Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА.

Читайте также:
  1. Арго -- профессиональная субкультура.
  2. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.
  3. Культурное разнообразие и культурные универсалии, их источники. Культурная идентичность и этноцентризм. Культурный релятивизм. Субкультура и контркультура.
  4. Литературный язык -- элитарная культура.
  5. Массовая и элитарная культура.
  6. Молодежь и культура. Понятие субкультуры
  7. Общение со сверстниками в юношеском возрасте. Юношеская субкультура.
  8. Организационная культура.
  9. Организационная культура.
  10. Организационная культура.

Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже об­ладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздейс­твие этих высокоразвитых центров. Доволь­но сильным было и хурритское влияние.

Правда, в религии хеттов заметно выс­тупают черты этнического своеобразия. Встречается упоминание о тысяче богов и богинь Хеттской страны, хотя практическое значение имело почитание ограниченного числа небожителей. Так, верховным покро­вителем столичной Хаттусы был бог грозы. Наряду с ним почитался и хурритский бог Тесуб, также считавшийся богом грозы. Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. В Хаттусе почиталась также богиня солнца, считавшаяся супругой бога грозы; упоминается и божество солнца муж­ского рода. Были популярны различные боги плодородия, в первую очередь Телепин, напоминавший египетского Осириса и шу­мерского Думузи; с ним связывались пред­ставления о смене времен года. Местным киликийским богом плодородия был Сан-дан, изображавшийся с огромной кистью спелого винограда,— в какой-то мере про­образ греческого бога виноделия Диониса. Супругой бцга плодородия была богиня-мать Ма, которая нередко называлась ак­кадским именем Иштар. Известен также бог

ворот Ariyjijiyjm, возможно, ставший прооб­разом греческого Аполлона. Большую роль играл культ священных быка, льва и других животных и птиц. Постепенно происходила известная унификация религиозных предс­тавлений, создавался единый пантеон богов. С усилением царской власти храмы и жре­ческие коллегии все более попадали под ее контроль, царь стал отождествляться с солнечным богом.

Среди сохранившихся хеттских пись­менных произведений весьма интересны подробные и развернутые царские «автобиографии, скорее всего составлявшиеся не самими царями, а придворными писцами. В них есть яркие эмоциональные образы отмечены глубокие переживания и прово­дится своеобразная этическая концепция. Так, в детальной «автобиографии» Хаттуси-ли III делается попытка оправдать отстра­нение от власти племянника, ссылаясь на его коварство и неблагодарность (мораль­ный момент), а также на волю богини Иштар (религиозное обоснование). J8 хет­тских летописях делались попытки разде-"лить историю~страньГ]н|Г три периода. Об­разованная хеттская верхушка интересо­валась прошлым не только своей страны. В хеттских архивах сохранились литератур­ные произведения, повествующие, напри­мер, о событиях из истории Аккада.

Распространение в Хеттском царстве (в связи с развитием давних историчес­ких связей, например с Месопотамией) чу­жеземных языков вызвало необходимость в соответствующих пособиях: имелись трехъязычные, шумеро-вавилоно-хеттские словари. Известен_замечательныи_учебник по коневодству, составленный главным ко-"нюшенным хеттского царя митаннийцем Киккули.

Хеттское государство, будучи прежде всего военной державой, усиленно заботи­лось о развитии фортификации. Характер­ной особенностью укреплений хеттских го­родов было наличие двойных-стед. В Хат-тусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены соору­жались из огромных каменных блоков, тща­тельно подогнанных друг к другу. К ус­лугам царя и его приближенных в городе было четыре дворца, причем в «нижнем дворце» имелось специальное святилище. Хеттские статуи и рельефы, подобно хур-ритским, отличались некоторой массивнос­тью и тяжеловесностью, своего рода мону­ментальностью, давящей на зрителя. Для примера можно назвать скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя, где изображены две встречные процессии муж­ских и женских фигур, стоящих на зверях и птицах. Обе процессии возглавляются бо­гом и богиней, видимо, вступающими в священный брак. В целом для хеттской культуры характерна рациональная дело­витость, несколько прагматическая ориен­тация на главные нужды монархии, в кото­рой успехи на поле брани и возвеличение царской власти составляли основные заботы.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | <== 41 ==> | 42 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав