Читайте также:
|
|
Особенность представлений о политической мысли поры феодализма состояла в богословском их объяснении. Но вместе с тем даже выдающиеся теологи той эпохи часто ссылались на Аристотеля, делая свои обобщения относительно развития современной им политической жизни.
В эпоху средневековья человеческая сущность из политической была сведена к религиозной. Христианство превратило гибкие идеалы античных философов на догматы. Религиозные догмы одновременно стали и политическими аксиомами, их суть довольно четко определил Августин, который писал, что "весь род человеческий, жизнь которого от Адама до конца века есть, так сказать, жизнью одного человека, определяется божьими законами,... а руководят те, которые заботятся, как мужчина — женщиной, родители — детьми, господин — рабами. Подчиняются те, о ком заботятся, как женщины — мужчинам, дети — родителям, рабы — господам".
Основателями христианской политической теории были — Аврелий Августин (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226–1274 гг.).
Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, построил свою концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) на возможностях и способностях человека, реалистическом гуманизме: человек не пренебрегает другим человеком из-за его недостатков, он ненавидит недостатки, зато любит человека.
В христианском политическом учении Ф.Аквинского государство рассматривалось как определенная часть универсального порядка, творцом и правителем которого есть Бог.
Цель государства — сохранение порядка и гражданского покоя. Власть имеет божий характер.
Идеальной формой правления он считал смешанную: монарх олицетворяет единство, аристократия — надлежащие ей заслуги, а народ, который привлекается к управлению, есть гарантом социального согласия. Действия монарха ограничиваются законами. С волей народа следует считаться.
С течением времени религиозная концепция политики теряет господствующее положение. Христианству не удалось удержать ее как светский придаток к религии. В общественной жизни произошли серьезные изменения. На политическую арену вышли новые силы.
Период Реформации (XVI-XVII вв.) в большей части Западной Европы характеризовался зарождением новых экономических отношений, активными политическими движениями низов и бушующими всплесками в духовной жизни. В особенности это отразилось в деятельности римско-католической церкви и отношении к ней светской власти в большинстве европейских стран, которые стремилось к независимости от Рима и установления своей государственной религии. Все они были направлены против римско-католической церкви и вошли в историю с такими реформаторами, как Мартин Лютер и Томас Мюнцер.
Мартин Лютер (1483–1546 гг.) выступал против претензий католического духовенства на контроль веры и совести на правах посредника между людьми и богом. Было выдвинуто требование ликвидации обособленного состояния священников, всей их дорогой иерархии. Упал авторитет папских декретов и постановлений, решений соборов. Единым авторитетом оставалось Святое писание.
Томас Мюнцер (1490–1525 гг.) также выступал против официальной церкви. Его проповеди и организаторские способности, которые раскрылись в крестьянской войне, были связаны с борьбой против господствующей церковной и властной элиты. Он утверждал, что только трудовой народ, "ремесленники и плугари", способные понимать цель бога, ведь их интересы целиком совпадают. По мнению Мюнцера, будущий порядок возможный лишь как результат борьбы народных масс против поработителей. Ликвидацию феодалов и передачу всех материальных благ к рукам трудящихся путем уравнительного распределения он считал началом "имущественного сообщества".
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |