Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Склеп 5. Гнев.

Читайте также:
  1. Насилие. Гнев. Оправдание и осуждение. Идеал и то, что существует в действительности.
  2. О ПОСЛАНЦЕ, ЯВИВШЕМСЯ ИЗ ЧЕЙПЛИЗОДСКОГО СКЛЕПА В ДОМ С ЧЕРЕПИЧНОЙ КРЫШЕЙ К МИСТЕРУ МЕРВИНУ
  3. Склеп 1. Гордыня.
  4. Склеп 2. Тщеславие.
  5. Склеп 3. Уныние.
  6. Склеп 4. Печаль.
  7. Склеп 6. Скупость.
  8. Склеп 7. Блуд.
  9. Склеп 8. Чревоугодие.

Гнев проистекает из самолюбования, то есть из патологического нарциссизма, что на уровне психодинамическом сближает его с гордыней.

Помимо явного выражения агрессивных импульсов, гнев может проявиться и в формах маскированных, опосредованных.

Признаки гнева.

- Негодование.

- Критика других.

- Раздражение, упреки.

- Ненависть.

- Критичность.

- Требовательность.

- Доминантность.

- Претенциозность.

- Взыскательность.

- Сверхконтроль.

- Излишняя самокритичность.

- Утрированная дисциплинированность.

- Мстительная настойчивость.

- Надменность.

- Пренебрежительность.

- Покровительственные манеры.

- Категоричность.

- Морализаторство.

- Пристрастие к чувству собственной правоты.

- Воинствующее отстаивание идеалов и принципов.

- Перфекционизм – невротическое стремление к собственному совершенству.

- Формальная добродетель.

- Набожность.

- Педантизм.

- Утрата спонтанности.

- Контроль над чувствами.

Все вышеуказанные признаки связаны единой основой, проявляющейся в тенденции доминировать и подчинять себе. Но последние качества составляют суть того, что называется агрессией. В общем-то, агрессия прямо так и определяется – выраженное физически или вербально стремление подчинить себе других либо доминировать над ними.

Подчинение себе автоматически предполагает возвышение подчиняющего. Такое стремление есть гордыня.

Подобный субъект самообольщается чувством собственного совершенства и потому иллюзорно полагает себя непогрешимым и исполненным могущества. Тем сильнее наступает его саморазочарование, когда мир только подтверждает его немощность. Иногда разрядка негативного аффекта происходит с такой силой, что возникает впечатление случившегося эпилептического припадка. Данная реакция определяется как эпилептоидная, то есть подобная эпилептическому приступу, хотя таковым она может и не являться в случае отсутствия органического поражения головного мозга. От истинного эпилептического припадка ее отличает также то, что отключение сознания при ней не происходит, и в определенной мере субъект способен сохранять контроль над ситуацией. В остальном же она имитирует эпилептический пароксизм и сопровождается похожими на судороги конвульсиями, проявлениями крайней озлобленности и ярости. Потому случайно ли то, что древние греки в качестве одного из обозначений гордыни применяли термин epilepsia?

Однажды великий врач Клавдий Гален описал сцену, увиденную им в детстве и навсегда вызвавшую у него отвращение к гневу. Некто, открывая ключом дверь, впал в ярость от безуспешности своих усилий. Он рассвирепел до того, что стал грызть ключ зубами, пинать дверь и, в конце концов, упал, извиваясь в конвульсиях.

Таким образом, любое проявление гнева, даже в стертой форме, мы можем интерпретировать как эпилептоидную реакцию.

Диагностическая матрица.

Психический радикал: Эмоционально неустойчивый.

МКБ – 10: Эмоционально неустойчивое расстройство личности и поведения

Диагностические критерии:

A. Ярко выраженная тенденция к импульсивным действиям, без учета последствий в сочетании с неустойчивым настроением.

B. Способность планирования минимальна; легко провоцируемые вспышки интенсивного гневливого аффекта, часто приводящие к актам насилия, «поведенческим взрывам».

C. Выделяются две разновидности этого личностного расстройства: Импульсивный тип – эмоциональная неустойчивость и отсутствие контроля импульсивности, вспышки жестокости и угрожающего поведения – преобладающие характеристики. Пограничный тип – имеются некоторые характеристики эмоциональной неустойчивости, а, кроме того, образ Я, намерения и внутренние предпочтения (включая сексуальные) часто непонятны или нарушены (характерно хроническое чувство опустошенности). Склонность быть включенным в напряженные (неустойчивые) отношения может привести к возобновляющимся эмоциональным кризисам и сопровождаться серией суицидальных угроз или актов самоповреждения (хотя все это может также иметь место без явных провоцирующих фактов)

Дегенерологический диагноз.

Дегенерологический контур 1 степени. Эпилептоидная реакция.

Дегенерологический контур 2 степени. Эпилептоидная психопатия.

Дегенерологический контур 3 степени. Революционная деятельность. Эпилепсия.

Психодинамика.

В плане характерологии обозначенные черты соответствуют психическому складу, который Э.Фромм определил понятием накопительской ориентации. Типичный образчик поведения здесь отличается педантичной упорядоченностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством, психологически сопрягающимися с таким проявлением как скупость, почему данная ориентация и названа накопительской. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. И даже любовь рассматривается в качестве присвоения любимого. А чувство безопасности основывается на бережливости и сохранении имущества.

Среди перечисленный признаков гнева мы упомянули и набожность, что на первый взгляд может показаться несколько парадоксальным, особенно для людей, мыслящих себя в контексте религиозного мировоззрения. Дабы указать на то, что психоаналитический подход вовсе не расходится с богословским и ни в коей мере не отрицает последний, сошлюсь на великого «классика» духовного подвижничества, Григория Богослова: «Под словом набожность разумею и почитание демонов». (24).

Св. Иоанн в своей книге «Темная ночь души» подобную страсть описывает так: «Есть и такие набожные люди, которые впадают в ярость другого сорта. Это случается, когда их раздражают грехи других людей, и они наблюдают за ними с чувством тревожного рвения. По временам у них появляется желание сердечно выбранить их, а иногда они заходят так далеко, что потакают своему желанию и провозглашают себя наставниками добродетели. Все это противоречит религиозному смирению». Далее он добавляет: Есть и такие, кто досадует на самого себя, когда замечает собственное несовершенство и проявляет нетерпимость, что противоречит смирению, они настолько нетерпеливы, что хотели бы стать святыми за один день. Эти люди намереваются многое совершить, принимают грандиозные решения и все же, так как нет в них смирения и недоверия к себе, чем больше решений они принимают, тем глубже падение и больше их досада, потому что нет в них терпения ждать того, что Господь дает им, когда захочет». («Темная ночь души». Нью-Йорк. 1959).

Приведенные описания показывают, как легко можно запутаться в сплетениях психопатического круга без учета логики самопознания и подпасть под влияние деструктивной страсти, а внешняя ретивая религиозность никакого отношения к мистическому самопостижению веры не имеет и зачастую преподносится с позиций доказательства своей высокой добродетельности, что свидетельствует о чрезвычайной амбициозности подобных субъектов, которым иногда полезно вспоминать выражение Лао цзы о том, что «добродетель не ищет способа стать добродетелью, именно поэтому это и есть добродетель».

 




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | <== 31 ==> | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав