Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные модели процесса социализации человека.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. I. Основные богословские положения
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  8. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  9. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  10. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

1. Джордж Мид – (символический интеракционизм) – социализация, 2 уровня:

- я - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя; - я - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2. Фрейд – модель социализации, когда человек приобщается через Сверх-Я к миру и ограничивает себя, свои базовые инстинкты. По Фрейду, структура личности состоит из трех инстанций: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" содержит потенциал внутренних подсознательных и запретных желаний, реализующих биологические мотивации и биологическую сущность человека. "Сверх-Я" является как бы цензурным компонентом личности и содержит в себе усвоенные в ходе воспитания (сознательно или бессознательно) социальные нормативы и идеальные ценности. В функции "Я» - сознания входит выработка механизмов примирения конфликтующих между собой сторон: "Оно" и "Сверх-Я". Очень часто возникают ситуации, когда "Я" не способно разрешить противоречия между "Оно" и "Сверх-Я". В таких случаях человек с помощью "Я", которое старается избежать неврозов и психических нарушений, вырабатывает у себя различные механизмы защиты. Суть этих механизмов состоит в формировании процедур вытеснения запретных желаний из сферы сознания, в процедурах отрицания их существования.

3. Жан Пиаже – стадии развития интеллекта(идея социализма=идея развития интеллекта)

- от рождения до двух лет - сенсомоторная стадия. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; - стадия операционального мышления - от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Дети учатся различать символы и их значения; - от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций; - от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Мы мыслим логично, не от частного к общему, не от общего к частному, а трансдуктивно, от частного к частному. Пиаже: «Логика – мораль мысли, так же как мораль – логика действия. Мыслить нелогично – мыслить аморально».

9. Структура личности и социально-психологические механизмы её формирования согласно психоаналитическому подходу. (З. Фрейд).

Я (Эго) - согласно психоаналитической теории, та часть чел-ой личности, кот. осознается как Я и находится в контакте с окр.миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физ.и соц.окружения. Я (Эго) явл.наряду с Оно (Ид) и Супер-Эго (Сверх-Я) одной из трех псих.субстанций, предложенных Фрейдом для описания динамики чел-ой психики. Я, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и буд.(представленными предвидением и воображением).

"Оно" содержит потенциал внутренних подсознательных и запретных желаний, реализующих биологические мотивации и биологическую сущность человека. По теории самого Фрейда, "Сверх-Я" является как бы цензорным компонентом личности и содержит в себе усвоенные в ходе воспитания (сознательно или бессознательно) социальные нормативы и идеальные ценности. Противоречия между подсознательными влечениями "Оно" и запретами "Сверх-Я" разрешаются компонентом "Я", реализованном в сознании человека. В функции "Я"-сознания входит выработка механизмов примирения конфликтующих между собой сторон: "Оно" и "Сверх-Я". Очень часто возникают ситуации, когда "Я" не способно разрешить противоречия между "Оно" и "Сверх-Я". В таких случаях человек с помощью "Я", которое старается избежать неврозов и психических нарушений, вырабатывает у себя различные механизмы защиты: Механизм отрицания, заключающийся в том, что человек "закрывает глаза" на неприятную реальность и либо вообще отказывается признавать ее существование. Механизм подавления, заключающийся в бессознательном вытеснении из сферы сознания различных неприятных для человека переживаний, мыслей и желаний. Механизм рационализации, заключающийся в нахождении различных оправданий для поступков, противоречащих нравственным и моральным нормам. Механизм обратной реакции, заключающийся в формировании поведения, активно маскирующего запретные мотивы. Механизм внешней проекции, когда человек, что называется "сваливает с больной головы на здоровую" и обвиняет другого во всех своих недостатках. Механизм интеллектуализации, заключающийся в неосознанном, тонком смещении акцентов деятельности. Общая логика здесь такова: если перед человеком стоит какая-то сложная интеллектуальная задача, решение которой связано с большим эмоциональным напряжением, человек как бы отстраняется от ее решения, переходя к отвлеченным, интеллектуализированным размышлениям. Механизмы замещения, выражающиеся в частичном, косвенном удовлетворении мотивации, неприемлемой с точки зрения норм и моральных ценностей.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав