовлен к свободе, поскольку, благодаря этому он станет самостоятельным и сможет строить свое существование без контроля и принуждения.

Чувство ответственности касается отношения учащегося к результатам его деятельности. Он должен быть ответственным за собственное интеллектуальное развитие, поведение, за свои действия и поступки по отношению к другим людям, семье, родине, человечеству и Богу.

Кроме того, к общечеловеческим ценностям относятся субъектность, знания, компетентность, работа, честность, справедливость, безопасность, природа, мир, семья, патриотизм, демократия, плюрализм, суверенность, права человека, культура. Необходимость обеспечения равных возможностей с участниками образовательного процесса европейских стран в условиях вхождения Польши в Евросоюз диктует необходимость формирования у польских учащихся аналогичной системы ценностей. К числу ценностей, характерных для стран ЕС, К. Денек относит: «1. Рациональность в текущих делах. Отказ от всяческой идеологии, претендующей на решение проблем ненаучными методами. 2. Свободное и полное развитие человека как наивысшее добро на земле и главная цель любой политики. 3. Равноправие всех людей по отношению к их правам: не существует «лучших» людей, семей, народов или классов. 4. Эффективнее всего свобода человека обеспечивается демократическим устройством общества, хотя и оно не является совершенным. 5. Плюрализм в экономике, то есть свободный рынок как самая эффективная система хозяйствования. Эти ценности составляют общие идеалы свободных людей». 5

Для того чтобы установить степень соответствия предлагаемой в теоретической литературе системы ценностей той системе, которая уже стихийно (в основном, под влиянием средств массовой информации) сложилась в молодежном сознании, мы провели анкетирование среди выпускников средних школ (лицеев). В ходе эксперимента учащиеся должны были отметить среди предложенного нами списка ценностей те, которые признаются в качестве таковых участниками опроса. Чтобы представить себе относительную иерархию ценностей в сознании молодых, мы также предложили выделить три ценности, которые учащимися признаются на сегодняшний день самыми важными. Наконец, мы предложили анкетируемым высказаться на предмет акцептации той модели жизненной ориентации, которая предложена польским педагогом В. Фурманек. Согласно этой модели ученик должен формировать свою систему жизненных убеждений, признавая примат человека (быть) над вещью (иметь).

Результаты исследования продемонстрировали некоторый идеализм вышерассмотренных нами предложений по наполнению аксиологической системы. Рынок стихийно формирует систему ценностей, при этом главный итог его работы мы бы сформулировали как победу принципа: «иметь, чтобы быть» с соответствующим выходом «денег» на первое место в системе ценностей. Именно деньги становятся тем критерием, который определяет ценность всех остальных позиций. Сто процентов учащихся признало аксиологическую модель В. Фурманка как неактуальную, не соответствующую условиям современного мира.

Какие выводы на уровне педагогического процесса можно сделать из проведенного исследования? Что следует предпринять образовательно-воспитательной системе? Признать предлагаемую теоретиками систему ценностей наивной, идеализированной, и отказаться от нее в силу ее типологического несоответствия реальным условиям «свободного рынка»? Или же попытаться противостоять аксиологическому давлению экономической системы, основанной на принципе частной собственности? Нам представляется адекватным осознание необходимости формирования той ценностной системы, которую мы описали выше как универсальную. Ибо противоположный путь приведет к росту бездуховности и коллапсу всех ценностей, благодаря которым человечество выживает в самые трудные периоды его существования.

Каким образом надлежит формировать систему ценностей? В рамках входящей в систему образования субъектностной парадигмы обучения учащиеся должны активным образом участвовать в воспитательно-образовательном процессе, влиять на его содержание и характер. Сегодня, говоря о любом педагогическом действии, польские педагоги боятся быть уличенными в использовании каких-либо мер интеллектуального или духовного принуждения, давления на обучаемых. К примеру, та же А. Котусевич, говоря о призвании педагога передавать учащимся определенный образ мира, осмотрительно добавляет, что действия учителя должны быть всегда осторожными, взвешенными и ограниченными. Ибо можем ли мы с позиции учительского авторитета преобразовывать, изменять, ограничивать или подвергать сомнению ценность другого, отличного от нашего образа мышления? А что, если учащийся уже имеет неадекватную, социально небезопасную систему ценностей, предпочитая мир развлечений и наркотиков? Мы также демократично должны воздерживаться от попытки некоторого давления на него? Кстати, из нашего исследования не заметно, чтобы абитуриенты приходили на педагогический факультет со сформированной системой универсальных общечеловеческих ценностей.

Решая вопрос о характере воздействия преподавателя на формирование аксиологической системы, мы считаем, что учитель вправе и, более того, обязан влиять на формирование структуры ценностей, при этом никто не отбирает у учащихся права не принимать этой системы ценностей. В этом и состоит, на наш взгляд, настоящая демократия, субъектность воспитательного процесса. Для того чтобы учащийся смог осознанно осуществить свое собственное позиционирование ценностей, а не воспринять их механически под давлением преподавателя, существуют различные психолого-педагогические разработки и техники аксиологической работы, получившие в мировой литературе название «техник кларификации (разъяснения) ценностей».

Рассмотрим сначала психолого-педагогические основы утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании учащихся. Человек - субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, которые питают и взращивают личность, обеспечивая человека некоторыми образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. При этом человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе своих естественных способностей и возможностей.

Говоря иначе, культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Однако присвоение культурного опыта не происходит автоматически и не является спонтанным; оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. "Почему мысль Паскаля не может простым чтением перейти мне в голову?" – задавался вопросом М.К. Мамардашвили [3; 4]. У К. Роджерса, когда он в процессе своей практической работы понял, что "знание, добытое лично тобой, не может быть прямо передано другому", произошло прямо-таки драматическое событие - у него "пропал интерес быть учителем" [5; 6]. Известные другим знания человек не может просто "взять" – он должен «переоткрыть» их для себя, то есть для усвоения чужого опыта должна состояться предельно личная встреча с ним. Процесс понимания всегда характеризуется наличием индивидуального состояния. Эту проблему столь же остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: "Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утвердить их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное - воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. Если встреча не случится, "культурные ценности" навсегда будут мертвы для меня - они, как древняя окаменелость, будут молча хранить свою тайну в самих себе. Для меня же они останутся непонятыми, а потому и не нужными, не вызовут эмоционального отклика, к ним не возникнет чувства доверия [7];

В. Франкл заостряет наше внимание на важнейшей проблеме современного общества в целом и конкретного человека в нем - на проблеме "экзистенциального вакуума" [8]. Утрата людьми смысла жизни есть прямое следствие разрушения старых ценностей и традиций, потери человеком своих культурных корней. Кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за то, что человек больше не способен быть носителем общечеловеческого опыта, исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Поэтому можно, по-видимому, сказать, что проблема "утверждения" общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании относится к числу фундаментальных проблем человеческой экзистенции.

Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках педагогической психологии и А.Н. Леонтьев: "Человек в ходе своей жизни усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им значениями и в меру этого овладения" [9; 10]. Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали "внутренне своими", "вместились в личность", начали определять отношение к миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением обязательно предполагает выявление того, "чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем" [9; 11], т.е. какой смысл они приобретают для него.

А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм "личной встречи". Мы видим, таким образом, что теологи, философы, психологи оказались едины в своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей. Они подчеркивают, что усвоение несводимо к безличному знанию: индивидуальное сознание страстно - оно есть не только знание, но и отношение. Этому отношению, в зависимости от концепции автора, присваивается лишь разное имя: "личная встреча", "диалог", "событие", "личностный смысл". И пока личная встреча не состоится, пока мы не наладим диалог с текстом или не попадем с ним в единое событие, т.е. не "оживим" его своим отношением, он останется нами не понятым, не станет живым участником смысловой сферы личности. Эту необходимость каждый раз заново воссоздавать то, что уже известно, М.К. Мамардашвили называет "законом непрерывного творения мира". Согласно этому закону, "вся цивилизация, вся культура, все христианство - это сказки, выдумки, ерунда в той мере, в какой это не вырастает из души каждого... не порождено каждым изнутри себя" [12; 13].

И здесь встает практический вопрос: как породить это произрастание, как заставить учащихся наполнить ценности своим собственным опытом, смыслом и чувством? Если говорить о стратегии формирования аксиологической системы будущего преподавателя, то мы видим эту стратегию как неотъемлемую, перманентную часть всего воспитательно-образовательного процесса в вузе. При этом стержень стратегии составляет сама гуманистическая, субъектностная парадигма образовательно-воспитательного процесса, в которой взращивается будущий педагог. Только при наличии неравнодушного, собственного опыта и отношения к миру ценностей со стороны профессорско-преподавательского состава можно рассчитывать на становление индивидуальной аксиологической системы обучаемых ими студентов. В рамках этой стратегии могут быть предложены различные техники кларификации ценностей.

Главными создателями системы кларификации ценностей считаются Л.Е. Ратхс, М. Хармин и С.Б. Симон7. Они считают необходимым включение кларификации ценностей в образовательный процесс в качестве помощи в формировании самостоятельности учащихся и воспитании у них чувства ответственности за собственное поведение. Процесс сознательного формирования аксиологической системы должен включать: 1. Собственный выбор учащимися, без принуждения и давления. 2. Выбор из альтернативных возможностей. 3. Акцептация ценностей. 4. Соотнесение самостоятельно выбранных ценностей с теми, которые подобным же образом воспринимаются ровесниками. 5. Поведение, основанное на руководстве выбранными ценностями.

Среди предлагаемых техник кларификации ценностей в воспитательно-образовательном процессе внимания заслуживают следующие:

Вопросы, задаваемые преподавателем в естественных ситуациях общения. Приведем несколько примеров: Когда ты впервые задумался об этом? Какие существуют возможности выбора в данной ситуации? Думал ли ты о последствиях своего выбора? Ты доволен своим выбором? и т.п.

Письменные ответы на вопросы, предложенные в задании. Как правило, такие задания сводятся к комплексам проблем, требующих выражения осознанного к ним отношения. Например: Что для тебя означает дружба? Как ты выбирал друзей, осознанно или случайно? В чем проявляется твое дружеское отношение? И т.п.

Задание, основанное на окончании учащимися предложенных высказываний. Например: Больше всего я опасаюсь…. Больше всего мне хотелось бы изменить…. И т.п.

Письменное задание, основанное на составлении учащимися так называемых «заповедей» (разработано С.Б. Чимон, Р.С. Хавлей, Д.Д. Бриттон). Ученики должны составить те 10 заповедей, которые действуют у них в семье, в школе, среди ровесников и т.д. Кроме того, они должны указать 10 заповедей, согласно которым они хотели бы жить.

Рефлексивная дискуссия. Она может опираться на изученную тему занятий, прочитанное литературное произведение или просмотренный фильм, на конкретные ситуации в ходе учебного процесса и в реальной жизни.

Работа со списком прилагательных, характеризующих человека. Ученики должны указать те характеристики, которые они считают положительными и ценными.

Интервью с учащимися, их монологи на заданные темы. Например: ученик в течение 5 минут говорит на тему: что является для меня важным в моей жизни?

Предложенные выше техники, которые могут быть творчески модифицированы и дополнены, направлены на формирование системы ценностей, которая должна быть усвоена всеми членами цивилизованного мира. В условиях получения учащимися педагогического образования формирование такой аксиологической системы должно стать той основой, на которой строится возведение собственно профессиональной ценностной системы педагога. В связи с тем, что в условиях реформы школьного образования личность педагога имеет решающее значение, мы считаем целесообразным введение курса педагогической аксиологии. Данный курс мог бы сочетать рефлексивные занятия по усвоению общечеловеческих ценностей и по самостоятельному формированию у студентов аксиологической системы педагога. Способы и формы проведения таких занятий могут быть самыми различными, к примеру,

· изучение различных аксиологических концепций;

· написание студентами сочинений о том, какие качества должен иметь педагог;

· посещение занятий в школах с последующим анализом исповедуемой педагогами системы ценностей;

· практические исследования студентов мнений учеников начальной школы по вопросу об идеальном учителе и их сопоставление с собственными представлениями об идеальном учителе;

· сравнительный анализ черт педагога в различных образовательных системах и т.п.

Определение конкретного содержания курса педагогической аксиологии в вузе должно, совершенно очевидно, стать предметом отдельного исследования. В данной работе мы хотели бы лишь наметить возможные пути и цели работы в обозначенном направлении.

Нами было проведено исследование на предмет выявления черт идеального учителя среди студентов первого курса факультета начального образования Варминьско-Мазурского университета (г. Ольштын). Ими было написано сочинение на тему: «Каким должен быть сегодня идеальный учитель». Анализ сочинений студентов позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными качествами для идеального учителя они считают:

- профессиональные знания, включающие в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую подготовку;

- личностные качества (широкий кругозор, эрудиция, любовь к детям, доброта в сочетании с разумной требовательностью, выдержка, чувство юмора и др.);

- наличие определенных способностей к педагогической деятельности (умение общаться с людьми, видеть в каждом ребенке его положительные качества, тактичность, педагогическая этика).

Мы считаем важным иметь представление о том образе идеального педагога, с которым приходят в вуз будущие учителя, так как он позволяет сделать вывод о том, что должно быть скорректировано как в структуре представлений студентов, так и в собственном педагогическом процессе, направленном на усвоение студентами педагогических аксиологических компетенций. На основании сочинений преподаватель может выстроить шкалу качеств идеального учителя, а каждый студент имеет возможность соотнести их со своими личностными и профессиональными умениями и способностями, уделяя особое внимание тем из них, которые еще недостаточно сформированы. Такая работа, когда полученные теоретические знания соотносятся с личностными устремлениями будущих учителей, позволяет реально осознать и оценить собственные возможности в профессиональном плане, увидеть перспективу работы над собой.
В рамках спецкурса «Педагогическая аксиология» также представляется важным осмысление будущими учителями ценностной сущности инновационного педагогического опыта при знакомстве с программами альтернативных учебных заведений, признающих основой учебно-воспитательного процесса общечеловеческие ценности.

Изучение спецкурса "Педагогическая аксиология" должно быть направлено на улучшение качества философской и педагогической подготовки студентов, на укрепление мировоззренческой позиции в достаточно сложных условиях аксиологического кризиса. Оно должно способствовать лучшей ориентации в окружающем мире объективных ценностей общества, в себе самом, в своих возможностях, в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы. В процессе изучения различных аксиологических концепций у будущего учителя вырабатываются более оформленная педагогическая позиция, способствующая творческому поиску и выбору аргументированного подхода к решению задач ориентации школьников на общечеловеческие ценности.

Одновременно мы осознаем, что спецкурс "Педагогическая аксиология" не может однозначно решить проблему приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям, это лишь одна из форм работы в данном направлении в рамках представленной нами выше общей стратегии формирования личностной педагогической позиции студентов. При этом важно, чтобы не только спецкурсы, но и нормативные курсы гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин своим содержанием, формами и методами работы способствовали ориентации будущего учителя на духовные общечеловеческие ценности, целенаправленно подготавливая его к соответствующей работе со школьниками, повышая методическую, культурологическую подготовку учителя.

В условиях социально-экономической трансформации перед образовательной системой встают абсолютно новые задачи. Их основная суть сводится к выполнению нового социального заказа общества – подготовке деятельностного, самостоятельного, инициативного, предприимчивого учащегося, способного выступать в качестве субъекта деятельности в рамках демократического общества и рыночной системы хозяйствования. Особую актуальность в этой связи приобретает вопрос подготовки учителя, способного осуществлять свою педагогическую деятельность в новом парадигматическом измерении. Безусловно, процесс подготовки такого учителя включает в себя формирование целого комплекса педагогических компетенций. В данной статье мы рассмотрим один из самых неоднозначных аспектов компетентностной подготовки: формирование аксиологических компетенций.

Говоря о новом субъектностном построении взаимоотношений учителя и ученика в рамках учебного пространства, необходимо осознавать, что истинным субъектом своей деятельности может быть только человек, обладающий определенной системой ценностей. Как справедливо замечает А. Котусевич, «учитель по определению призван передавать учащимся определенный образ мира, создавать условия для его понимания, для осознания и переживания ценностей»1.

Почему сегодня вопрос о формировании аксиологических ценностей будущего педагога представляется особо важным и сложным? Естественно, это связано с бурными трансформационными процессами в реформирующемся обществе. Рухнула старая система ценностей, начался стремительный импорт ценностей «демократического мира». В такие переходные периоды, когда среди определенной части общества еще живы «старые идеалы», а молодое поколение жадно впитывает в себя те ценности нового мира, которые находятся на его поверхности, в общей ценностной структуре наступает хаос. В связи с этим в обществе усиливаются отрицательные тенденции, наблюдается рост наркомании, преступности, проституции и т.п. В этих условиях построение новой аксиологической системы нельзя пустить на самотек, новые ценности должны усваиваться сознательным образом, творчески перерабатываться и восприниматься в специфически национальном преломлении. А, следовательно, учитель сам должен иметь такую систему ценностей, которая, будучи личностным образом воспринята учениками, поможет им строить достойную жизнь в достойном обществе.

Для того чтобы охарактеризовать аксиологические компетенции будущего учителя, нацеленного на воспитание учащегося как субъекта демократического общества, мы ставим перед собой следующие задачи:

- Установить типологическое различие системы ценностей предыдущей и нынешней общественно-экономических формаций;

- Охарактеризовать новую систему ценностей, которая предлагается в разнообразной теоретической (педагогической) литературе и сопоставить ее с той системой ценностей, которая стихийно сложилась у молодого поколения;

- Определить на этой основе степень соответствия тиражируемых ценностей условиям и требованиям «свободного рынка»;

- Описать пути формирования аксиологической системы в рамках профессиональной подготовки учителя.

Говоря о резких изменениях в парадигме ценностей предыдущей и нынешней социально-экономических систем, необходимо отметить следующее. В течение почти 50 лет после второй мировой войны польское общество подвергалось индоктринации и манипуляции. Образовательная система использовала достаточно широкий репертуар действий, направленных против традиционной структуры и иерархии ценностей. Говоря о соотношении системных ценностей в концептуальной статье «Ценности деградировавшие и ценности уцелевшие (эскиз к балансу сорокалетия)», А. Тышка отмечает характерное для социалистического общества «произвольное изменение уровней ценностей, абсолютизацию витальных ценностей, десакрализацию культуры и искусства, упразднение и деформирование традиций, замену ценностей фетишами. Все это привело к размыванию сущности и смысла ценностей, формированию гедонистических и релятивистических позиций»2.. И. Тишнер считает, что в это время ценности утрачивали смысл, подвергаясь релятивизации в связи с классовым интересом3. И. Пултужицки отмечает, что ценности вместе с жизненными позициями и убеждениями составляют идеал поведения. «В тоталитарной системе этот идеал был сведен лишь к жизненным позициям с преобладанием среди них идейных, социальных и научных. Социализм сам был признан в качестве наивысшей ценности, подчинившей себе и даже упразднившей все другие ценности»4. Присоединяясь ко всем выше приведенным высказываниям, мы хотим отметить ту типологическую пропасть, которая разделяет аксиологические системы тоталитарного и демократического обществ. Основное отличие между ними состоит в том, что в условиях так называемого социализма человеку вменялось в сознание, что он имеет ценность не сам по себе, а исключительно как член общества, массовый строитель виртуального будущего. При такой иерархии ценностей все личностное отступало на второй план, оценивалось только с точки зрения его полезности для общего движения к новому строю. В демократической системе на первый план выходит эгоцентрическая, личностная позиция человека, при этом разнонаправленное взаимодействие «эгоцентров» результирует построением демократического общества. Создавая себя, строя свою жизнь, человек создает и достойное общество. Безусловно, деидеологизация аксиологической системы, появление на первом плане человека как наивысшей ценности – это огромный шаг на пути построения здоровой иерархии ценностей. Однако их заимствование не может происходить неосознанно, некритически, без процесса творческого, специфически национального преломления.

Столкновение старой и новой систем ценностей дает нам информацию и для размышлений другого рода. Нам представляется важным указать на то предостережение, которое проистекает из опыта предыдущего общественно-экономического строя. Мы бы сформулировали это предостережение следующим образом: история обществ учит, что нельзя абсолютизировать ни одну, даже самую бесспорную ценность. Вырастая до статуса фетиша, эта ценность становится средством манипуляции общественным сознанием со стороны властных структур. Так, в условиях современного мира мы наблюдаем процесс все большей фетишизации ценности «прав человека». Безусловно, это прекрасно, что каждый человек осознает сегодня свои права, права других людей и готов защищать эту несомненную ценность демократического мира. Однако все большая фетишизация ее приводит к тому, что любое заявление о нарушении «прав человека» становится стимулом, вызывающим агрессивную реакцию, как правило, в виде «точечных ударов» по нарушителям демократической дисциплины. Характерно при этом, что, если в общегосударственном масштабе массовое сознание легко поддается манипуляции, то все же факт наличия демократических свобод в цивилизованных странах дает возможность высказаться и тем, кто не утратил способности самостоятельного мышления. В Польше, которая только вступает в семью демократических государств, сегодня практически нет места проявлению реакций, не вписывающихся в рамки прагматичного союзничества с главным «спонсором» демократических процессов – США. На наш взгляд, такая огульная акцептация всего, что предлагается сверхдержавой, способна привести к моральному релятивизму и очередному витку индоктринации общества. Признаемся себе, что в условиях социализма подавляющее большинство поляков также не осознавало, что является объектом манипуляции со стороны властных структур. Надо помнить о том, что и из негативного опыта можно вынести и положительные принципы и установки.

Какие же ценности надлежит сформировать сегодня в рамках воспитательно-образовательного процесса? По данной проблеме существует много предложений, в целом, взаимно согласующихся и дополняющих друг друга. К задачам первостепенной важности все исследователи относят формирование у участников образовательного процесса универсальных ценностей. Все они сосредоточиваются вокруг трансцендентальной триады: правда, добро и красота. Каждая из этих ценностей облагораживает отдельные стороны человеческой природы. Правда совершенствует интеллект, а добро и красота – волю и чувства. Эти трансцендентальные ценности составляют общий фон, универсальный образ человеческих желаний и стремлений.

К универсальным ценностям относятся также свобода, ответственность и достоинство. Первая их них не может пониматься как «свобода от чего-либо». Речь идет о свободе, сориентированной на позитивное, о «свободе для чего-то». Наше время требует, чтобы ученик был подготовлен к свободе, поскольку, благодаря этому он станет самостоятельным и сможет строить свое существование без контроля и принуждения.

Чувство ответственности касается отношения учащегося к результатам его деятельности. Он должен быть ответственным за собственное интеллектуальное развитие, поведение, за свои действия и поступки по отношению к другим людям, семье, родине, человечеству и Богу.

Кроме того, к общечеловеческим ценностям относятся субъектность, знания, компетентность, работа, честность, справедливость, безопасность, природа, мир, семья, патриотизм, демократия, плюрализм, суверенность, права человека, культура. Необходимость обеспечения равных возможностей с участниками образовательного процесса европейских стран в условиях вхождения Польши в Евросоюз диктует необходимость формирования у польских учащихся аналогичной системы ценностей. К числу ценностей, характерных для стран ЕС, К. Денек относит: «1. Рациональность в текущих делах. Отказ от всяческой идеологии, претендующей на решение проблем ненаучными методами. 2. Свободное и полное развитие человека как наивысшее добро на земле и главная цель любой политики. 3. Равноправие всех людей по отношению к их правам: не существует «лучших» людей, семей, народов или классов. 4. Эффективнее всего свобода человека обеспечивается демократическим устройством общества, хотя и оно не является совершенным. 5. Плюрализм в экономике, то есть свободный рынок как самая эффективная система хозяйствования. Эти ценности составляют общие идеалы свободных людей». 5

Для того чтобы установить степень соответствия предлагаемой в теоретической литературе системы ценностей той системе, которая уже стихийно (в основном, под влиянием средств массовой информации) сложилась в молодежном сознании, мы провели анкетирование среди выпускников средних школ (лицеев). В ходе эксперимента учащиеся должны были отметить среди предложенного нами списка ценностей те, которые признаются в качестве таковых участниками опроса. Чтобы представить себе относительную иерархию ценностей в сознании молодых, мы также предложили выделить три ценности, которые учащимися признаются на сегодняшний день самыми важными. Наконец, мы предложили анкетируемым высказаться на предмет акцептации той модели жизненной ориентации, которая предложена польским педагогом В. Фурманек. Согласно этой модели ученик должен формировать свою систему жизненных убеждений, признавая примат человека (быть) над вещью (иметь).

Результаты исследования продемонстрировали некоторый идеализм вышерассмотренных нами предложений по содержанию аксиологической системы. Рынок стихийно формирует систему ценностей, при этом главный итог его работы мы бы сформулировали как победу принципа: «иметь, чтобы быть» с соответствующим выходом «денег» на первое место в системе ценностей. Именно деньги становятся тем критерием, который определяет ценность всех остальных позиций. Сто процентов! учащихся признало аксиологическую модель В. Фурманка как неактуальную, не соответствующую условиям современного мира.

Какие выводы на уровне педагогического процесса можно сделать из проведенного исследования? Что следует предпринять образовательно-воспитательной системе? Признать предлагаемую теоретиками систему ценностей наивной, идеализированной, и отказаться от нее в силу ее типологического несоответствия реальным условиям «свободного рынка»? Или же попытаться противостоять аксилогическому давлению экономической системы, основанной на принципе частной собственности? Нам представляется адекватным осознание необходимости формирования той ценностной системы, которую мы описали выше как универсальную. Ибо противоположный путь приведет к росту бездуховности и коллапсу всех ценностей, благодаря которым человечество выживает в самые трудные периоды его существования.

Каким образом надлежит формировать систему ценностей? В рамках входящей в систему образования субъектностной парадигмы обучения учащиеся должны активным образом участвовать в воспитательно-образовательном процессе, влиять на его содержание и характер. Сегодня, говоря о любом педагогическом действии, польские педагоги боятся быть уличенными в использовании каких-либо мер интеллектуального или духовного принуждения, давления на обучаемых. К примеру, та же А. Котусевич, говоря о призвании педагога передавать учащимся определенный образ мира, осмотрительно добавляет, что «действия учителя должны быть всегда осторожными, взвешенными и ограниченными. Ибо можем ли мы с позиции учительского авторитета преобразовывать, изменять, ограничивать или подвергать сомнению ценность другого, отличного от нашего образа мышления?» (там же).

На наш взгляд, подобные оговорки, которыми пестрит вся польская педагогическая литература, являются издержками раннего периода строительства демократического общества, когда мы хотим быть демократичнее самих стран – «доноров» демократии. А что, если учащийся уже имеет неадекватную, социально небезопасную систему ценностей, предпочитая мир развлечений и наркотиков? Мы также демократично должны воздерживаться от попытки некоторого давления на него? Кстати, из нашего исследования не заметно, чтобы абитуриенты приходили на педагогический факультет со сформированной системой универсальных общечеловеческих ценностей. Решая вопрос о характере воздействия преподавателя на формирование аксиологической системы, мы считаем, что учитель вправе и, более того, обязан влиять на формирование структуры ценностей, при этом никто не отбирает у учащихся права не принимать этой системы ценностей. В этом и состоит, на наш взгляд, настоящая демократия, субъектность воспитательного процесса. Для того чтобы учащийся смог осознанно осуществить свое собственное позиционирование ценностей, а не воспринять их механически под давлением преподавателя, существуют различные техники аксиологической работы, получившие в мировой литературе название «техник кларификации (разъяснения) ценностей».

Главными создателями системы кларификации ценностей считаются Л.Е. Ратхс, М. Хармин и С.Б. Симон7. Они считают необходимым включение кларификации ценностей в образовательный процесс в качестве помощи в формировании самостоятельности учащихся и воспитании у них чувства ответственности за собственное поведение. Процесс сознательного формирования аксиологической системы должен включать: 1. Собственный выбор учащимися, без принуждения и давления. 2. Выбор из альтернативных возможностей. 3. Акцептация ценностей. 4. Соотнесение самостоятельно выбранных ценностей с теми, которые подобным же образом воспринимаются ровесниками. 5. Поведение, основанное на руководстве выбранными ценностями.

Среди предлагаемых техник кларификации ценностей в воспитательно-образовательном процессе внимания заслуживают следующие:

1. Вопросы, задаваемые преподавателем в естественных ситуациях общения. Приведем несколько примеров: Когда ты впервые задумался об этом? Какие существуют возможности выбора в данной ситуации? Думал ли ты о последствиях своего выбора? Ты доволен своим выбором? и т.п.

2. Письменные ответы на вопросы, предложенные в задании. Как правило, такие задания сводятся к комплексам проблем, требующих выражения осознанного к ним отношения. Например: Что для тебя означает дружба? Как ты выбирал друзей, осознанно или случайно? В чем проявляется твое дружеское отношение? И т.п.

3. Задание, основанное на окончании учащимися предложенных высказываний. Например: Больше всего я опасаюсь…. Больше всего мне хотелось бы изменить…. И т.п.

4. Письменное задание, основанное на составлении учащимися так называемых «заповедей» (разработано С.Б. Чимон, Р.С. Хавлей, Д.Д. Бриттон). Ученики должны составить те 10 заповедей, которые действуют у них в семье, в школе, среди ровесников и т.д. Кроме того, они должны указать 10 заповедей, согласно которым они хотели бы жить.

5. Рефлексивная дискуссия. Она может опираться на изученное литературное произведение. Просмотренный фильм, на конкретные ситуации.

6. Работа со списком прилагательных, характеризующих человека. Ученики должны указать те характеристики, которые они считают положительными и ценными.

7. Интервью с учащимися, их монологи на заданные темы. Например: ученик в течение 5 минут говорит на тему: что является для меня важным в моей жизни?

Понятно, что предложенные выше техники могут быть творчески модифицированы и дополнены, однако нам представляется важным отметить, что процесс формирования аксиологической системы не может быть фрагментарным. Ценностная система человека есть образование динамичное, эластичное, построение и изменение которой осуществляется на протяжении всей жизни. Однако особое значение имеет период профессиональной подготовки, когда закладывается фундамент всей дальнейшей системы жизненных и профессиональных ориентиров. Личность педагога, система исповедуемых им ценностей приобретает особое значение в условиях реформы образования, поэтому и процесс ее формирования в период вузовской подготовки должен быть целенаправленным и сознательным.

 

Литература

 

1. Котусевич А. О двух измеренияхответственности преподавателя // Педагогические исследования, 1995.T. LXI – 14 с.

2. Тышка А. Культура как культ ценности. - Люблин, 1993. – 145 с.

3. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996.

4. Вайтфилз П.Р. Инновации в промышленности. - Варшава, 1969. – 68 с.

5. Роджерс К. Создание климата свободы // Образование и освобождение. - Краков, 1992. – 18 с.

6. Тоффлер А. Строительство новой цивилизации. Политика третьей волны. - Познань, 1996. – 182 с.

7. Наласковски А. Общественная обусловленность творческого развития личности. - Торунь, 1989. – 85 с.

8. Франкл В. Придать смысл жизни//Жизнь и мысль, 1973, № 4-22 с.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1981. – 575 с.

10. Попек Р. Ребенок как объект в процессе воспитания путем артистического творчества. - Люблин, 1988. – 88 с.

11. Оконь В. Очерк общей дидактики. - Варшава, 1965. – 188 с.

12. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996.

13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.,1972. – 424 с.

 

 

Г.С. Бережная,

Кандидат педагогических наук, доцент

РГУ им. И. Канта




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА | ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ | СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ | Профессиональные компетенции студента | Организаторский компонент. | ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА | ЛИЧНОСТИ | ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ | СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЮРИСТА |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав