Читайте также:
|
|
Спасение, согласно Раджнишу, заключается в том, чтобы путем медитации выйти за пределы разума, осознав единство реальности. При этом Раджниш не считает медитацию действием, размышлением, или созерцанием; он называет медитацию состоянием «пребывания»[199]. «Это нечто известно как анатта, не-я. Это полная пустота. Будда называет ее шунья, пустота. Это чистое пространство. Оно не содержит ничего, кроме себя, это сознание, в котором ничего не содержится»[200].
«Это учение о внутренней пустоте (шунья) и неожиданном просветлении Раджниш вывел, изучая дзен-буддизм, в особенности труды Д. Т. Сузуки»[201]. По словам уполномоченного биографа Раджниша — Рамачандры Прасада, дзен-буддизм является «неистощимым источником, откуда Раджниш черпал многие из тех историй и притч, которые передавал своей аудитории»[202].
«Хотя Раджниш и не считал медитацию действием, он все же предлагал многочисленные искусственные приемы, направленные на высвобождение разума за пределы мышления. В качестве таких приемов он предлагал психологические упражнения по самовнушению, либо долгие физические упражнения с целью освободить человека от мыслей. Когда посредством медитаций человек выходит за пределы мышления и убивает, тем самым, свой разум, тогда, по мнению Раджниша, на человека снисходит просветление. Только в этом состоянии человек может познать свое истинное «я».
Смерть, согласно Раджнишу, не является итогом жизни человека, но переходным этапом: «Смерть не означает конец; смерть — это кульминация, пик жизни человека. Он не погибает, он переходит в другое тело. Это и есть то, что на Востоке называют "колесом". Оно крутится и крутится. Да, его можно остановить, но только тогда, когда ты умираешь»[203].
Безмолвие является одним из ключевых понятий христианской аскезы, в первую очередь монашеской аскезы. Однако достигается оно диаметрально противоположным по отношению к взглядам Раджниша методом. В первую очередь – это воздержание и борьба со страстями, с которыми не мирится духовная практика Раджниша. Кроме того, христианское духовное делание подразумевает практику непрестанной молитвы, сопряженной с покаянием. Ни то ни другое даже не предполагается в его духовной практике. Во-первых, от того, что личное обращение к Богу исключается самим мировоззрением Раджниша – Бог или пустота – безличностное начало, реализующее себя в человеке. Т.е. человек, по Раджнишу, сам является Богом, а значит в молитвенной практике не нуждается, и если христианство говорит о достижении безмолвия через очищение себя от страстей, достигаемое при помощи аскезы, то, по Раджнишу, безмолвие приходит в результате полного самораскрытия всего, что заложено в нем, без различия.
Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 91 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |