Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образы человека в социологических концепциях и их общая хар-ка.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  3. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  4. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  5. I. "СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ".
  6. I. Общая дерматовенерология
  7. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  8. II Классификация хромосом человека
  9. II. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.
  10. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.

Предмет социологии и эволюция его понимания в историческом контексте.

Cоциология-наука об обществе(создатель Огюст Конт) объект изучения – общество (совр.общ.и инф-ия о нем, полученная др.науками) Предметом социологии явл.закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны явл.з-ны общественного развития.Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда соц.физикой. З-ны развития общества, подобно естественным, природным зак-м, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей хар-р. Макс Вебер считал предметом социологии, социальное действие, т. е. такое действие, кот.соотносится с действиями др.людей, ориентируется на них. Эмиль Дюркгейм объявил предметом науки об обществе соц.факты, под кот.он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, напр., зданий, сооружений и т. д. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного чел-ка характер.

Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число др.социологов, считают поведение чел-ка в обществе обусловленным связями, кот.он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д. Итак, предметом социологии явл. соц. связи, общественные отношения.

Образы человека в социологических концепциях и их общая хар-ка.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных соц.факторов.

К этим теориям относятся:

- теория зеркального "Я";

- ролевая теория;

- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;

- теории референтной группы, установки.

В социологии существует множество концепций личности, кот.можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям:

-Бихевиористское напр авление.(Дж.Уотсон: «Предметом изучения является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный хар-р и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание чел-ка не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри чел-ка, изучить невозможно, т.е. чел-к выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия чел-ка и те стимулы, ситуации, кот.эти реакции обусловливают.)

Личность – совокупность реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Формула поведения человека "S - R" ("стимул - реакция"). Необихевиоризм - промежуточные переменные психологического плана, - "S - O - R" НЕОБИХЕВИОРИЗМ- общеметодологическая ориентация позитивистского плана возник когда стала очевидной несостоятельность классич. бихевиоризма - невозможность описания поведения чел-ка только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В остальном Н. разделял принципы классического бихевиоризма. Личность - пассивный результат социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстает как процесс наущения.

-Интеракционистское напр.(взаимодействие),основоположник – Мид.

Личность человека - совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Взаим-ие с др.людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством кот.личность трактует себя как объект рассмотрения др.человека. Соц.поведение личности в таком контексте предстает как рез-т взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок - как продукт коммуникации.

-Структурно-функциональный подход

Ролевая концепция личности – чел-к, находясь в соц.системе, вынужден выполнять ряд ф-ий, кот.могут быть описаны как его роли. Семья как соц.группа формирует роли мужа и жены, профессиональные группы - роли врача, инженера, рабочего. Чел-к приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, т.о., он становится личностью.

Роль - динамическая хар-ка статуса чел-ка в обществе.

Статус - место, занимаемое чел-ком в той или иной соц.структуре.

Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности чел-ой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции.

 

3. Проект общества в эпоху постмодерна. Системный взгляд на "общество риска".

Постиндустриальное общество. (После 2 мировой, 2 половина 20 века). Приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.Постиндустриальное общество

- Исчезновение классического естествознания;

- Отмена всех закономерностей;

- Общество риска;

- Вхождение в информационное, коммуникационное общество;

- Разволшебствление науки (наука стала подвергаться сомнению);

- Онаучивание (наука - производительная сила; система образования);

- Общество спектакля;

– игра знаков- Развитие интеллектуальных технологий;

- Развитие сервиса;

- Наука превращается в производительную силу.

Риски появились при переходе из индустриального в постиндустриальное общество, риск был связан с производством. Сейчас риски скрылись в онаучивании.

Постмодерн (в культуре) – исчезновение текстов, авторов, уничтожает сам себя, время коллажей, спичей, новостей, социальных сетей, случайных связей. Главное изменение состоит в том, что экономика утрачивает свой статус доминирующей подсистемы общества. Выделяются две другие подсистемы – телекоммуникационная и система образования (О.Тоффлер). Система образования становится "почти доминирующей" подсистемой общества. Классовая структура заменяется статусной иерархией, кот.формируется уже не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций. Вторая важнейшая черта нового общества - это его локализация, фрагментация, плюралистичность. Общество уже невозможно рассматривать как совокупность хорошо организованных институтов. По мнению теоретиков постмодернизма, постмодернистское видение мира как децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей, наиболее соответствует характеру соц. реальности эпохи постмодерна. В контексте постмодернизма сам индивид лишается целостности - это фрагментированный, разорванный чел-к, кот.перестал восприниматься как тождественный самому себе, своему сознанию. Т.о., постмодернизм предлагает социологии и собственную теоретическую альтернативу, особое видение соц.реальности, в кот.: 1) общество рассматривается не как целостное, системно упорядоченное и сплоченное (социологизм), а как фрагментарное, мозаичное, неупорядоченное образование; 2) представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлениями о его неопределенности и многовариантности; 3) иерархическая центр-периферическая модель мира сменяется представлениями о радикальной плюральности и равноценности всех способов жизни.

Общество риска(Бек) - концепция состояния совр.общества, согласно кот.оно постоянно хар-ся "искусственно созданной неуверенностью" (по причине ядерной войны, угрозы эколог.катастрофы,терроризм), вызванной ростом знания чел-ва и его воздействия на окр.мир. Дальнейшее наращивание производства благ неминуемо ведет к увеличению рисков. Причем новые риски, в отличие от традиционных, не привязаны, жестко к конкретному месту и времени. В то же время перед людьми открываются выборы социального контекста, – в какие социальные отношения вступать и поддерживать, а в какие нет. Рефлексивность распространяется на жизненные ориентации и ценности. Появляются новые тенденции в мышлении и поведении людей: если ранее они были, прежде всего, обеспокоены благосостоянием, то теперь - рисками. Их сознание все больше волнуют проблемы, связанные с предотвращением и минимизацией рисков. Не только специальные структуры, но сами люди начинают собирать информацию о рисках и их последствиях. Они перестают доверять официальным структурам и даже ученым.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав