Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема № 4 Философия Нового Времени и эпохи Просвещения

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. Изучение нового материала
  3. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  4. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  5. II. Философия как специальность.
  6. III. Объяснение нового материала.
  7. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени
  8. IV. Вивчення нового матеріалу.
  9. IV. Изучение нового материала
  10. IV. эпоха Нового времени

 

17. Основные проблемы западноевропейской философии ХVII в. (онтология и гносеология) [Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм, Р.Декарт, Б. Спиноза]

Культурно-исторические и научные предпосылки развития философии в эпоху Рационализма. Наукоцентризм западноевропейской философии ХVII в. Выдвижение гипотез о субстанциональном начале бытия: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза. Космогония Р.Декарта. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Решение проблемы движения Р.Декартом, Б. Спинозой. Проблема случайности и необходимости в философии Б.Спинозы. Проблема определения философского научного метода (методологии) познания. Эмпиризм (Ф.Бэкон, Дж. Беркли, Д.Юм,). Рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

 

18. Социально-философские концепции философии Нового времени [ Т.Гоббс, Дж. Локк]

Социальная философия Т.Гоббса: 1) учение об эгоистической и антиобщественной человеческой природе; 2) учение о естественном состоянии человеческого рода: равенство, равные права на одинаковые блага, взаимное недоверие, война всех против всех; 3) естественные и гражданские законы;4) теория общественного договора; 5) учение о государстве.

Социальные и политические взгляды Дж. Локка: 1) концепция частной собственности как неотъемлемого свойства и права индивида; 2) права и свободы граждан; 3) учение о разделении властей, о видах правления; 4)концепция веротерпимости; 5) социально-философское обоснование либерализма.

19. Онтологические и гносеологические проблемы философии эпохи Просвещения [Ф. Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Э.Кондильяк]

◘ Историко-культурные предпосылки развития философии в эпоху Просвещения. Сущность понятия «просвещение» для мыслителей ХVIII в. Неоднородность философских предпочтений западноевропейских мыслителей: материализм, идеализм, религиозная философия, атеизм, деизм - в поиске ответов на насущные проблемы человечества в ХVI1I веке. Влияние развития естественных наук на формирование взглядов философии материализма и атеизма. Вклад идей П.Гассенди в теоретические основания философии французского материализма. Деистический материализм (Вольтер, Монтескье, Руссо) и его критика (Дидро, Гольбах, Гельвеций). Ф.Вольтер и Ж.-Ж Руссо - проводники идей просвещения. Попытки западноевропейских мыслителей решить проблему социального реформирования (энциклопедизм, идея просвещенной монархии, защита личности от посягательств церкви, теория общественного договора) и результативность этих попыток.

Специфика развития французского материализма. Сущность механистического материализма Ж. Ламетри («Человек – машина»). «Система природы» П.Гольбаха как «кодекс материализма и атеизма». «Философские принципы материи и движения» Д. Дидро. Тезис познаваемости мира (Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций). Основные методы познания действительности: наблюдение, эксперимент, рассуждение, понимание, разум. Э.Кондильяк: обоснование принципов сенсуализма и эмпиризма в гносеологии.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав