Читайте также:
|
|
По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.
В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношениюк «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».
На протяжении всего ранне-династического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает такая форма монархии как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия.
Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду, куда они, по преданию, переселились с острова Тильмун (совр. Бахрейн) в Персидском заливе. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало сохранению небольших городов-государств (типа египетских номов) на территории Южной Месопотамии на протяжении всего раннединастического периода.
Но между городами-государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.
Политическая история шумерских городов-государств
В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Щумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих раннеди-настический период.
Первый этап (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением I Кишской династии.
В конце первого этапа раннединастического периода начинает возвышаться Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, приобретшие черты мифологических героев.
Второй этап раннединастического периода (XXVII—XXVI вв. до н. э.) начинается с ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш, любимый герой шумерского, а затем аккадского эпоса. В борьбе с царем Киша Агой он добился освобождения Урука от кишской гегемонии. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах, позднее сам Гильгамеш был обожествлен и прославлен в замечательном памятнике древневосточной литературы.
Третий этап раннединастического приода, охватывающий XXV—XXIV вв. до н. э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе ожесточенной борьбы между городами выдвигается Ур, где правит I династия. При*4 ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц. Свидетельством могущества I династии Ура являются царские гробницы, «Царские гробницы» Ура часто называют «великими шахтами смерти»: захоронения царей сопровождались многочисленными (до нескольких десятков человек) жертвоприношениями возничих, воинов, придворных, служанок. Правители Ура вынуждены были уступить гегемонию 'Лагашу, где в XXVI в. до •н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше. Он отстроил Лагаш и его храмы, соорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанату-ме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, 'Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эанатума была война с Уммой, опиравшейся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поверженных врагов, терзаемые коршунами; победная надпись извещала об истреблении 3600 неприятельских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между двумя воюющими государствами,— древнейший международный договор.
Преемники Эанатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша, и его по-литлн£с.кое влияние стало паать.
В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу.
За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.\ Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения.
Правление Уруинимгины, принявшего титул «лугаль», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша. Но одновременно усиливалась и Xм-ма — давний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали дальнейшим успехам Лугальзагеси: поход уммийцев привел к разорению Лагаша, его храмов и поселений, о чем с печалью говорится в литературном произведении «Плач об Уруинимгине». Лагаш был поставлен в зависимость от нового политического объединения Шумера во главе с Уммой, нанесшей поражению даже Кишу. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, вскоре рухнувшее под натиском более сильного государства — Аккада, возникшего к северу от Шумера.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 230 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |