Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Платона, Аристотель в пылу полемики забыл об этом. Поэтому В. И. Ленин и подчеркнул,

Читайте также:
  1. Аристотель поставил физику после первой философии, названной позже метафизикой.
  2. Аристотель. Афинская Полития. 13. 4-17, 1
  3. Аристотель. Афинская Полития. 19
  4. Аристотель. Афинская Полития. 20-22
  5. Аристотель. Афинская Полития. 5-12
  6. Аристотель. Метафізика // Соч.. 4 т. - М., 1975. -Т. 1. - С. 80, 87-88.
  7. Аристотель. Фізика // Соч. У 4т - М, 1981.- Т 3 - С. 76-77, 234-235, 242, 262.
  8. Блюбери Хилл и превращение в мумию Ленина
  9. Божества, будучи самою блаженною,- говорит Аристотель,- есть созерцательная
  10. В И Ленин

что "когда один идеалист критикует основы идеализма другого идеалиста, от этого

всегда выигрывает материализм" 1 /Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 29, с. 255./.

<P>Действительно, в своей критике идеализма Платона Аристотель как бы невольно

Становится на материалистические позиции и приходит в противоречие со своим

Собственным, хотя и половинчатым и колеблющимся, но все же объективно-идеалистическим

Учением о существовании обособленных от материи, сверхприродных и неподвижных

сущностей, которые он называет первыми, ибо "вечные вещи - прежде преходящих"

(IX, 8, с. 159), и учением о боге. Правда, говоря об идее бога у Аристотеля,

В. И. Ленин отмечает, что, "конечно, это - идеализм, но он объективнее и отдаленнее,

обиднее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму"

2 /Там же./. Действительно, бог в учении Аристотеля чужд мирозданию. Он не творит

мир, как демиург Платона [недаром Аристотель - сам ученик Платона - с недоумением

спрашивает: "Что это за существо, которое действует, взирая на идеи?" (ХIII,

5, с. 225)]. От платоновского Эроса как стремления к горнему миру идеального

У Аристотеля остается лишь слабый отзвук, ибо бог как цель у него не раскрыт,

И для Аристотеля характерна имманентная телеология как стремление к самоосуществлению,

К энетелехии. Платоновский эрос у Аристотеля обернулся энтелехией. Кроме того,

Стремление к богу у Аристотеля означает не стремление к смерти, как у Платона,

А стремление к жизни, самоосуществление. Любит бога тот, кто любит самого себя

И реализует себя в этом реальном мире. Последний не превращается Аристотелем

В платоновский театр теней. Природа, по Аристотелю, существует реально, объективно

И вечно, лишь в дематериализованной форме повторяясь как некое эхо в боге (если

При этом бог мыслит формы бытия, а не формы мышления). Таким образом, Аристотель

Имел основание критиковать идеализм Платона, хотя эта критика была ограничена

Его собственным учением о первенстве сути бытия, вида, первой сущности перед

Тем, что он сам же признавал самостоятельно существующим в полной мере,- перед

Отдельным.

<P>Но об этом, как уже сказано, в пылу полемики Аристотель как бы забывает. Например,

Недоумевая, как это неподвижные идеи могут быть источником движения, Аристотель

Удивительным образом забывает как о том, что и сам он в своем учении о перводвигателе

Учит тому же, так и о том, что он, по-видимому, искажает то самое учение, которое,

Казалось бы, он должен был знать лучше, чем знаем его мы, поскольку у Платона




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Перечня, а тем более анализа категорий нет, но категории там упоминаются, хотя | Или сути бытия, сущность любой вещи. Выясняя, в какой мере она отвечает двум | Ибо они также самостоятельно не существуют, а то, что уже определимо и что ближе | Мала такая натяжка, в силу ее оказывается, что вид у Аристотеля все же обладает | Муть; наконец, материя в самом общем смысле. | Источник индивидуализации вещей. Правда, этот вопрос для Аристотеля неразрешим. | Сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда. | И потребовался бы какой-то иной перводвигатель за его пределами. Но как возможен | Признаков - совпадение субъекта и объекта. Мысля самого себя, бог тем самым | Высших причин. Ему представляется, что до него все философы стремились открыть |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав