Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Гражданская война в России. Новая экономическая политика.

Читайте также:
  1. Cоборное уложение 1649 год. О государственном устройстве России. Оформление крепостного права
  2. I. ПОЛИТИКА.
  3. I. Русское государство при Василии III. Внутренняя и внешняя политика.
  4. I. «Холодная война» и внешнеполитическая стратегия советского руководства.
  5. III. Из истории становления и развития детской иллюстрированной книги в России.
  6. III. Феодальная война 2-й четверти XV века
  7. Lt;ОТВЕТ>Экономическая теория - это наука о поведении людей в процессе воспроизводства благ в мире ограниченныхресурсов
  8. V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ КИТАЯ
  9. VIII. Война и мир
  10. XXIII/Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война.

Интервенция и гражданская война в России (1918 — 1922). Сползание страны к гражданской войне началось в 1916 г. Непримиримость политических сил, амбиции и дик­таторские замашки лидеров партий стали отчетливо прояв­ляться во время кризиса 1917 г.

Захват власти в столице большевиками, запрещение де­ятельности правых партий и ограничение деятельности ле­вых, введение цензуры, свержение Временного правитель­ства и разгон Учредительного собрания, сепаратный Брест­ский мир — все это необратимо вело страну к гражданской войне. Экономические и социально-политические меропри­ятия Советского правительства восстановили против него не только дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство, но и часть рабочих и крестьян.

В историографии нет единого мнения о времени начала гражданской войны. Установление Советской власти осе­нью 1917 — весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах Рос­сии, но все они были разрозненными и имели локальный характер. Поэтому одни историки относят начало граждан­ской войны к октябрю — ноябрю 1917 г., другие — к апре­лю — маю или лету 1918 г., когда сложились сильные поли­тические и хорошо организованные антисоветские очаги.

Против большевиков боролись разнородные силы: Ан­танта и Четверной союз, белое движение и национально- государственные образования, монархисты, республиканцы и социалисты. Они не только не стремились к согласованию своих политических и военных акций, но нередко боролись друг против друга или специально приостанавливали на­ступления, чтобы дать возможность большевикам распра­ виться с их политическими противниками. Основные про­тивники большевиков — белогвардейцы не имели общего центра, а лидеры белого движения — JI. Г. Корнилов, М. В. Алексеев, А. И. Деникин, П. Н. Врангель, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич не смогли скоординировать свои действия. Руководители белых совершили множество стратегических и тактических ошибок. Они неохотно сотрудничали с либе­ральными и социалистическими партиями, что сужало со­циально-политическую базу движения, не признавали Дек­рета о земле и обещали возвратить земли прежним вла­дельцам, что восстановило против них крестьян — основное население России. Лозунги единения всех политических сил до победы над большевиками и сохранения «великой и неделимой России» могли лишь временно примирить лиде­ров белого движения и воодушевить небольшую часть общества.

Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию потому, что им удалось мобили­зовать все ресурсы страны и превратить ее в единый воен­ный лагерь. Они использовали доступные и привлекатель­ные для масс лозунги. ЦК РКП (б) и Совнарком создали крупную маневренную военную силу — Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). В ней служило почти столько же бывших генералов и офицеров, сколько и в белой ар­мии. Среди них такие известные военные деятели, как М. Д. Бонч-Бруевич, А. И. Верховский, А. И. Егоров, С. С. Каменев и др.

В годы гражданской войны белый и красный террор унес тысячи человеческих жизней. ВЧК брала заложников и проводила показательные массовые расстрелы представи­телей так называемых «чуждых классов» — дворян, куп­цов, зажиточных крестьян, мещан, служителей культа и даже офицеров и солдат, которые сдались, поверив обещани­ям о помиловании.

После гражданской войны основная часть территории бывшей Российской империи была сохранена и находилась под контролем большевиков. Вместе с тем политическую независимость отстояли Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония.

Война была страшным бедствием для России. Она при­вела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд руб. золотом. В боях, от голо­да, болезней и террора погибло около 8 млн человек, около 2 млн были вынуждены эмигрировать. В конечном итоге именно народ, воюя по обе линии фронта, определил победу одних и крах других политических сил, выйдя из войны и жертвой и победителем.

«Военный коммунизм». Этот термин впервые употре­бил русский философ и один из деятелей большевистского движения А. А. Богданов в ноябре 1917 г. Под «военным коммунизмом» он подразумевал распространение отноше­ний и дисциплины, характерных для армии, на все обще­ство. В мае 1921 г. в статье «О продовольственном налоге» этот термин использовал В. И. Ленин. Позднее вся внутрен­няя политика Советского правительства с лета 1918 г. до начала 1921 г. получила название «военный коммунизм».

Черты политики «военного коммунизма» прослежива­лись уже в первых экономических и социальных мероприя­тиях Советского правительства: широкая национализация промышленности (декрет от 28 июня 1918 г.), установление государственной монополии на внешнюю торговлю (весна 1918 г.), создание мощного централизованного государствен­ного аппарата (ВСНХ), введение продовольственной дикта­туры (май 1918 г.) и военно-политический нажим на де­ревню (продотряды, комбеды). Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. 11 января 1919 г. продразверстка была введена на хлеб, к 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др. Продразверстка велась насильственными методами с по­мощью продотрядов. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги.

Политика «военного коммунизма» привела к свертыва­нию товарно-денежных отношений. Ограничивалась прода­жа продовольствия и промышленных товаров, которые рас­пределялись государством в виде натуральных выплат.

Все потребление осуществлялось по принципу: «Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая по­винность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. — всеобщая трудовая повинность. Урав­нительная система оплаты труда рабочих должна была со­здавать у них иллюзию социального равенства.

В период «военного коммунизма» в политической сфере установилась безраздельная диктатура Российской комму­нистической партии большевиков — РКП(б). Партия боль­шевиков перестала быть чисто политической организацией, различия между аппаратом партии и государственными структурами стирались.

В исторической науке нет единого мнения о причинах и целях политики «военного коммунизма». Одни историки считают, что она была вызвана стремлением большевиков воплотить положения К. Маркса о коммунизме как бесто­варном обществе с расчетом на быструю победу мировой революции. Другие рассматривают «военный коммунизм» как временную и вынужденную меру времен гражданской войны, обусловленную крайней разрухой в стране, наруше­нием традиционных экономических связей между городом и деревней, а также как средство мобилизации людских и материальных ресурсов для победы в этой войне. Однако практически все историки сходятся в одном: политика «во­енного коммунизма» в экономическом плане была малоэф­фективной. Эта политика вызвала нарушение рыночных отношений, развал финансов и сокращение производства.

Новая экономическая политика. Провал политики «во­енного коммунизма» большевистское правительство осозна­ло не сразу. Однако в РКП(б) находились люди, которые видели, как ухудшается отношение населения к правящей партии после окончания военных действий. Уже к началу 1920 г. в ВСНХ поступали записки от рядовых членов партии с предложениями об улучшении положения. В мар­те 1920 г. с предложениями по замене разверстки процент­ным натуральным налогом и снабжении крестьян промто­варами в соответствии со сданным количеством зерна вы­ступил председатель Революционного Военного Совета Рес­публики (РВСР) Л. Д. Троцкий. Однако В. И. Ленин жестко раскритиковал эти инициативы, подчеркнув, что свобода то­варооборота есть возврат к капитализму.

Ответ рабочих и крестьян не заставил себя ждать. Рабо­чих раздражали нехватка продуктов питания, введение при­нудительного труда и его уравнительная оплата. В городах начались забастовки, в том числе и под политическим ло­зунгом: «Советы — без коммунистов!» В конце 1920 — на­чале 1921 г. поднялись на вооруженную борьбу крестьяне. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь, в них участвовало около 200 тыс. че­ловек.

В докладе на X съезде РКП(б) (март 1921 г.) В.И. Ленин предложил новую экономическую политику (нэп) — сумму мероприятий, которые способствовали частичному воссозда­нию рыночной экономики при сохранении государственной диктатуры.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем за­мены продразверстки на продовольственный налог (прод­налог). Он устанавливался до посевной кампании и не мог изменяться в течение года. После выполнения государствен­ных поставок крестьянам разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. В городе допускалось созда­ние частных, акционерных и совместных с государством предприятий. В финансовой сфере, кроме единого Государ­ственного банка, появились частные и кооперативные бан­ки, страховые общества. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократился выпуск бумажных денег и в оборот вводилась твердая валюта — червонец (10 р.).

В результате нэпа в 1926 г. по основным видам про­ мышленной продукции был достигнут довоенный уровень. По вопросу продолжения политики нэпа в руководстве Все­союзной коммунистической партии большевиков — ВКП(б) после кризиса хлебозаготовок 1925 и 1927 гг. возникли ос­трые разногласия. Члены Политбюро ЦК Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. Н. Томский считали необходимым продол­жать нэп. Генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин на­стаивал на наступлении на «капиталистические элементы». Против нэпа выступили «выдвиженцы» (группа руководи­телей, лично преданных И. В. Сталину и обязанных ему сво­ей карьерой), большая часть партийной верхушки. Недо­вольство нэпом выражали рабочие, раздраженные соци­альным расслоением, безработицей, бандитизмом. Сторон­ники нэпа были осуждены как «группа правых», а партия взяла курс на индустриализацию и частичное возвращение методов «военного коммунизма» в отношении крестьян­ства, не отменяя при этом систему налогов, торговлю, деньги.

По вопросу о сущности и целях нэпа, о времени его окон­чания существуют различные точки зрения. Сам В. И. Ле­нин писал о нэпе по-разному: то как о «временной и вы­нужденной мере», то как о принятой «всерьез' и надолго». Одни историки трактуют нэп только как экономическую меру или как узкую антикризисную программу по преодо­лению разрухи. Другие видят в нем идеал «рыночного со­циализма» и вкладывают в это понятие либерализацию по­литической жизни, прогрессивную национальную полити­ку, восстановление внешнеэкономических связей и преодо­ление международной изоляции. Называются и различные даты окончания нэпа — 1925 г. (начало политики индуст­риализации), 1929 г. (начало «великого перелома») и др.

17.Советская модель модернизации: проведение ускоренной индустриализации и осуществление сплошной коллективизации.

Важнейшим результатом Октябрьской революции 1917 г. стало появ­ление на политической карте мира нового государства — Союза Со­ветских Социалистических Республик (СССР). В нем был построен «государственный социализм» и осуществлена невиданными до этого темпами модернизация экономики, общества и государства. «Госу­дарственный социализм» советского типа явился иной, альтернатив­ной капитализму моделью индустриального развития общества.

Гражданская война 1917—1922 гг. и ее последствия. Захватив власть в Петрограде, большевики начали утверждать ее на местах. До февраля 1918 г. этот процесс носил относительно мирный ха­рактер. Власть Советов была установлена в Украине, Беларуси, Прибалтике, Баку. Однако очаги антисоветского сопротивления на Дону, Кубани, Южном Урале свидетельствовали о неприятии новой власти значительной частью российского населения.

В начале 1918 г. положение большевиков стало ухудшаться в связи с наступлением германских войск. В марте советское руко­водство было вынуждено пойти на подписание с Германией Брест­ского мирного договора. Потеряв огромные территории с населе­нием свыше 50 млн человек, оно получило временную передышку.

Летом 1918 г. началось распространение гражданской войны, в результате которой Советская Россия оказалась в плотном окру­жении враждебных фронтов. Ожесточенная борьба красных и бе­лых армий сопровождалась военной интервенцией Англии, Фран­ции, США и Японии. Судьба России, а не революции, висела буквально на волоске.

В этот период, со второй половины 1918 по 1921 г., советское правительство проводило политику «военного коммунизма», под которой подразумевалась система чрезвычайных мер по мобили­зации всех ресурсов страны, необходимых для победы в граждан­ской войне. Важнейшими элементами данной политики были ликвидация частной собственности, свертывание товарно-денежных отношений, насильственное изъятие продуктов аграрного производства (продразверстка). В политической сфере «военный коммунизм» характеризовался господством однопартийной систе­мы, внедрением командно-приказных методов управления и пре­следованием инакомыслящих вплоть до введения красного террора. В духовной сфере он сопровождался установлением марксизма в качестве господствующей идеологии и утверждением морали, оправдывающей любые действия в интересах революции. Все эти жестокие меры достигли своей цели. Победа «красных» была обе­спечена за счет того, что политику большевиков поддерживали рабочие и многомиллионная масса беднейших крестьян.

Успеху большевиков способствовало и то, что белое движение в социальном и идейном отношении было пестрым и разнород­ным. Оно так и не смогло выдвинуть политическую программу, которая пользовалась бы массовой поддержкой населения.

Гражданская война стоила России огромных жертв. На фрон­тах войны, в «мясорубке» белого и красного террора, от голода и массовых эпидемий страна потеряла от 12 до 15 млн человек. Об­щие потери с 1914 г. составили 25 млн человек. Страна лежала в руи­нах, промышленное производство сократилось в 7 раз по сравне­нию с довоенным уровнем 1913 г., производство стали упало до уровня времен Петра I. В России начался страшный голод, рабо­чие бежали из городов, крестьяне брались за оружие.

В конце февраля 1921 г. восстали рабочие Петрограда, затем крестьяне в Тамбовской и Воронежской губерниях, в Западной Си­бири, Среднем Поволжье, на Дону и Кубани. Но особенно опас­ным для новой власти было восстание матросов и солдат Крон­штадтской крепости. Рабочие и крестьяне, солдаты и матросы — все требовали отмены продразверстки, разрешения свободной торгов­ли, ликвидации монополии большевистской партии на власть.

Советская модель модернизации. Острейший социально-эконо­мический и политический кризис начала 1920-х гг. заставил боль­шевистское руководство отказаться от политики «военного комму­низма» и перейти к новому курсу, который получил название новой экономической политики (нэп). Продразверстка заменялась фикси­рованным продналогом. Разрешались рыночные отношения, не­большие частные предприятия, наем рабочей силы, свобода тор­говли, привлечение иностранного капитала, отменялись карточная система и уравнительное распределение, трудовые армии и трудо­вая повинность. При этом государство сохраняло свои позиции в банковской сфере, на крупных и отчасти средних предприятиях.

Нэп стимулировал частную инициативу и вскоре оживил эко­номику. К 1926 г. СССР достиг довоенного уровня в большинстве отраслей производства. Однако к этому времени ведущие страны мира ушли далеко вперед в своем развитии. Перед Советским го­сударством объективно стояла задача ускоренной индустриализа­ции страны. Необходимо было создать мощную экономику, кото­рая бы позволила выдержать международную изоляцию и отразить агрессию любого противника.

Индустриализация требовала огромных средств и накоплений. Сторонники нэпа в руководстве партии и государства предлагали осуществлять необходимые накопления шаг за шагом, медленно и постепенно строить социализм, используя экономические рыча­ги. Противники нэпа, обвиняя своих оппонентов в защите частной собственности и буржуазных элементов, утверждали, что нэп не мог дать средств, необходимых для ускоренной индустриализации. Верх одержала точка зрения И. В. Сталина, поставившего задачу в корот­кий срок создать мощную индустриальную базу, опираясь на соб­ственные силы. В сложившихся исторических условиях эту задачу можно было решить только за счет усиления давления на крестьян­ство, что и было сделано в ходе сплошной коллективизации.

Итоги экономической трансформации. Отказавшись от нэпа, советское руководство перешло к политике ускоренной индустриа­лизации.

Начало ей было положено первым пятилетним планом 1928— 1932 гг., который открыл эру советской плановой экономики. Основной целью пятилетки стало превращение СССР из аграр­ной страны в ведущую промышленную и военную державу мира. Огромные ресурсы направлялись на развитие тяжелой промыш­ленности, вкладывались в добычу угля и производство железа, стали, железнодорожного оборудования, станков. Были построе­ны 1500 крупных промышленных предприятий. Индустриальную основу и гордость советской экономики составили такие гиганты первой пятилетки, как Днепрогэс, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторный заводы, Магнитогорский и Кузнец­кий металлургические комбинаты, автозаводы в Москве и Ниж­нем Новгороде. В годы второй пятилетки (1933—1937) СССР вы­шел на второе место в мире после США по производству промышленной продукции. Так был создан мощный экономиче­ский потенциал для последующей победы над фашистской Герма­нией в Великой Отечественной войне.

Индустриализация сопровождалась масштабными преобра­зованиями в сельском хозяйстве — сплошной коллективизацией крестьянских хозяйств, начавшейся в конце 1929 г. Однако объеди­нение всех крестьян в колхозы было не планомерным и добро­вольным, а немедленным и принудительным. Семьи зажиточных крестьян и даже середняков раскулачивались и выселялись в вос­точные и северные районы страны. От этой политики пострадали миллионы людей. Сократилось поголовье скота, начался массо­вый исход сельского населения в город, который нуждался в рабо­чих руках. Оставшиеся в деревне 35 млн колхозников обеспечива­ли те же показатели сельскохозяйственного производства, которых ранее достигали 55 млн крестьян-единоличников. Был создан ме­ханизм перекачивания средств из сельского хозяйства на нужды промышленности.

Таким образом, индустриальный скачок во многом был осу­ществлен за счет крестьян, полностью зависимых от государства. Именно в этом заключается основной исторический результат коллективизации.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 122 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав