Читайте также:
|
|
Воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой, включающей в себя природные, социальные и культурные факторы. Оно тесно связано с повседневной жизнью, в которой существует индивид, с особенностями жизнедеятельности в регионах, состоянием его религиозности и социальной активности. Человек всегда является частью социального целого: народа, нации, региональной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры.
В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определенным и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом - на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем - на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую или социальную основу. Современная ситуация подсказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная же обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании, как важнейшей функции социальной педагогики. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности и – развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам.
При этом в демократическом государстве воспитание выступает первоочередной гражданской общегуманной заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).
Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направлявшаяся на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса.
Новая воспитательная парадигма предполагает:
установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентации;
терпимое, отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
ориентацию на формирование научного мышления;
рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;
использование в воспитании народной педагогики белорусов;
обеспечение прав ребенка и человека;
предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;
единство индивидуального и коллективного опыта.
Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации.
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |