Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Г. Спенсер о принципах построения социологической теории.

Читайте также:
  1. I. Точка зрения классической теории.
  2. II. Точка зрения кейнсианской теории.
  3. а) европейская школа - рассматривающая общество как социальную систему (Конт, Спенсер)
  4. Аксиоматический метод построения научной теории. Начала Евклида как образец аксиоматического построения научной теории. История создания неевклидовой геометрии
  5. Альтернативные модели построения стратегии
  6. Б) Повышение эффективности развития детей и уче6но-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов».
  7. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.
  8. Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы построения.
  9. Бюджетная система, ее состав, принципы построения
  10. в дискуссиях о методах построения

 

Социологическая теория Спенсера строится вокруг двух главных принципов: понимания общества как организма и идеи социальной эволюции. Первый принцип связан с необходимостью осмыслить единство социального целого.

Огромная заслуга Спенсера в том, что он сформулировал принцип, на котором должна строиться соц.теория. их 2: 1. Понимание общества как организма. 2. Общество в своем развитии всегда эволюционирует. Следовательно, теоретическое осмысление должно обновляться. Он задается вопросом: является ли общество реальной сущностью или это какое-то имя для обозначения индивидов, имеющих номинальное существование. Этим он отвергает точку зрения номиналистов, говоря, что общество – особого рода реальность. Для построения своей теории этого недостаточно, тогда он призывает на помощь понимание органической модели (о. – организм и очень сложный), но не является аналогом биологического организма. Спенсер перечислил ряд сходств между биологическими и социальными организмами: 1. Растет, увеличивается в объемах. 2. Усложняется структура в процессе роста, эволюции. 3. Дифференциация структур и функций сопровождается развитием их взаимодействия. 4. Аналогия м. обществом и организмом м.б. перевернута: каждый организм есть общество, состоящее из отдельных индивидов. 5. Когда жизнь целого расстроена, отдельные части м. продолжать существование какое-то время. На ряду с общими чертами, он увидел различия: мыслить, неразрывность органов. Все это давало основания считать, что нет полного тождественного м. организмом и обществом. Будучи индивидуалистом, он представлял общество лишь как агрегат индивидов. Он считал, что растворение индивидуального в соц.организме недопустимо. Отсюда, общество – сверхорганизм. Всякое развитое общество имеет 3 системы органов: 1. Поддерживающая (организация частей, обеспечивающих в живом организме питание, а в обществе – производство необходимых продуктов). 2. Распределительная (обеспечивает связь различных частей соц.организма на основу разделения труда). 3. Регулятивная (обемпечивает подчинение основных частей целому). Специальные части – учреждения, институты, 6 типов: домашние, обрядов, политические, церкви, профессиональные, промышленные. Эволюцию каждого из них Спенсер пытается проследить с помощью сравнительно-исторического метода. Рассматривая развитие этих институтов, Спенсер попытался сформулировать законы эволюции.

Социальную эволюцию Спенсер понимал как многолинейный процесс. Его вера в социальный прогресс была гораздо более осторожной, чем у Конта и Маркса; свой взгляд на характер социального развития он определял как «относительный оптимизм». Мировоззрение Спенсера было лишено присущих Кошу и Марксу мессианизма и утопизма. Он впервые среди классиков социологической мысли отделил социологию от утопии (у Конта — позитивистско-социократической, у Маркса — коммунистической), соединив ее с идеей либерализма. Тем самым он внес решающий вклад в превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопических, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она появилась на свет.

Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то начиная со Спенсера он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

9.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | <== 7 ==> | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав