Читайте также:
|
|
Большое влияние на развитие как американской, так и всей мировой социологии оказала интегральная социология Питирима Сорокина (1889—1968). Именно Сорокину в американский период его творчества принадлежит разработка таких важнейших социологических направлений и концепций, как социология экстремальных ситуаций (войны, голода, революций), социальной стратификации, социальной мобильности, социетальных социальных изменений (четырехтомная монография «Социальные и культурные изменения») и др.
Своим творчеством Сорокин реализовал и развил все четыре функций социологического знания.
Онтология. До Сорокина в социологии и социальной теории в целом господствовал своеобразный «онтологический монизм»: реальностью «по умолчанию» признавалось природное, земное – «естественное» – бытие, изучаемое науками. Таким образом, понятие «реальность» в представлении ученых имело только одно легитимное измерение – то, которое можно было «пощупать» эмпирическими и отчасти рациональными исследовательскими методами. Сорокин едва ли не впервые в современной социальной науке провозглашает выход из этой мировоззренческой одномерности в «трехмерное» пространство реальности. «Чувственная наука предшествующих столетий, – пишет он, – явно и скрыто проявляла склонность редуцировать реальность или к материи, или к тому, что воспринимается нашими органами чувств. Такая наука или отрицала, или имела агностическое отношение к любой не-чувственной реальности. В настоящее время эта концепция реальности во многом уже отвергнута всеми науками как узкая и неадекватная. Она уже вытеснена более широкой и более адекватной концепцией абсолютной реальности». Эта абсолютная реальность характеризуется Сорокиным как «неопределенное многообразие» (Infinite Manifold), которое всегда остается «за скобками» самых емких формул, самых подробных описаний и самых точных образов. В то же время мы можем «грубо воспринять некоторые из ее важных аспектов», из которых наиболее существенными и релевантными для нас являются три: эмпирически-чувственный, рационально-разумный и сверхрационально-сверхчувственный.
Гносеология. Для постижения каждого из указанных трех аспектов действительности человеческая культура вырабатывает адекватные им методы понимания и познания. Сорокин, исходя из этого постулата, намечает контуры новой, интегративной теории познания и творчества, «в соответствии с которой мы имеем не один, а, по крайней мере, три различных канала познания» (1, с. 35). Эти каналы, по логике рассуждения Сорокина, несводимы друг к другу или к какому-то четвертому «общему знаменателю»; принцип их взаимоотношения – принцип дополнительности. Все они равноправны в своей незаменимости и в своей ограниченности: «все три системы – чувственная, рациональная и интуитивная – источники достоверного познания, и... каждая из них, используемая по назначению, дает нам знание того или иного важного аспекта объективной реальности, и ни одну из них нельзя считать целиком ложной... Эмпирико-чувственная реальность питается чувствами, рациональная – разумом, а сверхрациональная – верой» (2, с. 478). Отсюда вытекает важнейшая для Сорокина идея принципиального «гносеологического равноправия» и «культурной равноценности» научного, философского и религиозно-мистического знания, которые все выступают, выражаясь языком поэта, «золотыми спелыми плодами» от древа Духа.
Однако Сорокин не ограничивается этим утверждением; он идет дальше, обосновывая диалектический тезис взаимной необходимости чувственного, рационального и интуитивного способов познания. Так, он делает специальный акцент на том, что и в науке, и в религии, и в философии, а также в других культурных формах на самом деле при доминировании одного из этих способов познания с необходимостью присутствуют все три. «Каждая из этих систем, взятая изолированно от других, становится менее достоверной и более ошибочной даже в рамках собственной компетентности (курсив автора – прим. С.Л.)» (2, с. 478). По Сорокину, объективность, адекватность системы знания действительности, какой бы характер – научный, религиозный, умозрительно-философский – она ни носила, обеспечивается некоторым оптимальным соотношением рационального, чувственного и сверхчувственного. Эти моменты как бы корректируют друг друга, обеспечивая стереоскопический, «объемный» взгляд, единственно позволяющий адекватно отобразить момент реальности. Редукция любой культурной формы к какому-либо одному основному способу получения информации приводит не к более адекватному приспособлению к реальности, а, наоборот, к потере контакта с ней. С нашей точки зрения, причина здесь в том, что ни один из выделяемых Сорокиным принципов познания не отражает реальность как таковую, но фактически каждый из них имеет дело с определенной разновидностью абстракции от этой реальности. Более или менее надежный коррелят с ней обеспечивается только гармоничным сочетанием интуитивного, рационального и сенсорного начал. Таким образом, и для науки, и для религии, и для философской мысли необходимым условием существования является такое гармоничное сочетание всех трех элементов познания, дающее «трехмерное» видение реальности и тем самым позволяющее схватить тот или иной ее аспект. Например, для науки основным является эмпирический способ познания, а вспомогательными будут сверхчувственно-интуитивный и отчасти рационально-умозрительный момент, но если два последних (или хотя бы один из них) будут сведены на нет, научное познание станет невозможным.
Аксиология. Одной из основных категорий теоретической системы Сорокина является «ценность». Она выступает как необходимое, как условие познания, которое, в свою очередь, становится условием бытия культуры. По большому счету именно ценность направляет человеческую потребность в смысле и в творческом искании этого смысла в определенное русло, в котором спонтанно складывается продуктивное соотношение трех интенций познания и формируется его та или иная жизнеспособная форма. Эта последняя представляет своего рода самоорганизующуюся информационную систему, которая специализируется на накоплении информации определенного типа: религиозного (о Запредельном), философско-эстетического (об идеальном) либо чувственного (о материальном).
В свою очередь, условием существования и социального влияния ценности является ее соответствие реальности. Ценность может господствовать в культуре достаточно длительное время лишь при некотором минимуме такого соответствия. Поэтому она должна быть согласована с приоритетной традицией знания, должна получить и постоянно «подтверждать» через ее посредство свою легитимацию. На этой диалектике знания и ценности, взаимно легитимирующих друг друга, и основываются глобальные процессы становления, развития и смены культурных суперсистем, о которых речь пойдет ниже.
44.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |