Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет №65: Возрождение во Франции. Развитие мемуарной литературы. Творчество Мишеля Монтеня.

Читайте также:
  1. B) Необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики.
  2. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  3. III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
  4. Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рыночной экономики
  5. б. Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.
  6. Билет 12 Развитие речи детей. Методические приемы ее формирования. Значение речи для всестороннего развития ребенка.
  7. БИЛЕТ 15 Курс на инновационное развитие российской экономики : важнейшие цели и пути их достижения.
  8. Билет 44. Предвозрождение как историко-культурный феномен: исторический контекст эпохи, категории культуры Проторенессанса.
  9. Билет 46. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте Алигьери. Трактаты «Пир», «О народном красноречии», «Монархия».
  10. Билет 48. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия»: эволюция названия, композиция, проблема жанра и специфика метрики.

В XV — XVI вв. во Франции начинается расцвет искусства и литературы, получивший название Ренессанса, или Возрождения.

Специфика процесса Возрождения во Франции была определена принципами итальянского Ренессанса.

Для Франции в эпоху Ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование «нового мира», заимствование из Италии и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства.

В целом можно говорить, что к началу XIV века определяются предпосылки французского ренессанса. Одной из них стало формирование новой социальной группы – буржуазии, представители которой вступали в конфликт с ослабевающим дворянством.

Начало французского Возрождения относится к середине XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году.

Правление Франциска I (1515-1547) и его сына Генриха II (1547-1559), как правило, считается вершиной французского Возрождения.

Обозначенное время царствования Франциска – это период расцвета ренессансной литературы, затем наступает период реакции. Будучи поклонником всего итальянского Франциск способствует активному «импорту» культуры этой страны. Через интерес к итальянской словесности начинается интенсивное изучение античного наследия, в частности древнегреческой историографии (Геродот, Ксенофонт) и древнеримской ораторской прозы (Цицерон). Особое любопытство вызывает древнегреческая биографическая литература (Плутарх). Стремление Франциска I контролировать литературный процесс выражалось в наличии значительного количества советников из числа передовых учёных. Так, например, видное место при дворе занимал ГильонБюде, филолог, философ, учёный-энциклопедист.

После скоропостижной смерти Генриха II в рыцарском турнире, страной правила его вдова Екатерина Медичи и её сыновья Франциск II, Карл IX и Генрих III, и, хотя ренессанс продолжал развиваться, Франция страдала от религиозных войн между гугенотами (протестантами-кальвистами) и католиками.

В германии в это же время набирает силу движение протестантов, возглавляемое Мартином Лютером. Во Франции сходные идеи обновления и возврата к «евангельской простоте» религии высказывает Жан Кальвин (1509-1564). Его основополагающим трудом стало «Наставление в христианской вере» (1536 год). Основой концепции Кальвина являются две идеи: тезис о предопределённости человеческой судьбы и положение о невмешательстве Бога после акта творения мира. Иными словами, человек отрабатывает некий долг, и институт церкви выступает лишь ненужным посредником в этом процессе. Учение Кальвина вызвало раскол во Франции: страна разделилась на 2 лагеря: католиков и протестантов. Протестанты во Франции подвергались всяческим притеснением, самая массовая кровавая акция произошла в ночь на 24 августа 1572 года в канун празднования дня Святого Варфоломея, – Варфоломеевская ночь (погибло от 20 до 30 тыс. чел).

Разруха, вызванная гражданскими войнами, нисколько не затормозила развития научно-философской мысли во Франции. Напротив, пережитые испытания и зрелище волнующих событий еще более заострили внимание на сложных и многообразных формах действительности. Вместе с оптимизмом первой стадии Возрождения отпал прежний упрощенный подход к разрешению основных проблем личной и общественной жизни, и критическая мысль становится более широкой и зрелой.

Этот углубленный интерес к жизни и ее актуальным проблемам, в частности к человеческой личности, ее конфликтам и формам ее проявления, выразился, прежде всего, в расцвете мемуаров и историографии.

Мишель де Монтень (1533-1592) принадлежал к крупной чиновничьей буржуазии города Бордо. Получив превосходное гуманитарное образование, Монтень некоторое время был советником парламента Бордо, затем мэром этого города. В 1580 г. Монтень издает две первые книги своих знаменитых "Опытов" предпринимает большое путешествие, стремясь расширить свои знания и наблюдения: он побывал в Германии, Швейцарии, Италии, причем несколько месяцев прожил в Риме.

Плодами этого путешествия стали путевой дневник, переработанная версия двух первых томов "Опытов" и заключительный, третий их том, опубликованный уже в 1588 году. «Опыты» — выдающийся памятник в истории человеческой мысли и вместе с тем выдающийся образец богатой и выразительной прозы французского Возрождения. Они представляют собой собрание наблюдений, анекдотов, мыслей, комментированных выписок из древних и новых авторов, записанных Монтенем без всякого порядка, по мере того как они приходили ему в голову (названия отдельных глав, как правило, не соответствуют их содержанию, философские размышления перемежаются с автобиографическими деталями, исторические примеры соседствуют с цитатами древних и современных авторов). Однако внешняя беспорядочность по существу оказывается обоснованной и оправданной.

Эта книга обладает глубоким внутренним единством — единством темы и единством мировоззрения. Предмет изучения Монтеня — это человек, природу которого он понимает иначе, чем его предшественники, гуманисты начала или середины XVI в. (Рабле, Ронсар и другие).

Крушение утопических идеалов раннего гуманизма заставило усомниться в безупречности этого воззрения и подойти критически к самому понятию человека. Именно это и делает Монтень. Он утверждает, что человек — существо вечно меняющееся, приспособляющееся ко всем климатам, режимам, условиям существования. Ни один человек не бывает в разные мгновения тождественным самому себе. В зависимости от обстоятельств человек может быть смелым или робким, гордым или скромным, благоразумным или безрассудным. Нет предела изменению человека, и история есть не что иное, как повествование о тех изменениях, которые претерпевал человеческий род. Высшая наука для Монтеня — это наука о человеке, изучающая не христианских писателей новых времен, а античных мыслителей и ученых.

Из этой изменчивости человеческой природы вытекает двоякое следствие: возможность для человека бесконечно высоко вознестись и бесконечно низко пасть, способность человеческого ума к неограниченному развитию и в то же время постоянная возможность для него заблуждаться. Отсюда — совмещение в философии Монтеня элементов оптимизма и пессимизма.

В основе всей системы Монтеня лежит жажда полноты жизни, стремление к счастью. Задача мудреца заключается в том, чтобы преодолеть страдание. Его орудия в этой борьбе — разум и воля. Мудрец должен противопоставить свою «добродетель» (в ренессансном смысле ― доблесть, нравственную силу) тому, что Монтень называет «жалким человеческим состоянием». Мудрец должен стать владыкой своей судьбы. Монтень говорит: «Разумный человек не потерял ничего, если сохранил самого себя... Самая великая вещь в мире — уметь принадлежать себе».

Однако в этой борьбе за свою личность или за свое счастье (что для Монтеня — примерно одно и то же) человек испытывает огромное препятствие в виде шаткости своего разума, столь же изменчивого, как он сам. Отсюда — скептицизм Монтеня, находящий выражение в его знаменитой формуле: «Что знаю я?» Эта формула, однако, вовсе не означает полнейшего агностицизма и отказа от возможности всякого разумного преобразования действительности. Она, прежде всего, является предостережением и протестом против всякого догматизма и фанатизма, притязающих на обладание абсолютной истиной.

В основном скептицизм Монтеня направлен против средневекового обскурантизма, схоластики и католической мистики. На самом же деле, чуждый мысли о невозможности какого бы то ни было знания, он утверждал только личную и историческую ограниченность тех или иных определенных знаний и допускал возможность безграничного развития человеческих знаний. Об этом собственно и говорит его «что знаю я?».

Такова вкратце философская публицистика Мишеля Монтеня, предшественника и - часто - вдохновителя Бэкона, Шекспира, Лафонтена, Расина, Паскаля и многих других.

Билет №66: Возрождение в Испании. Творчество Сервантеса и формирование жанра ренессансного романа. Романы о Дон Кихоте: специфика жанра и композиции, образ "нового рыцаря", оригинальная концепция организации социума.

Испанский Ренессанс, как и английский, был кризисным явлением, его лейтмотивом выступает идея неисполненности великой гуманистической черты. На развитие испанской литературы оказывала определяющее воздействие политическая обстановка в стране. Испания в XVI в. в период правления императора Карла V называлась страной, «в которой никогда не заходило солнце», она представляла собой огромную империю с большим количеством колоний. Поток богатств захлестнул государство, собственное производство не развивалось, в стране насчитывалось порядка полумиллиона монахов, свирепствовала Инквизиция.

Начало Возрождения в Испании связано с правлением сына Карла V, императора Филиппа II. На его долю выпали большие государственные потрясения, в частности, потерпел сокрушительную неудачу долго планировавшийся поход против Англии: в 1588 году была разгромлена знаменитая «Непобедимая армада» – испанская флотилия, считавшаяся до того момента лучшей в мире. Это событие стало началом конца великой империи, которая на долгие столетия оказалась вытесненной с политической арены.

Вместе с тем, XVI век стал периодом расцвета испанской литературы, возникшей как результат сложного синтеза европейской и восточной культур. Определяющими жанрами испанского ренессанса стал роман и драма. Если расцвет романа связывали с именем Сервантеса, то лучшие образцы драмы обнаруживаются в творчество Лопе де Вега.

Плутовской роман: специфика жанра

В испанской литературе XVI века оформляется специфический жанр, ставший предпосылкой развития этого жанра в творчестве Сервантеса. Этот тип романа исследователи называют плутовским или пикареской. Второй термин восходит к испанскому слову «пикаро́», что означает «плут», «разбойник». Отличительными особенностями такого романа помимо образа главного героя – ловкого пройдохи и обманщика, можно считать особый хронотоп (хронотоп большой дороги), мозаичность повествования и общий оптимизм. Первым романом такого типа является опубликованный в 1508 году роман «Амадис Гальский», его втор Гарсиа Родригес Монтальво. Роман вызвал множество подражаний во многом благодаря тому, что в нём ловко пародировался жанр рыцарского или куртуазного романа.

В 1554 году выходит анонимный роман «Жизнь Ласариньо с Тормеса», признаваемый исследователями классическим образцом плутовского романа. В тексте сложным образом взаимодействуют традиции рыцарского романа, автобиографической прозы, городской литературы. В XVII веке плутовской роман приобретёт в Испании особую популярность.

Творчество Сервантеса

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616). Определяющим жанром творчества Сервантеса стал роман, не плутовской, а рыцарский, переосмысленный иначе, нежели это делали авторы романа большой дороги. Судьба Сервантеса сама могла стать сюжетом для романа. Он родился в обедневшей дворянской семье и был идальго – дворянином без имения. Сервантес искал себя на дипломатическом поприще, затем поступил на военную службу. В 1571 году во время битвы с турками был трижды ранен в руку, которая впоследствии до конца жизни не действовала. В 1575 году он оставляет службу, и по пути домой попадает в плен к алжирским пиратам. Семья смогла выкупить его лишь через пять лет. Начинаются годы нужды. В 1587 году Сервантес получает должность комиссара по закупкам (обеспечивает войско провиантом), которая не только не обогатила его, но и трижды приводила в тюрьму. Во время своего третьего заключения в 1602 году он начал писать роман о Дон Кихоте. Изначально роман был задуман как пародийный, но его воплощение многократно переросло первоначальный план.

Плутовской роман изображал реальную Испанию того времени, по дорогам которой шли тысячи пройдох, готовых ради наживы на любую подлость; рыцарский роман изображал желаемую реальность, то что составляло мечту. Между этих двух огней и оказался Дон Кихот: начитавшись рыцарских романов, бедный идальго решает воспроизвести подвиги рыцарей, путешествуя по современной Испании. Этот жизненный сдвиг с неизбежностью влечёт пародийные последствия: подвиги в рыцарском романе принадлежат условно-вымышленному хронотопу. Они неприложимы к современности, на фоне которой приобретают оттенок безумия, становятся столь же комичными, как и имя главного героя: Дон Кихот Ламанчский не имеет права именоваться Доном, так как не принадлежит к титулованной знати. Он сам себе даёт это право, образовав вымышленное имя от подлинного – то ли Кихада, то ли Кисада, что в переводе означает «пирог с сыром». Ламанча, с которой ассоциирует себя вымышленный Дон, была в то время самым нищим регионом Испании. Под стать наш герой выбирает себе и спутников: хлебопашца, у которого мозги сильно набекрень, зовут Санчо Панса. «Панса» по-испански означает «брюхо», а «санкас» – тонкая нога. Возлюбленная Дон Кихота, переименованная в соответствии с традициями куртуазного романа стала Дульсинеей Тобосской, что переводится как «пухлая», «сладкая». Завершает картину тощая кляча Росинанта и смирный осёл по прозвищу «Серый». Так формируется пародийный контекст романа. На событийном уровне он формализуется в многочисленных «подвигах», не имеющих с рациональной точки зрения никакого смысла. Оба выезда Дона Кихота из своего селения сопровождаются многочисленными побоями и унижениями, которые однако не смогли сломить героя. За свою бессмысленную храбрость он получает от Санчо прозвище «рыцарь печального образа». Любопытно, что главной доблестью этого рыцаря сам Дон Кихот считает именно безумие: «весь фокус в том, чтобы показать моей даме, что я помешался без всякого повода… так что же будет, если меня до этого доведут. Дон Кихот стремится окружить себя разнообразными рыцарскими атрибутами: так, например, широко известен его шлем, представляющий собой начищенный до блеска медный таз. Всё это позволяет назвать Дон Кихота человеком-парадоксом, который живёт в мире, но не с миром. На протяжении всего романа продолжая удивлять читателя то умом, то безумием.

Отличительной особенностью повествовательной структуры роман являются так называемые сопроводительные новеллы: на пути Дон Кихота и Санчо Пансы встречаются множество людей, которые рассказывают о себе или других. Да и сам герой частенько отвлекается на различные размышления, в частности таково знаменитое рассуждение о золотом веке, адресованное самой неподходящей для этого аудитории – козопасам.

Эта новеллистичность повествования была вызвана тем, что параллельно с романом Сервантес работал над сборником «Назидательные новеллы», который опубликовал в 1613 году, предварив им второй том романа. В сборнике чередуются любовно-героические и бытовые новеллы, а назидательным он называется, так как все тексты подчинены анализу нравственных проблем современности.

Вторая часть романа о Дон Кихоте появилась отчасти случайно. Дело в том, что опубликованный в 1605 году роман вызвал множество подражаний, некоторые из которых были до оскорбительного примитивны. Так в 1615 году получает широкую популярность рукопись некоего Авильянды, в которой Дон Кихот представлен абсолютно сумасшедшим, а Санчо Панса – пьяницей и сумасшедшим. Сервантес принимает вызов, публикует вторую часть романа, куда включает фрагменты из текста Авильянды, давая возможность сравнить, кто гений, а кто способен лишь на литературную подделку. Втора часть романа строится на противоборстве замыслов, а сюжет развивается скорее всего по инерции.

Во второй часть романа две мечты: это страстное желание Дон Кихота совершать подвиги и невозможность удержать его дома, и утопическая мечта Санчо Панса стать губернатором острова. Оба героя убеждаются, что мечты их иллюзорны, и в конце романа возвращаются домой – это возвращение к себе настоящим, повторное обретение человечности. В финале романа перед нами умирающий Аломсо Кихана, признавший неспособность перековать в золото железо нынешнего века и крестьянин Санчо, вновь убедившийся в том, что лучше всего он умеет пахать землю.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» стоит у истоков прозы Нового Времени. Его основная тема – это крушение гуманистического мифа, осознание несовпадения мечты и реальности. Именно на этом несовпадении и сформируется новый роман.

Билет №67: Возрождение в Испании. Ренессансная драматургия Лопе де Вега: историческая драма "ФуэнтеОвехуна"; "Собака на сене" как "комедия плаща и шпаги".

 

Средневековая западно-европейская драма имела литургическую природу. Религиозный театр в Испании занимал значительное место в силу колоссальной значимости церкви.

На драматургию возрождения колоссальной воздействие оказали традиции итальянского народного театра, а также тоже через Италию традиции античности. Крупнейшим представителем ренессансной драмы стал Лопе де Вега (1562-1635). Он был чрезвычайно плодовитым писателем, написал около двух тысяч пьес, в т.ч. около 400 на религиозные темы. Поражает и широта источников его произведений (анекдоты, библейские легенды, итальянская новеллистика, исторические сочинения). Свой обширный опыт Лопе де Вега обобщил в теоретическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609 год). По сути это первая после Аристотеля поэтика драматургии. Именно за Аристотелем и следует Лопе де Вега, признавая, что сформулированные им законы драматургии универсальны. Однако он считает, что театр должен больше «угождать» зрителю: темпераментная испанская литература попросту не вынесла бы длительного развития интриги, поэтому Лопе де Вега сокращает количество действий с 5 до трёх и вводит обязательное деление на акты для сохранения динамики. Наконец, автор подчёркивает, что театр помимо развлечения должен сохранять дидактическую функцию. Всё обширное творчество Лопе де Вега можно условно разделить на 3 группы пьес:

• Героические пьесы – изображают различные эпизоды истории Испании.

• Комедии «плаща и шпаги» – изображала дворян и называлась по типичной принадлежности их костюма. Это произведение нравоописательно-бытового характера.

• Демократические пьесы – изображали народ и проявление гражданственности.

Наибольшее значение в творчестве драматургов имели комедии плаща и шпаги и демократические пьесы. Так широко известна комедия «Собака на сене». Особое место в творчестве Лопе де Веги занимают комедии. Одна из лучших среди них – «придворная комедия» «Собака на сене» (ок. 1604). В комедиях такого типа, как правило, показывалась жизнь аристократии, близкой ко двору. Многие из них написаны на сюжет о сложных взаимоотношениях, возникающих между господами и подчиненными. В ряде комедий разрабатывается сюжет о любовных переживаниях героев, принадлежащих разным сословиям. Иногда в центре сюжета стоит борьба за власть. Нередко в таких комедиях любовное чувство возникает из ревности. Это вносит определенный диссонанс в отношения между влюбленными и делает комической ситуацию. Разрешение ее нередко заключено в словах народной песни, которую исполняют или слуги, или приближенные к знатной особе. Заканчиваются комедии, как правило, свадьбой.

Так, в комедии «Собака на сене» любовь прекрасной аристократки Дианы к секретарю Теодоро возникает из ревности. Причем название комедии оправдано поведением Дианы: она не позволяет Теодоро любить себя, но и запрещает любить служанку Марселу. Теодоро, честный, благородный юноша, оказывается заложником игры сословных предрассудков. Счастливый конец достигается лишь благодаря проворному слуге Тристану, одному из типов пикарескных слуг в комедиях Лопе. Но при этом мы видим, как Диана готова бросить Тристана в колодец за то, что он знает о плебейском происхождении Теодоро. Аристократка в Диане побеждает само чувство. Пока она не знает средства, как сделать так, чтоб Теодоро стал равным ей, Диана требует понимания, настаивает на сохранении сословной дистанции. Но как только Тристан «находит» Теодоро знатного отца, Диана изменяет свое решение.

Ради достижения руки первой красавицы ее поклонники не гнушаются услугами наемных убийц. И только изворотливость Тристана, не менее благородного в своем отношении к господину, устраивает все наилучшим образом.

Вообще, слуга часто принимает участие в интриге комедии Лопе де Вега. Обычно это бедный малый, который способен трезво оценить ситуацию и посмеяться над страстными переживаниями влюбленных. Это та пружина в действии, от которой начинает раскручиваться вся интрига. Не случайно именно из-за образа слуги комедии Лопе нередко сравнивают с плутовскими романами. Но главное, что помогает раскрыть слуга, – это то, что и крестьянки и дворянки одинаково переживают любовное чувство. Любовь уравнивает все сословия. Такое гуманистическое прославление любви стало настоящим открытием драматургии Лопе де Веги.

Более серьёзным содержанием отличается поэма «Фуэнте Овехуна». Действие происходит в XV веке. В этой пьесе в центре внимания понятие чести, которая становится общечеловеческой категорией и лишается сословных признаков. Самой знаменитой из пьес и вершиной творчества Лопе де Веги является драма «Фуэнте Овехуна» («Овечий ключ»). Ее можно отнести к числу исторических пьес, т.к. действие происходит в конце 15 в., в царствование Фердинанда и Изабеллы. Главная тема пьесы – восстание крестьян. Центральный герой – народ. В основе произведения лежит реальное восстание испанских крестьян 1475 – 1476 гг. Командор рыцарского ордена Фернан Гомес располагается со своими солдатами в селении Овечий источник и притесняет крестьян, пытается обесчестить дочь старосты деревни Лауренсию, но Фрондосо, жених девушки, ее защищает. Во время свадьбы Гомес разгоняет людей, избивает отца девушки и похищает ее, пытается повесить Фрондосо. Возмущенные крестьяне вооружаются и убивают командора. Следствие ведет сам король, который прощает крестьян и берет их под свое покровительство.

В начале пьесы крестьяне пассивны, постепенно их самосознание преобразуется, они сплачиваются. Особенно это заметно в сцене следствия, когда крестьян пытают, требуя признания, кто именно убил Гомеса, а крестьяне все как один отвечают: «Фуэнте Овехуна!». И Фрондосо, и отец Лауренсии, и бедняк крестьянин Менго, являющийся вначале козлом отпущения и вместе с тем поддерживающий дух земляков своими шутками, характерным и по-своему значимы. Но над всеми возвышается образ Лауренсии, которая из обыкновенной деревенской девушки вырастает в народную героиню. Ее личная судьба неразрывно связана с общим делом.

Характер ее развивается на протяжении пьесы. Вначале Лауренсия отвергает ухаживания Фрондосо, но после того, как он спас ее от первого покушения командора, она убеждается в его преданности и смелости, ее охватывает горячая любовь к нему. Оскорбление, нанесенное ей затем командором, пробуждает таившиеся в ней душевные силы: своей пылкой речью она воспламеняет народ и становится во главе восстания, она вооружает женщин и лично принимает участие в битве.

В пьесе Лопе де Веги национальное единство, народность и подлинное благородство внутренне неразрывно связаны между собой.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 105 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | <== 25 ==> | 26 | 27 | 28 | 29 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав