Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПРОТОПИСЬМЕННЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ШУМЕРА.

Читайте также:
  1. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  2. II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  3. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  4. IV. Обязанности и права студентов в период прохождения производственной практики
  5. Oslash;Может ли фирма при монополистической конкуренции терпеть убытки в краткосрочном периоде?может, и это определяется величиной средних общих издержек
  6. XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
  7. Анатомо-морфологический период
  8. Анатомо-физиологический период
  9. Античный период истории образования и педагогической мысли.
  10. Апериодическое движение точки

В XI—VIII тысячелетиях до н. э., в эпо­ху мезолита, в горных районах, прилегаю­щих к долине Тигра и Евфрата, жили племена земледельцев и скотоводов. Темпы развития ускоряются в эпоху неолита. ;В VII тысячелетии до н. э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамс-кой низменности, появляются поселения так называемой культуры Джармо. В середине и второй половине VI тыся­челетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наи­более характерного поселения — Хассу-на — носит название хассунской куль­туры.

Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). Хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен.

В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изме­нения, связанные с новой культурой, назы­ваемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявля­ется в развитии различных производств.

В период неолита формируются рели­гиозные верования древних обитателей Се­верной Месопотамии. При раскопках встре­чаются статуэтки животных, например бы­ка, который, видимо, был тотемом халафс-ких племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свиде­тельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупо­койный культ с разными типами погре­бений и увеличивающимся погребальным инвентарем.

В это же время шло продвижение племен дальше, на юг. В последней трети V — первой половине IV тысячелетия до н. э. и характеризуется наличием системы оросительных каналов. Этот новый этап в развитии Месопотамии отличается расцве­том ремесел: керамического, металлургического, ткачества.

Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерс­кой цивилизации связаны с урукской куль­турой (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быст­рыми темпами^ идет процесс отделения ре­месла от земледелия. Выделяется гончар­ное ремесло.

Одновременно с развитием производи­тельных сил кардинальным образом меня­ются и производственные отношения. Быст­рыми темпами идут имущественное рас­слоение и социальная дифференциация общества. Особую со­циальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники.

По мере усложнения социальной струк­туры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значи­тельной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригацион­ным хозяйством.

Достигнутые в общественно-экономи­ческом развитии результаты закрепляются в конце IV — начале III тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные ору­дия труда и оружие (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т. д.) и даже появляется бронза.

Южная Месопотамия в XXVIII— XXIV вв. до н. э.В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в среднейчасти долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — хурриты. В разных районах страны из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в исТбрии Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характер­ные для периода, который принято назы­вать раннединастическим и который охва­тывал XXVIII—XXIV века до н. э.

Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен раз­витием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. Происходит отделение торговли от ре­месла.

Быстрыми темпами развиваются рабо­владельческие отношения. Основным источ­ником рабства является война. Рабов клеймили, со­держали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабыни трудились в качестве пря­дильщиц, ткачих, зернотерщиц, носилыциц, работали на кухнях и скотных дворах. Рабов-мужчин использовали как землеко­пов, носильщиков, садовых работников.

Кроме рабов в шумерском обществе было много подневольных работников: разо­рившиеся и лишившиеся своих наделов об­щинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества раннединастической эпохи составлял класс рабовладельцев. К нему принадлежали ро--довая знать, высшее жречество, представи­тели администрации.

Класс мелких производителей, состав­ляющий примерно половину населения в шумерском городе-государстве, был пред­ставлен рядовыми общинниками, владев­шими небольшими наделами общинной зем­ли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное вла­дение большим семьям, из которых состоя­ла община.

По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | <== 29 ==> | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав