Читайте также:
|
|
Этиология и патогенез. В настоящее время установлено, что неспорообразующие анаэробы являются возбудителями гнойной инфекции от 40 до 95% наблюдений. Большинство анаэробных неспорообразующих бактерий являются умеренными анаэробами, т. е. переносят присутствие кислорода в концентрации 0,1-5%. Они обитают в ротовой полости, пищеварительном тракте, носоглотке, гениталиях, на кожных покровах человека. В настоящее время известны представители неспорообразующих анаэробных микроорганизмов следующих родов (Finegold S. M., 1977):
- грамположительные анаэробные кокки: Ruminicoccus, Peptococcus, Peptostreptococcus;
- грамотрицательные анаэробные кокки: Veilonella, Arachnia;
- грамположительные анаэробные бактерии: Actinomyces, Lactobacillus, Bifidobacterium, Eubacterium;
- грамотрицательные анаэробные бактерии: Bacteroides, Fusobacterium, Butyrivibrio, Campilobacter.
Патогенез анаэробной неклостридиальной и смешанной инфекции определяется тремя взаимообусловленными факторами:
- локализацией внедрения инфекции;
- видом возбудителя, его патогенностью и вирулентностью;
- иммунологической и неспецифической реактивностью организма.
Отмеченные выше условия создают возможность для появления неклостридиальных анаэробов в несвойственных им местах обитания. Чаще АНИ развивается вблизи слизистых оболочек, при укусе человеком или животным.
Клиника. В связи с трудностями в организации микробиологических исследований в широкой стоматологической практике основой в диагностике АНИ служит клиническая симптоматика.
Поскольку при АНИ инфицирование происходит аутофлорой, важной клинической особенностью является возникновение воспаления вблизи мест естественного обитания анаэробов. При инфекции мягких тканей лица и шеи такими местами могут быть слизистая оболочка рта.
Наиболее типичная клиническая картина АНИ развивается при поражении мягких тканей по типу разлитого, без границ воспаления - флегмоны. При этом кожа изменена в меньшей степени. Инфекционный процесс развивается, как правило, в подкожной жировой клетчатке (целлюлит), в фасции (фасциит), в мышцах (миозит). Воспалению могут подвергаться как все эти анатомические образования, так и преимущественно одно из них.
Гнойники, в образовании которых принимают участие анаэробы, характеризуются глубоким расположением. Местные классические признаки воспаления мягких тканей в связи с этим бывают слабо выражены, что, как правило, не соответствует проявлению общих симптомов инфекции. Этим же обусловлено несоответствие воспалительных изменений на коже и обширного поражения подлежащих тканей: подкожной жировой клетчатки, фасции, мышц. При этом на коже иногда могут быть неяркие, резко болезненные при пальпации пятна - "языки пламени" (Сальский Я. П., 1982).
Из гнойной раны выделяется интенсивный зловонный гнилостный запах, который большинство хирургов склонны относить к вегетации кишечной палочки. Отделяемый из раны скудный серозный экссудат чаще имеет серый или темно-серый цвет, содержит капельки жира и фрагменты некротически измененных тканей. Если экссудат содержит кровь, то его цвет может быть интенсивно черным.
Наличие газа в мягких тканях характерно для бактероидов, анаэробных стрептококков и коринебактерий. Как правило, оно не бывает так резко выражено, как при клостридиальной инфекции. До вскрытия гнойного очага газообразование можно подтвердить рентгенологически, поскольку крепитация, как признак газообразования, определяется нечасто. В первые дни после возникновения АНИ нередко можно выявить субиктеричность склер и кожи вследствие всасывания из раны микробов и их токсинов, гемолиза эритроцитов и токсического поражения печени (Smit et al., 1970).
При внимательном осмотре раны можно определить зону, пораженную инфекцией. Для неклостридиального некротического целлюлита характерно расплавление жировой клетчатки без тенденции к абсце-дированию. Однако при сопутствующей стафилококковой инфекции подкожная клетчатка на разрезе напоминает "гнойные соты". При ограниченном процессе кожа над очагом воспаления изменена незначительно. Если же происходит обширное поражение подлежащих тканей, то возникает некроз кожи вследствие нарушения ее питания. При переходе процесса на фасциальные влагалища фасция приобретает темный цвет, дырчатость структуры в связи с ее лизисом. В экссудате появляются обрывки некротически измененной фасции.
При развитии инфекции в мышцах они становятся отечными, дряблыми, серо-красного цвета, тусклыми. На разрезе не кровоточат, при этом определяются обширные желтоватые участки легко рвущейся ткани, пропитанные серозно-геморрагическим отделяемым.
При поражении мышц необходимо провести дифференциальную диагностику между АНИ и клостридиальным миозитом. Следует помнить, что для него характерны острое начало заболевания, выраженные локальные боли, не проходящие даже после введения наркотических анальгетиков. Мышцы имеют цвет вареного мяса, быстро набухают и пролабируют из раны, легко разрушаются от прикосновения пинцетом, пропитаны скудным коричневым экссудатом. Внешний вид раны и окружающих тканей, в отличие от АНИ, позволяет, как правило, сделать заключение о глубине и распространенности патологического процесса.
Таким образом, местными клиническими признаками анаэробной неклостридиальной инфекции являются:
- несоответствие между слабовыраженными классическими признаками воспаления на коже и обширным поражением подлежащих тканей: подкожной клетчатки, фасций, мышц; из гнойной раны выделяется зловонный гнилостный запах;
- отделяемое из раны скудное, серого или темно-серого цвета, содержит капельки жира и фрагменты некротически измененных тканей;
- иногда в тканях имеется газ;
- для неклостридиального некротического целлюлита характерно расплавление жировой клетчатки;
- при переходе процесса на фасциальные влагалища, фасция приобретает темный цвет, дырчатость структуры в связи с ее лизисом.
Диагностика. Как видно, для клинического проявления АНИ характерны некоторые особенности. Однако специфичность симптомо-комплекса все же нивелируется тем, что анаэробная неклостридиаль-ная моноинфекция встречается относительно редко (1,3-20%), обычно же наблюдается смешанная аэробно-анаэробная инфекция (до 60%). В этих случаях клиническая диагностика не может иметь самостоятельного, ведущего значения. Тем более, что она не предполагает постановки этиологического диагноза, необходимого для организации эффективной антибактериальной терапии.
Ведущая роль в распознавании АНИ, безусловно, принадлежит лабораторным микробиологическим методам исследования. Среди таких методов диагностики, как микроскопический, бактериологический, иммунологический, биологический, хроматографический, далеко не все нашли практическое применение в распознавании АНИ.
В повседневной клинической практике для экспресс-диагностики АНИ предпочтение отдают микроскопии мазка раневого отделяемого, окрашенного по Граму, и газожидкостнои хроматографии. Использование бактериоскопии гнойного экссудата позволяет уже через 10-15 мин ориентировочно судить о микрофлоре, участвующей в нагноении.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 263 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |