Читайте также:
|
|
Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе. Земледельцы и скотоводы V — III тысячелетий до н. э. Древние племена Средней Азии (с VI-V тыс.) вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, пользовались кремневыми и костяными орудиями, изготовляли глиняную посуду. В V—IV тыс. осваивают выплавку меди, проводятся небольшие каналы, что положило начало поливному, или ирригационному, земледелию. Наряду с небольшими поселками появляются и сравнительно крупные центры от 1000 до 2000 жителей. Накопление прибавочного продукта вело к имущественной дифференциации. Это хорошо видно по погребальному инвентарю. Медленный, но неуклонный прогресс вел к образованию на юге Средней Азии первых городов и формированию раннегородской цивилизации. В III тыс. в двух центрах — Алтын-депе и Намазга-депе — проживало от 5000 до 10000 человек. В III тысячелетии до н. э. на юге Средней Азии получает распространение бронза, гончарный круг. Происходит отделение ремесла от земледелия.
Общество Алтын-депе. На рубеже 3-2 тыс. на юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества, получивший по наиболее хорошо изученному памятнику наименование культуры Алтын-депе. В общества Алтын-депе существовало социальное неравенство. Выделяются три группы населения:, 1) рядовые общинники, ремесленники и земледельцы, 2)общинная знать, 3)вожди и жрецы. Возможно, в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.
Появление городов и формирование раннеклассового общества способствовали общественному прогрессу, развитию ремесел и искусства Алтын-депе.Сохранился большой культовый комплекс.
Жители Алтын-депе, располагавшегося на окраине тогдашнего культурного мира, поддерживали тесные связи со своими высокоразвитыми соседями. В архитектуре и скульптуре прослеживаются следы шумерских влияний. В середине II тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок, причины которого полностью еще не выяснены. Возможно, этому способствовало засоление полей. Жизненные центры перемещаются на восток. Освоение долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в I тысячелетии до н. э. стали именовать соответственно Маргианой и Бактрией.
Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до н. э. Расселение индоиранских племен.
Историческая ситуация на рубеже II—I тыс. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тыс. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно распространяются степные скотоводческие племена. Возможно, что с расселением степных племен связано распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. Повсюду — в Средней Азии, Иране и Индии—расселявшиеся племена индоиранской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним.
В этих своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. В X—VII вв. появляются железные изделия. В Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы.
Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника— «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества—жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники.
Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области— «страны». Во главе «страны»-оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем складывается административный аппарат управления. Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Все это указывает на формирование классовых отношений и государства.
Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII — первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о существовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными городами во главе с «бактрийским царем».
В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделение знати и создание крупных политических объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен — прямых наследников пастухов-скотоводов бронзового века. Формирование раннекочевнических обществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменившим всю ситуацию на периферии древневосточных цивилизаций — в степном поясе Азиатского материка. Использование верхового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погребальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных правителей.
Постоянные набеги и военная угроза кочевых племен способствовали объединению разобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отражение и в возникающей здесь в это время, религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.
Средняя Азия в составе державы Ахеменидов. Завершение формирования классового общества в Средней Азии совпало с вхождением ее в состав державы Ахеменидов. Основатель новой мировой монархии Кир II ясно отдавал себе отчет в важности стоящих перед них задач на востоке и около 545 г. до н. э. направил свое внимание на Бактрию и на могущественное объединение кочевников. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов.
После присоединения главных оседлых оазисов Средней Азии персы столкнулись со второй военно-политической силой края — союзом кочевых племен. Во главе его стояла женщина — Томирис, а сами племена именовались массагетами. Персидская армия Кира переправилас в 530 г. заманила в ловушку и уничтожила часть войска противника Однако затем отряды Томирис после жестокой схватки наголову разгромили врага. Погиб и сам Кир. Сохранился даже рассказ о том, что предводительница кочевников велела отрубить мертвому Киру голову, погрузить ее в мех, наполненный кровью чтобы насытить ею кровожадного врага.
Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии, которыми управляли члены правящей династии. Среди этих областей следует прежде всего назвать Парфию, в состав которой входили часть южных районов Туркмении и некоторые области Северо-Восточного Ирана. В VI—IV вв. до н. э. на территории Парфии имелись хорошо укрепленные крупные города. В долине реки Мургаб находилась Маргиана. Центром Маргианы был город Гяуркала («крепость неверных»). Наиболее важной областью Средней Азии была безусловно Бактрия, выделенная Ахеменидами в отдельную сатрапию, которую обычно возглавляли либо наследник престола, либо лижайший родственник царя. Среди многочисленных городов Бактрии выделялась ее столица, имевшая мощную цитадель,—Бактры. К северу от Бактрии находился Согд со столицей Мараканда (около совр. Самарканда). Особое место занимали Хорезм в низовьях Амударьи и Фергана, представляющие собой как бы островки оседлой цивилизации, вьщвинутые в мир кочевых племен.
Над присоединенными областями Средней Азии Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и выставляли воинские контингенты. Слияние местной аристократии и ахеменидской администрации содействовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Все это особенно ярко проявилось в ходе социально-политического кризиса, потрясшего Ахеменидскую державу в последние годы правления Камбиза и в начале царствования Дария. Восстания и сепаратистские движения, охватившие вновь созданную державу, докатились и до Средней Азии. Так, восставшие маргианцы избрали своим предводителем соотечественника по имени Фрада, и сатрап Бактрии лишь с большим трудом подавил это движение. Решающее сражение состоялось 10 декабря 522 г. до н. э. Менее значительным, но также весьма активным было движение в Парфии, где с восставшими боролся сатрап страны, отец Дария I— Виштаспа.
Свои успехи на востоке Ахеменидской державы Дарий I попытался закрепить походом на кочевников. Его войска в 519 г. до н. э. вторглись на территорию кочевых племен. Дарий I захватил в плен сакского предводителя и поставил на его место другого правителя, видимо, согласившегося на признание верховной власти Ахеменидов.
После драматических событий первых лет вхождения в состав Ахеменидской державы с начала V в. до н. э. для восточных сатрапий наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, разнообразные ремесла, распространяется денежное обращение, причем, возможно, в Бактрии чеканится даже своя собственная монета. Постепенно, в связи с ослаблением Ахеменидского государства границы его владений на востоке сокращаются. В начале IV в. до н. э. становится независимым Хорезм, не признают даже формальной власти Ахеменидов и кочевые племена.
Таким образом, VI—IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей классовой дифференциации. Включение Средней Азии в состав державы Ахеменидов, где многочисленные волнения и восстания жестоко подавлялись, способствовало увеличению количества рабов за счет военнопленных.
Противоречивый характер последствий ахеменидского завоевания сказался и на общем историческом развитии Бактрии, Маргианы, Согды, Парфии и Хорезма. Чужеземный гнет препятствовал этим уже весьма развитым странам обрести политическую самостоятельность. Дополнительное выкачивание средств в пользу центрального правительства отрицательно сказывалось на местной экономике. Однако включение среднеазиатских областей в грандиозную мировую монархию способствовало развитию международной торговли, культурных связей и контактов, что положительно сказалось на развитии местной культуры.
59. Зависимое население древнего Египта. Проблема рабства.
Во второй половине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общинах уже ощущалось имущественное неравенство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало число едоков. Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, необходимость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых, вместо того чтобы уничтожать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таких пленников выразительным термином «убитый-живой». Итак, прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференциации до_уровня__рабов-пленников могли опуститься бывшие общинники. Следовательно, формирующийся класс рабов мог о пополняться из источников как внешних, так и внутренних.
В эпоху Древнего царства были созданы крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. На полях господ трудились многочисленные работники, объединение в своего рода рабочие отряды. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В территориальных, или соседских, общинах земли обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди». Они платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, который противостоял господствующему классу во главе с фараоном.
Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества эпохи Древнего царства. Их продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов (поголовное рабство, по словам К. Маркса), которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 189 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |