Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ОСВОЕНИЕ ИНДОИРАНЦАМИ ДОЛИНЫ ГАНГА. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Читайте также:
  1. B) Теорию обучения и образования.
  2. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  3. А) государственные и муниципальные образования;
  4. А) государственные финансы;
  5. Автор: Михаил Bлaдимиpович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.
  6. Актуальные проблемы воспитания на современном этапе развития общества и системы образования. Актуальные проблемы музыкального воспитания в России и в мире.
  7. Актуальные формы социальной ответственности бизнеса и государственные меры его поддержки.
  8. Алгоритм. (первые 3 пункта, которые остались прежними)
  9. Анализ состояния современной системы образования. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.
  10. Аттестация работников образования.

Основными источниками по истории Северной Индии конца II—начала I тыся­челетий до н. э. являются древнейшие па­мятники индийской религиозной литерату­ры—веды. Они представляют собою сборни­ки гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные истолкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда» родственно, например, русскому «ведать»). Сам факт их составле­ния свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен.

Пред­ки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкород­ственных племен, живших на общей тер­ритории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья—«благород­ный»—было самоназванием господствую­щих родов в древнеиндийских и древне-иранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй полови­не II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев. Арии рассе­лились по всей центральной части Индо-Гангской равнины. Эту область они стали считать «Срединной страной», или«Землею ариев», как особо священной и наиболее пригодной для совершения своих ритуалов. К жителям более восточных районов ведийские племена долгое время относились с предубеждением, считая их варварами. Территории вдоль среднего и нижнего течения Ганга тогда еще не были освоены индоариями.

Расселение индоевропейцев на Индо-Гангской равнине сопровождалось не простой ассимиляцией аборигенов, а зна­чительно более сложными этническими про­цессами. В результате слияния племен раз­личного происхождения создавалась единая культура.

В экономике Ариев огромное место занимало скотоводство, главным об­разом разведение крупного рогатого скота. Именно об увеличении стад молили богов авторы ведийских гимнов. Мифы и легенды индоариев повествовали о том, как боги сражаются со своими противниками, отби­рая у них бесчисленные стада коровВ ведийском языке даже само слово «война» (гавишти) буквально означает «захват ко­ров».

Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Городов они не знали вовсе и тем словом, которое впоследствии значило «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.

Социальная организация индоариев в период их расселения в Пенджабе, види­мо, оставалась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа—военный вождь и предводитель. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созы­вавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоян­ных межплеменных войн. Существовало рабство, пополняемое за счет войн.

В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, со­циальном и политическом строе Северной Индии. Появилось железо, развивалось профессиональное ремесло.

В поздневедийский период место племенных союзов постепен­но начинают занимать ранние государствен­ные образования. Развитие социальной дифференциации в поздневедийскую эпоху выражается не только в появлении низших, бесправных и эксплуатируемых слоев. Меняется и по­ложение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины, а дела всего племени и возникающего тер­риториального государства переходят в исключительную компетенцию вождей и правителей.

Когда-то «цари» (раджи) индоариев были главным образом военными предво­дителями. Недаром их называли такими терминами, как «вождь», «находящийся впереди» или «идущий впереди». Постепен­но можно заметить развитие власти пра­вителя, усложнение царского двора и ор­ганов управления. Однако до самого конца ведийского периода государство сохраняло крайне архаичные черты. Поздневедийские тексты, давая описание крупнейших ри­туалов, перечисляют ряд категорий лиц, приближенных к царю. Одно из первых мест занимает военачальник (из чего сле­дует, между прочим, что руководство вой­сками уже перестало быть главной обязан­ностью самого вождя). Несколько придвор­ных носят титулы, связанные с их ритуаль­ными функциями во время царского пира («тот, кто режет мясо», «тот, кто раздает» и т. д.),—место на пиру отражало и роль человека при дворе. Не менее важное значение придавалось игре в кости, посред­ством которой узнавали судьбу или волю богов. Поэтому и «бросающий игральные кости» был в числе царских советников. Среди царских друзей или «слуг его дома» мы видим также носителей титулов «изго­товителя колесниц» и «плотника».

Многие из придворных (начиная с вое­начальника) были родичами правителя. Взаимоотношения в государстве приобре­тали вид как бы семейных связей. Поддерж­ка родни была необходима для достижения власти, и недаром царские молитвы содер­жали, как правило, заклинание с целью заручиться помощью близких и одолеть соперников, «равных ему по рождению». Между разными группировками знати шла беспрерывная и ожесточенная борьба за власть. Приход к власти означал возмож­ность собирать подати с народа.

Между представителями аристократии создавались непрочные союзы, насто нерав­ноправные. Слабейшие правители вынужде­ны были временно подчиняться более мо­гущественным соседям. Так возникали по­рою довольно обширные политические образования, владыки которых именовали себя «верховными» и «самодержавными» государями. Высшим успехом царя счита­лось проведение ритуала, который называл­ся «жертвоприношение коня». Специально отобранного коня пускали пастись на воле в течение года. Его сопровождала многочисленная вооруженная охрана, кото­рая заставляла правителя любой местнос­ти, куда ступала нога коня, признавать верховную власть и платить дань царю, совершавшему жертвоприношение. Спустя год происходило торжественное заклание коня, а царь после этого считался как бы «владыкой всей земли». Ритуал «жертво­приношения коня» совершался в Индии до эпохи средневековья.

Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в по­рыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из опре­деленных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберега­ли свои тайны от непосвященных, передавая их из поколения в поколение. Жрецы эти в качестве хранителей традиции и сверхъестественной мудрости были как бы племенными судьями, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся по­рядков. Жречество поздневедийской эпохи рано консолидировалось в сословие, в из­вестной мере не зависящее от племенных и политических границ.

Социаль­ное и политическое развитие Северной Индии конца II — начала I тысячелетия до н. э. привело к образованию четырех основных слоев общества: жречество; пле­менная военная аристократия; полноправ­ный народ—общинники; низшие, неполно­правные категории населения, включая ра­бов. Каждый из этих слоев превращался! в замкнутое сословие—варну. Наследствен-} ный статус представителей каждой варны определял их занятия и религиозный долг: > обязанности жрецов и учителей лежали на варне брахманов, кшатрии должны были воевать и править, вайшьи—трудиться, а шудры—смиренно служить трем высшим варнам. Эта схема общественного строя прилагалась ко всем областям, где распро­странялась индийская культура, несмотря на многообразие социальной действитель­ности того или иного региона. Сословная идеология варн, развивавшаяся в поздне-ведийский период, стала отличительным признаком Индии и намного пережила ту эпоху, когда она в основном правильно отражала реальную структуру общества.

Итогом «ведийского периода» явилось распространение пахотного земледелия на Индо-Гангской равнине, развитие еоциального расслоения и возникновение специ­фической сословно-классовой структуры (варнового строя), становление ранних государств. В результате при активном взаимодействии арийских и местных куль­турных традиций к середине I тысячеле­тия до н. э. здесь сложились основы древ­неиндийской цивилизации.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | <== 26 ==> | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав